В УМВД по Волгограду дали правовую оценку шествию бюджетников, спортсменов и членов их семей на Мамаевом кургане 4 февраля 2021 года. В полиции заявили, что флешмоб в поддержку Владимира Путина, вокруг которого продолжает разрастаться скандал, не требует согласования, а привлечь организаторов к административной ответственности нельзя из-за истечения срока давности.
Напомним, волгоградских учителей, врачей и других работников бюджетной сферы в добровольно-принудительном порядке сняли в клипе в поддержку президента Владимира Путина. Съемки проходили 4 февраля на Мамаевом кургане. При этом часть людей, принимавших участие в мероприятии, была уверена, что снимаются в качестве массовки для группы «Любэ». А некоторые, например группа волгоградских боксеров, напротив, заявили, что шли туда добровольно и именно в поддержку действующего президента России.
— Впереди нас шли врачи скорой помощи в форме, внизу порядок и покой акции охраняли сотрудники полиции, — рассказал на условиях анонимности один из волгоградских педагогов, которого привлекали к участию в шествии. — Дошли до монумента «Стоять насмерть», помахали телефонами — и всё. Честно признаться, мы не думали, что это будут съемки клипа. Мы были уверены, что это будет какое-то патриотическое мероприятие ко дню победы в Сталинградской битве. А потом оказалось совершенно наоборот. Думали, что мы за Сталинград, а оказалось, что мы за Путина. Но нам об этом даже постеснялись сказать.
Администрация Волгограда, прокуратура, региональное управление Роспотребнадзора и музей-заповедник «Сталинградская битва» открестились от этого мероприятия и нарушений в его проведении не нашли. За разъяснениями ситуации в УВМД Волгограда обратился правозащитник Иван Иванов, которому накануне пришел следующий ответ.
— По результатам проверки вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка» за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, — сказано в ответе УВМД по Волгограду. — Данный молодежный флешмоб не будет являться публичным мероприятием и, соответственно, не требует согласования с органом местного самоуправления в порядке, определенном 54-ФЗ.
Такой ответ Иван Иванов прокомментировал на своей странице в Facebook.
— Покрывательство нарушителей или некомпетентность? Начальник УВД Волгограда 11 мая дал ответ, что по результатам проверки фактов проведения 4 февраля 2021 года несанкционированной массовой акции на Мамаевом кургане в поддержку президента отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения виновных к ответственности, — написал волгоградец в соцсетях. — Однако по закону срок давности по этой статье — один год. При этом статья «нарушение порядка организации публичного мероприятия» необоснованно не рассмотрена. Кроме того, начальник УВД города считает, что данный молодежный флешмоб не является публичным мероприятием. Тушим свет и идем на «молодежные флешмобы»? А пока пишем поток новых обращений в Генпрокуратуру на незаконное бездействие местных силовиков.
Как правозащитник рассказал журналисту портала V1.RU, он не понимает, почему правоохранительные органы разделяют понятия именно таким образом.
— В законе нет понятия «флешмоб». Массовая акция — она и есть массовая акция, она указана в законодательстве о проведении митингов. Я как юрист крайне возмущен двойными стандартами оценки допустимости либо запрета на проведение в Волгограде массовых мирных шествий и акций, поскольку всем известно, что в конце января за мирные акции людей пихали в автозаки сотрудники полиции и Росгвардии. Однако на мирное шествие 4 февраля 2021 года на Мамаевом кургане, которое организовали чиновники из городской администрации, почему-то силовики никаким образом не реагировали, это показали по всем местным каналам, разлетелось по социальным сетям. Все видели возмущение граждан о том, что же на самом деле происходит в нашей стране и в нашем городе. Почему мирным жителям Волгограда нельзя высказывать свое мнение по некоторым социально-политическим вопросам и общественным мнениям, когда они пытались это сделать в центре Волгограда, а другим жителям — нескольким сотням, которые собрались на Мамаевом кургане, — выражать свое мнение, зажигать фонарики, идти и выступать в поддержку президента РФ можно — для меня это не совсем понятно, почему происходит такое разделение.
Вспомнил Иван Иванов и документ, в котором председатель комитета молодежной политики и туризма администрации Волгограда приглашал подведомственные ему учреждения к участию в этом флешмобе.
— Никто не спросил у председателя комитета молодежной политики и туризма Александра Синютина, который подписал этот документ, почему во время страшной эпидемии он подвергает молодежь смертельной опасности и сгоняет их несколькими сотнями на Мамаев курган, — добавил Иван Иванов.
В администрации Волгограда корреспонденту V1.RU ранее подтвердили, что департамент образования и комитет молодежной политики действительно уведомляли сотрудников муниципальных учреждений о предстоящей акции.
— Структурные подразделения проинформировали сотрудников и воспитанников о возможности участия в мероприятии, — коротко сообщили в мэрии.
В пресс-службе ГУ МВД России по Волгоградской области прокомментировали ситуацию следующим образом:
— Мероприятие не содержало признаков публичности, указанных в 54-ФЗ, а для массового одновременного пребывания граждан срок давности привлечения к административной ответственности согласно статье 4, 5 КоАП РФ — 3 месяца, а не 1 год. Полиция руководствовалась действующим законодательством Российской Федерации, а не подборкой материалов, подготовленных юристами известной компании, — сообщили в пресс-службе ГУ МВД по региону.
Напомним, опубликованный в социальных сетях ролик вызвал неоднозначную реакцию у волгоградцев. Отдельные активисты заявляли о начале сбора подписей с требованием наказать организаторов этого мероприятия. Поводом для обращения в Генпрокуратуру и СК России горожане сочли возможное нарушение санитарных норм при проведении съемок клипа и привлечение к участию в них несовершеннолетних. В анонимных телеграм-каналах называли возможных организаторов акции: депутатов Волгоградской городской думы Андрея Гимбатова, Руслана Морозова и Олега Ярыгина.