Обещают, что этот год станет последним в жизни Тракторозаводского вещевого рынка Волгограда. Бизнесмен и бывший мэр Волгограда Юрий Чехов анонсировал снос устаревших рядов из 90-х и появление на их месте нового торгового центра и парка. Свое видение развития территории на месте рынка и появившейся возможности сделать ее максимально удобной для волгоградцев высказал в своей авторской колонке городской планировщик и урбанист, руководитель компании GeoClever Дмитрий Бойко.
После Тракторного Африкой не удивить
Для меня, как и для всех, кто рос в 90-х, «Тракторный» был в первую очередь рынком, а не заводом. У каждого, наверно, найдутся свои истории про это место — у кого-то знакомый там торговал, кто-то ходил по рядам, предлагая пирожки или выкрикивая «чай-кофе-каркаде», кто-то по вечерам собирал там бутылки. Позднее, попав в бедные полулегальные поселения в Африке, меня было не удивить облезлыми дощато-шиферными лачугами с навесами из мешковины — тракторный из моего детства был примерно таким же.
Для Тракторозаводского района вещевой рынок стал временным ответом на вопрос, как жить без завода, — вот так, торговать и крутиться. Временным, потому что никто не мог планировать надолго, стояла задача выживания семьи — что-то вырастить на даче и заработать на необходимое. Благодаря этому опыту 90-х уже в новом тысячелетии стало возможным реализовать реконструкцию одного из цехов завода в торговый центр, который дает такой же ответ на вопрос, где в районе работать и чем жить. Пока трудно в это поверить, но тракторный рынок — тоже наша история, как и тракторный завод, — ни плохая, ни хорошая.
Что касается рынка как формата торговли, то он переживает не лучшие времена. Многих он уже не устраивает по качеству и ассортименту товаров, и вниманию к клиенту. Не выдерживая конкуренции с торговыми центрами, вещевые рынки по всей России постепенно закрываются. Сами предприниматели часто предпочитают работать в более проходном месте, не говоря уже про комфорт продавцов, в отапливаемом здании, с теплым туалетом. Например, на востоке Москвы крупнейший Черкизовский рынок был закрыт в 2009 году и вскоре снесен.
Насколько я могу судить, в последние годы поток покупателей на тракторном рынке также снизился, что привело собственника к необходимости предлагать арендаторам какую-то программу переселения в торговый центр, который предстоит построить. Прошедшие в СМИ материалы с закрытых презентаций соответствующего проекта дают только общие представления о намерениях. Известно только, что реализацией планирует заниматься предприниматель, бывший мэр Волгограда Юрий Чехов. Однако даже малая часть опубликованных проектных решений вызывает озабоченность тем, как авторы и заказчики проекта понимают современную градостроительную ситуацию.
Обзор градостроительной ситуации
Что сейчас представляет собой участок, занимаемый тракторным рынком? В первую очередь эта территория прилегает к транспортному узлу, где пересекаются магистральные улицы общегородского значения (улицы Ополченская и Шурухина). Улица Ополченская — основная связь всех районов Волгограда между собой (и далее с Волжским), а улица Шурухина (на север) — выезд из города в направлении на Камышин. По генеральному плану города пересечения магистралей общегородского значения требуют полной транспортной развязки — то есть такого сооружения, которое бы позволило организовать движение автомобилей в разных уровнях. Со стороны вещевого рынка расположена конечная остановка маршруток в Ерзовку и Дубовку, фактически пригородный автовокзал.
Наличие транспортного узла высокого статуса приводит к возникновению такой плотности потоков людей, что неизбежным становится формирование районного общественного центра. Ещё в довоенные времена общественный центр Тракторозаводского района был решен как система связанных между собой общественных объектов — площадь имени Дзержинского, улица имени Дзержинского от проходных тракторного завода до Дома культуры, улица Ополченская от третьей школы до цирка (теперь продовольственный рынок). Этот треугольник стал опорным в дальнейшем развитии центра района.
С начала 1970-х до 1984 года общественный центр района развивался также вдоль проспекта имени Ленина. Когда трамвайная линия от тракторного завода вошла в состав маршрута скоростного трамвая, обеспечившего связь с центром города, возникла ещё одна ось: проходные завода — конечная станция трамвая. Улица Шурухина, таким образом, связывала три центра — остановку трамвая, цирк и ДК, каждый из которых соединялся с проходными.
С сокращением пешеходного трафика к проходным завода площадь Дзержинского перестала быть таким популярным общественным местом, как раньше. Из трех узлов — ДК, рынок и станция трамвая — наиболее людным оказался средний. В результате рынок стал главным центром общественной жизни района в 90-е. В наши дни таким главным общественным местом стал торговый центр, который расположен на проспекте имени Ленина, создавая свой собственный пешеходный поток.
Территория, ограниченная улицами Шурухина и далее Могилевича с юга и улицей Дегтярева с севера, за редкими исключениями, была застроена в период с 1940 по 1960. Рисунок довоенного плана при выполнении последующих планировочных работ, в основном, бережно сохранялся и преемственно развивался. Где-нибудь в городах Золотого кольца России эту застройку младше ста лет никому в голову бы не пришло рассматривать как историческую, но для Волгограда она представляет несомненную ценность. Необходимо отметить, что в отличие от памятников царицынской архитектуры, здесь на старом тракторном особую ценность представляет сама сохранившаяся среда. Например, профессором, академиком РААСН Юрием Бочаровым, знакомством с которым я горжусь, в Сталинграде в 1955 году спроектирован среди прочего дом с башенками на углу улиц Шурухина и Дзержинского. Оставим архитекторам рассуждать о выразительных средствах и авторском почерке мастеров, но каждому очевидно, что эта застройка в комплексе несет следы советской эпохи. Я далек от мысли превращения живого городского пространства в бесконечный музей, но глупо игнорировать возможности, которые открываются в связи с наличием интересной исторической архитектуры. Если тема советского архитектурного наследия уже стала обыгрываться волгоградскими застройщиками в новых жилых комплексах, то было странно здесь никак не реагировать на исторический контекст.
Что видно на схемах
Квартал, в котором сейчас находится вещевой рынок, проектом трактуется как три участка — стадион «Трактор», новый торговый центр и нарезанный на квадратики парк.
Под литерой 8 на участке немногим больше гектара в опубликованном проекте значится торговый центр. Как пояснено заказчиками проекта, здание строится именно в этом месте, чтобы не останавливать торговлю на рынке и сохранить арендаторов. Конфигурация здания в плане выглядит случайной в пределах отступов от стадиона и от детского сада по улице Жолудева.
Парк совершенно абстрактный, дорожки нарисованы так, что большая их часть приводит в забор стадиона. Трудно различить на схеме обладающие статусом объекта культурного наследия пилоны, обозначающие вход на стадион. Между тем, судя по тому, что были проведены специальные работы по сокращению их охранных зон и получены комментарии градозащитников, что всё с памятниками складывается приемлемо, ограничения объекта культурного наследия кажутся заказчикам проекта самым главным препятствием на пути преобразований. Парк, зажатый магистралями, парковками и заборами, выглядит как стратегический территориальный резерв расширения торговли, а не как место для отдыха.
Особенно тщательно разобраны вопросы парковки автомобилей. Их тут четыре группы — основные парковки для покупателей ТЦ вдоль улицы Шурухина, вспомогательные с въездом со стороны улицы Жолудева, основные парковки для зрителей стадиона «Трактор» на его участке и дополнительные по улице Могилевича. Мало кого так легко обидеть, как автомобилиста, не продумав ему место для стоянки, и здесь проектировщик всеми силами старался этого избежать.
Сама модель торгового центра с гигантской парковкой в Волгограде в последние годы представлена незаслуженно широко. Ее главные минусы — привлечение все большего количества автомобилей в одну точку и полное безразличие к удобству покупателей-пешеходов.
Пешеходные связи проектом рассматриваются своеобразно. Если провести воображаемую линию вдоль западной стены ДК, то эта линия пройдет насквозь через галерею в проектируемом торговом центре. Кому, зачем и куда так потребуется идти пешеходу, авторы не отвечают. В Тракторозаводском районе пешеходы привыкли ходить по тротуарам и бульварам, а не сквозь здания. Но если продолжить тротуар по обе стороны улицы Шурухина, то придется еще ужать торговый центр и сократить количество парковок.
Кроме того, уже сейчас угол между ТЦ и забором стадиона напоминает тот дальний непроходной угол в доме, который постоянно норовит зарасти паутиной. И при предлагаемой схеме движения пройдет немного времени, прежде чем территория парка станет либо паркингом, либо площадкой расширения торговли.
Предложения на перспективу
Трудно представить, чтобы в таком нагруженном узле в современном Волгограде согласились сделать нечто в исключительно общественных интересах, и вместо рынка сделали, например, только парк. Подобное реализовали в Москве на месте снесенной гостиницы «Россия» прямо у стен Кремля, чем изрядно удивили мировую архитектурную общественность. Для Волгограда такая смелость пока недостижима.
Однако, по-моему, нашему городу хватило бы здесь смелости на добротный современный многофункциональный комплекс, включающий большую долю культурно-досуговых функций, чем привычный торговый или торгово-развлекательный центр. Логично рассматривать этот объект в связке с окружением: рядом есть стадион — можно делать спортивные залы, рядом ДК — дополнять и расширять спектр детских и взрослых занятий. Вряд ли у кого-то есть сомнения, что сегодня это может быть бизнесом. Каким содержанием наполнить комплекс с удовольствием подскажут сами жители района как будущие потребители услуг, если их правильно спросить.
На счет парковочных мест стоит вспомнить, что раньше на рынок всегда приезжали на общественном транспорте — и тут его много. Новым торговым центрам, кроме огромных парковок, приходится платить за бесплатные автобусы, а здесь уже есть городские устоявшиеся маршруты. Если рассматривать клиентский ареал нового комплекса с учетом доступности автобусами, троллейбусами и трамваями, то здесь может оказаться полгорода. Все, что останется, — устроить разумные подходы от остановок, а некоторое необходимое количество парковочных мест не лепить на основные пути пешеходного движения.
Особый интерес для меня всегда представляло красное кирпичное здание, возвышающееся где-то в центре территории рынка. Выглядит оно по местным меркам старым, и, к счастью, не обременено охранными регламентами объекта культурного наследия. Было бы здорово, если бы заказчики проекта рассмотрели вариант его реконструкции и приспособления, а не сноса.
В Волгограде мало мест подобных тракторному рынку по степени сложности и ответственности решения планировочных задач. Градостроители прошлого оставили нам довольно продуманный центр Тракторозаводского района. Хотелось бы, чтобы и современные преобразования были продуманы как можно более тщательно.
Согласны с автором?