В конце сентября прошлого года волгоградское рекламное агентство «Красава Про» получило контракт от областного комитета экономической политики на разработку регионального бренда. Подрядчик сформировал «целевой образ» Волгоградской области и стратегию его продвижения. Каким видят будущее позиционирование бренда местные эксперты, а также влияние этого символа на объемы реализации местной продукции и услуг стало известно на рабочей встрече с представителями СМИ и предпринимательского сообщества.
— Задача нового бренда — идентифицировать продукцию региона, которая идет на экспорт, — заявил собравшимся председатель регионального отделения союза журналистов и модератор встречи Вячеслав Черепахин. — Хотелось бы сформировать четкую позицию в отношении того, каким должно быть продвижение нового позиционирования Волгоградской области.
«Сделано в Волгоградской области»
Работа по внедрению территориального маркетинга в Волгоградской области началась более двух лет назад с активных обсуждений с участием местной общественности и экспертного сообщества. Необходимость появления нового бренда была инициирована комитетом экономической политики и развития региона и делегирована профильному рекламному агентству. В поисках идей подрядчик проштудировал научные труды, а также тщательно изучил поисковую выдачу «Яндекса» и Google. Результатом этой работы стал узнаваемый символ, помогающий «заманить» в Волгоградскую область туристов из других регионов России и из-за рубежа.
В настоящий момент фирменный знак региона разработан, идет процесс его официальной регистрации. Брендовая концепция региона будет строиться вокруг усеченной буквы V, красно-синих цветов и слогана «Там, где встречается всё».
— Бренд — это, прежде всего, маркетинговый инструмент, — подчеркнул заместитель председателя комитета экономической политики и развития Волгоградской области Евгений Усков. — Сегодня маркетинг продукции — один из главенствующих элементов. Несколько лет назад в рамках продвижения региона не только на территории РФ, но и за ее пределами мы затеяли процесс создания бренда. Сейчас проводится работа относительно права интеллектуальной собственности на этот продукт в Роспатенте, и надеемся, что до конца этого года новый бренд будет официально закреплен за администрацией Волгоградской области.
В областном комитете экономики сначала планируют популяризовать бренд, повысить его узнаваемость, а уже затем применять его во всех сферах деятельности, тем самым придавая статус и узнаваемость продукта, произведенного в регионе, по пяти отраслям: сельское хозяйство, промышленность, медицина, образование и туризм.
Согласно описанию концепции логотипа, «V» — это первая буква названия региона на английском языке. Латинская цифра пять, перекресток культур и цивилизаций, связующее звено пяти морей, а также международный символ Победы. Кроме того, по ходу мысли разработчиков, Волгоград — это город-герой с вручением медали «Золотая Звезда», а в основе пятиконечной звезды лежит пять знаков «V», соединенных между собой.
Стоит отметить, что бренд не является заменой официальной символики и геральдики, а предназначен исключительно для продвижения товаров, работ и услуг, стимулируя развитие производства региона. В России уже есть яркий пример города, которому впервые удалось сформировать свой логотип и успешно его поддерживать. Речь о Перми, чья красная буква П, вероятно, вдохновила волгоградское рекламное агентство на простоту и лаконичность.
— Мы отказались от всех шумных логотипов, сложных вариантов, — рассказывала руководитель творческой группы компании-разработчика Яна Антонова. — Бренд должен хорошо считываться на разных носителях — не только на баннерах, но и на небольших упаковках. Мы пошли по пути минимализма и хотим, чтобы Волгоградскую область узнавали по всей России, именно поэтому было принято решение остановиться на этой букве.
Помимо непосредственно логотипа и фирменного стиля, работа, которая затянулась почти на год, содержит в себе и единую коммуникационную стратегию, которая дает конкретные рекомендации к применению нового логотипа на региональном, российском и международном уровнях.
«Нужно работать с тем, что есть»
Собравшиеся эксперты согласились с тем, что это не просто бренд Волгоградской области, а некое ее позиционирование. Его отличие от патриотических символов региона в том, что это коммерческий знак, торговая марка, которая будет присутствовать на всей продукции Волгоградской области. Именно он будет размещен на горчичном масле, соках, промышленных и медицинских изделиях — всём, что будет выходить на рынок.
В ходе дискуссии представители предпринимательского и журналистского сообщества вновь вспомнили о патриотической направленности — силуэте «Родины-матери» и Мамаевом кургане, которые много лет считались символами региона. Поводом для обсуждения также стало позиционирование Волгоградской области: какой ее хотят, чтобы воспринимали за пределами региона, как бренд может усилить производственный бренд, повлиять на объемы реализации продукции, и следует ли использовать его для раскрутки новых, не прошедших общественную «проверку на качество» товаров.
— Сделано в Волгограде и сделано качественно — пока это не синонимы, и давайте не будем себя тешить этими надеждами, — отметил ректор Волгоградского института бизнеса Андрей Ващенко. — Сделать один знак на всю продукцию, на мой взгляд, будет сложной задачей. Продвижение каждой отдельной отрасли требует своей серьезной специфики. Тем не менее региону нужен свой знак, узнаваемость. Сейчас в Министерстве промышленности и торговли есть серьезная программа поддержки региональных брендов, миллиардные субсидии, но мы на нее пока никак не заявились. Поэтому давайте уже что-то примем, зарегистрируем и от чего-то будем отталкиваться, а не спорить о вкусах.
Несмотря на всю полемику, которая вспыхивает в общественных кругах каждый раз, когда разговор заходит о новом бренде региона, участники встречи сошлись во мнении, что новая идентификация Волгоградской области нужна.
— Как бы нам ни хотелось продолжать говорить о Мамаевом кургане, но нужно идти дальше, — уверен предприниматель Вячеслав Глухов. — Нужно любить бренд, свой регион, развивать малый и средний бизнес, крупные корпорации. Если мы сами ничего не будем делать, создавать бренд, любить его, как бы мы красиво его ни представляли, это работать не будет.
Пока процесс регистрации бренда затягивается до конца этого года, планируется подключить компании, которые наполнят бренд своими товарами и услугами, а уже после этого новый коммерческий знак начнет работать на регион.
— Брендинг — это только начало и небольшая доля того, что необходимо делать, но это самая видимая, знаковая доля, — сказал в заключение председатель регионального отделения Союза журналистов России Вячеслав Черепахин. — Обсуждений достаточно, давайте работать с этим знаком. Также нужно физическое проникновение, необходимо, чтобы бренд был там, где это нужно. Впереди работа с промышленностью, сельским хозяйством, медициной, туризмом. От того, какое место регион будет занимать в экономике страны, будет зависеть наше с вами личное благополучие.