За последнюю неделю в редакцию V1.RU поступило несколько десятков жалоб от волгоградцев, обнаруживших в квитанциях за январь баснословные суммы за отопление в январе. Несмотря на то что последний месяц был теплее декабря, волгоградцам насчитали гораздо больше.
— Проживаю я в Советском районе. Сегодня открыла квитанцию, и мне стало дурно, — жалуется волгоградка Елена Селезнева. — Двадцать лет живу в этом доме, и такого чуда не было никогда. За одно только отопление вышло почти пять тысяч.
Управляющие компании во всем винят главного поставщика тепловой энергии в Волгограде — «Концессии теплоснабжения». По словам инженера управляющей компании «Афина», обслуживающей дома на севере города, «Концессии» увеличивают объем теплоносителя, что приводит к повышению платы за отопление.
— Возмущаются те жители, которые платят по общедомовым приборам учета. Во всех управляющих компаниях, во всех ТСЖ, где есть приборы учета, везде выросла оплата. «Концессии» попросту прогнали больше тепловой энергии, — объясняет сотрудник управляющей компании. — Но есть хитрость. Если просто поднять температуру теплоносителя — это будет затратно, потому что это, во-первых, газ, а во-вторых — перетоп, за который можно получить наказание. Не поднимая температуру, «Концессии» подают большее количество воды с той же температурой. Они просто увеличивают скорость движения воды при помощи насосов. В данном случае увеличивается только расход электроэнергии, но это несоизмеримо дешевле. Сравнить эти объемы очень легко по распечаткам приборов учета. В них все показатели указываются посуточно. И в них указаны и температура теплоносителя, и какой объем, и какая масса.
По словам экспертов в сфере ЖКХ, в этой ситуации нет одного виновного. Проблема сложилась по ряду причин — как объективных, так и зависящих от всех участников конфликта.
— Расчет у нас ведется до 25 числа каждого месяца, — рассказывает руководитель региональной общественной инспекции «Общественная инспекция — народный контроль Волгоградской области»
Сергей Септаров. — И каждый раз последние три дня идут в учет следующего периода. А у нас как раз в декабре самые холодные дни были с 26-го по 31-е число. Плюс еще было указание свыше ни в коем случае не снижать объем потребления ресурса, чтобы никто не обращался на праздниках. По 8 января температурный режим даже при плюсовой температуре продавливался ресурсниками максимально. И температура в среднем доходила до 90–95 градусов. Это происходит каждый год. И это указание исходит из администрации Волгоградской области, чтобы люди, находясь дома, не страдали от потери коммунального ресурса. Каждый год, ориентировочно с 26 декабря по 8 января, всегда существуют перетопы в связи с этими указаниями.
По словам Сергея Септарова, перетопы нужно фиксировать, но собственники квартир редко проявляют в этом инициативу, а управляющие компании не работают в штатном режиме в новогодние праздники.
— В январские дни были колоссальные перетопы. Температура на улице поднималась, и тогда температура в трубах должна была падать, а ресурсники не сбавляли, потому что были четкие указания со стороны администрации, — объясняет эксперт. — Но здесь управляющие компании должны взаимодействовать с поставщиками тепла, составлять акты по обращению граждан о перетопах. После этого происходит перерасчет. В общем, в этой ситуации виноваты все стороны. Собственники не обращаются в управляющие компании для составления актов ненадлежащего оказания услуг, управляющие компании на это тоже не реагируют, потому что у них штатные работники отдыхают на праздниках, а теплоснабжающие организации перетапливают.
В комитете ЖКХ администрации Волгоградской области с мнением Септарова в той части, что рекомендовали «Концессиям» нещадно топить, не соглашаются.
— Комитет ЖКХ Волгоградской области рекомендовал теплоснабжающим организациям на новогодние праздники обеспечить бесперебойную работу всех систем жизнеобеспечения. Это происходит каждый год. Но никто не требовал поддерживать максимально высокую температуру в системах отопления, — сообщили в профильном комитете обладмина.
Добавим, что сегодня, 4 февраля, баснословные цифры в платежках волгоградцев стали темой специального совещания в Волгоградской областной думе.
— В отношении каждого многоквартирного дома, где выявлены случаи необоснованного увеличения платы за отопление, будет проведена проверка. Такое решение принято на рабочем совещании комитета ЖКХ Волгоградской областной думы, — сообщили V1.RU в пресс-службе регионального парламента. — Как подчеркнула на совещании председатель комитета Валентина Гречина, никаких объективных оснований для изменения размера платы не было: тариф за отопление не менялся, параметры температуры наружного воздуха в декабре и в январе были практически равными. Могли быть индивидуальные причины. К примеру, в декабре не работал общедомовой прибор учета, поэтому расчет по оплате был сделан по среднему показателю — за шесть месяцев предыдущего отопительного периода. А в январе, когда счетчик ввели в эксплуатацию, показания были переданы уже по прибору учета. Изменения платы могли быть также связаны с разницей в периоде начисления. Снятие показаний счетчиков идет ежемесячно с 23-го по 25-е число, поэтому в одном месяце в зачет шли 28 дней, а в другом 33. Таким образом, рост платы за отопление может быть объясним в отдельных случаях, но все они требуют проверки.
Редакция V1.RU обратилась в «Концессии теплоснабжения» с просьбой прокомментировать заявления чиновников и экспертов. На момент публикации мы так и не получили ответ. Как только это случится, мы его обязательно опубликуем.