В Волгоградской области 25 апреля в районе хутора Закутского Среднеахтубинского района произошел природный пожар. Свидетелями происшествия стали многие проезжавшие мимо волгоградцы. По словам одного из них, Дмитрия Афанасьева, вместе с сухой травой в лесу выгорели деревья. Мужчина всерьез опасается, что через несколько лет от дубрав в Волго-Ахтубинской пойме из-за несогласованных действий лесничества, чиновников и пожарной охраны не останется ровным счетом ничего.
«Пожар уничтожает молодой лес»
По словам Дмитрия Афанасьева, пожар в Среднеахтубинском районе разгорелся около 13:00 25 апреля. В это время мужчина ехал вместе с супругой на дачу.
— Около 13:00, когда мы проехали хутор Закутский, примерно в четырех километрах от него и, не доезжая примерно два километра до хутора Клетского, увидели лесной пожар. Небо затянулось дымом, территория охваченная огнём, видимая с дороги, была значительной, — рассказал Дмитрий Афанасьев V1.RU. — Горел камыш и сухая трава. Мы остановились на обочине и вызвали пожарных. В этот же момент из леса выехал автомобиль, из которого вышел человек, представившийся лесничим, проживающим в хуторе Щучьем. Он сказал, что подожгли камыш, не уточняя, кто это сделал, и из-за ветра пошёл гореть сухостой, распространяясь на деревья.
Дмитрий, с его слов, предложил помощь, однако его убедили, что это лишнее.
— Мы спросили, нужна ли помощь, лесничий сказал, что ждёт свою пожарную машину, что у него есть автономный ранец для тушения. Кроме этого, он сказал, почти дословно, «пожарная машина нужна только в одном месте, там, где горит одно дерево, а в остальном горит трава, деревьям этот пожар не угрожает». Меня такой ответ неприятно удивил, потому как я бываю в этом лесу осенью — собираю шиповник, иногда грибы и вижу выгоревшие изнутри огромные многолетние живые дубы. Тогда я задал лесничему провокационный вопрос: «Почему при наличии огромного количества желудей в лесу нет молодой дубовой поросли, нет молодых дубков?» На что услышал, что законом запретили в лесу пасти скот, скот перестал вытаптывать траву, трава не выкашивается, при сжигании камыша загорается сухостой травы и вместе с сухостоем выгорает поросль, то есть молодой лес. На мой вопрос, кто должен выкашивать траву, он не ответил. Но из его ответа понятно, что этот пожар уничтожает молодой лес — а значит, всё-таки угрожает деревьям. То есть лесничий сам себе противоречит.
С места происшествия Дмитрий с супругой поехали на дачу. Уже вечером, на обратном пути, волгоградцы увидели жуткую картину.
— Примерно в семь часов вечера, проезжая мимо места пожара в двух километрах от хутора Клетского, не доезжая до хутора Закутского, увидели, как из леса выезжает пожарная машина. Остановились на обочине и увидели, что дым продолжает идти, а местами в сумерках было видно горение. Я решил оценить степень опасности возникновения нового возгорания и зашёл в лес. В лесу я увидел, что трава и камыш были полностью выжжены, в бывшем очаге пожара все деревья тлели и медленно горели у основания. Около 10 живых деревьев, с зелёными почками и распускающимися листьями, были повалены по причине выгорания у основания. У меня был с собой фотоаппарат и телефон с камерой. Я заснял всё уведенное на видео и сфотографировал.
Решив, что пожарные уехали на дозаправку, волгоградец начал своими силами тушить тлеющие деревья.
— В пределах моей видимости было около ста очагов горения. Я решил, что пожарные не могли бросить ситуацию, и стал своими силами тушить горящие у основания дубы, пока пожарные дозаправляются водой. Использовал полуторалитровые пластиковые бутылки. Воду набирал из озера в 50 метрах. Два часа я тушил тлеющие, живые деревья, за это время у меня получилось потушить пять дубов. Поняв, что пожарные не вернутся и что моих сил явно не достаточно, в 21:08 я снова вызвал пожарных. Продолжал тушить примерно до 21:30. На улице стемнело, без освещения не смог больше набирать воду, супруга надышалась дымом, ее самочувствие ухудшилось, и нам пришлось уехать, не дождавшись пожарных. По пути на дороге мы встретили пожарную машину в районе хутора Закутского.
«Душа болит: мы теряем малое, что осталось»
Ставший очевидцем очередного пожара волгоградец всерьез опасается, что через несколько лет в Волго-Ахтубинской пойме могут исчезнуть все многовековые дубравы. Губительные пожары не дают разрастаться молодой поросли, одновременно истребляя старые дубы.
— Пойма и дубовый лес для меня лично имеют большое значение. В Рассвете, ныне хуторе Клетском, жила моя родная тётя, и я в детстве часто жил у неё летом. С двоюродным братом и сестрой мы гуляли в дубовом лесу, собирали и сажали жёлуди, грибы, шиповник. Ездили в детстве вместе со взрослыми на огромные баклажановые плантации. Сейчас трудно поверить, что всё это было. Душа болит, потому что мы каждый год теряем то малое, что у нас осталось. Пойма выгорает каждый год. Молодые дубки при таких пожарах никогда не смогут восполнить высохший и сгоревший лес.
Дмитрий Афанасьев уверен, что всему виной попустительство со стороны профильных ведомств.
— Безразличие сотрудников и руководства лесничества, безразличие пожарной охраны и их руководства в сумме бездумных решений областной администрации приводят к трагедии. Нашим детям уже не доведётся побывать на баклажановых плантациях, не то что питаться, а даже попробовать вкус натуральных овощей и фруктов, выращенных в пойме. А теперь им не доведётся подышать свежим ароматным воздухом дубового леса, им достанется выжженная сухая земля. Сухая, потому что в угоду владельцам ПАО «РусГидро» и РАО «ЕЭС России» воду в пойму запускают через полностью открытые заслонки Волжской плотины в течение всего четырёх дней в году, что катастрофически мало и также ведёт к уничтожению Волго-Ахтубинской поймы.
Встревоженный будущим Волго-Ахтубинской поймы мужчина намерен обращаться в надзорные органы.
— С данным материалом, заявлением о преступлении, о бездействии профильных организаций, фотографиями и видео я намерен обратиться в ГКУ ВО «Среднеахтубинское лесничество», СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр», ФБУ «Российский центр защиты леса», Прокуратуру Волгоградской области, — заявляет мужчина. — Если не будет установлен причиненный пожаром убыток и не будут выявлены виновные, буду обращаться в Следственный комитет Волгоградской области.
«В день тушим до 50 природных пожаров»
Журналистам сайта V1.RU не удалось связаться с представителями СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр». Указанные на сайте администрации Волгоградской области телефоны не отвечают. Директор Среднеахтубинского лесничества в рабочем кабинете появится завтра, 28 апреля. Нам удалось связаться с лесничим, который 25 апреля находился на месте пожара.
— А что я могу объяснить? — поинтересовался в ответ представитель Среднеахтубинского лесничества. — Мы выехали 25 апреля по факту пожара, горел камыш. Приехали, начали тушить. Ну что мы сделаем, если люди, отдыхающие поджигают? Как именно в этот раз разгорелось, мы не знаем. Сами знаете: за три минуты огонь пробегает по 100 метров. У нас месяц назад тракторист так чуть не сгорел. Делал опашку, а метрах в 200 от него пожар начался. Пока развернулся, уже горел.
По словам лесника, выкашиванием сухой травы лесничества не занимаются. До недавних пор сухостой исчезал сам собой благодаря содержавшим скот фермерствам.
— Лесничество выкашиванием травы не занимается. Раньше у людей было много скотины. Когда выводили на выпас по 200–300 голов, такой проблемы с сухой травой, конечно, не было. Люди заготавливали сено на зиму. Одним словом, такой проблемы у нас никогда не было. Когда пожарные приезжают на место, никто не ждет, пока выгорит трава. Если нет возможности подобраться к огню спецтранспорту, тушат ранцами. Поговорите обо всем с директором лесничества. Если необходимо, я подъеду и пообщаемся.
По данным пресс-службы ГУ МЧС России по Волгоградской области, сообщение о пожаре в районе хутора Закутского поступило около 14:00 25 апреля. На месте работали расчеты 50-й пожарно-спасательной части.
— Сообщение в дежурную смену ЦУКС о пожаре в трех километрах от Фрунзенского сельского поселения поступило около двух часов дня 25 апреля, — сообщили V1.RU в пресс-службе регионального МЧС. — Горела сухая растительность, осложнял тушение сильный ветер. Несмотря на сложную обстановку, пожарным около 18:00 удалось локализовать открытое горение, не допустив огонь к населенным пунктам.
В то время как тушение пожаров в лесах является прямой обязанностью сотрудников лесных хозяйств, спасатели Волгоградской области десятки раз день выезжают на подобные возгорания.
— Главная задача МЧС — предотвратить угрозу распространения огня на жилые массивы, — поясняют в МЧС. — При этом ежедневно в регионе происходит до 50 возгораний, большая часть из которых — это горение сухой растительности. Чаще всего пожары происходят по причине неосторожного обращения с огнем. Сегодня региональное управление находится в полной готовности.
В МЧС напоминают, что в Волгоградской области введен особый противопожарный режим.
— Сейчас категорически запрещено разжигать костры и въезжать на личном транспорте на территорию лесничеств, — напоминают в пресс-службе главка. — Нарушение требований влечет наложение штрафов. Размер штрафа в условиях особого режима удваивается. Количество рейдов, призванных выявлять нарушителей, увеличено.