Пять лет назад волгоградец Марк Григорьев решил восстановить «копейку» своего деда. Помогать Марку вызвался его друг — Дмитрий. Автомобиль после смерти дедушки пылился в гараже и тихо ждал своей страшной участи. Но Марк и Дмитрий решили не просто перебрать в автомобиле каждый винтик, но восстановить первоначальный вид «копейки».
— Мой дедушка был очень скромным человеком, любящим, добрым и заботливым. Он еще в 1970 году, когда первые «копейки» сошли с конвейеров, хотел ее приобрести. Через год, в 1971 году, он все-таки купил автомобиль, — рассказал Марк. — Много лет машина служила нашей семье верой и правдой.
Марк до сих пор с большим теплом вспоминает о своем детстве, дедушке и путешествиях. На ВАЗ-2101 путешествовала вся семья. Волгоградцы выезжали не только до соседнего поселка, но и по всей стране.
— С самого детства дедушка возил нас всюду на этой машине. Мы на нашей «копейке» ездили на море, в гости к родственникам, объездили кучу городов, — вспоминает Марк. — Помню, как ездили в Ростов-на-Дону. На дачу тоже часто выезжали, а еще на рыбалку. Всё волшебство этих моментов было как раз в той атмосфере, уюте. Дедушка, до сих пор помню, в небольшом кармашке рядом с бардачком хранил конфеты и мелочь, на которую можно было купить мороженого. Теперь и я туда же складываю монетки.
В конце девяностых дедушки Марка не стало. С тех пор машина стояла в гараже, покрываясь ржавчиной.
— Эта машина была первой, за руль которой я сел сам. А потом как-то закрутилось, учеба, работа. Не было времени, пока в 2014 или 2015 году, уже не помню точно, мы с другом Димой не решили ее восстановить. На тот момент машина состояла только из кузова и крыши, — вспоминает Марк.
Марк и Дмитрий тогда поставили в сторонку свои иномарки и всерьез взялись за поиски деталей на изрядно потрепанную временем «копейку».
— Марк до мозолей руки стирал, ковыряясь под капотом, я бегал, искал детали, иногда приходилось за ними в другой город ездить, — рассказал Дмитрий. — В нашем случае машина — дань памяти, наш маленький свидетель прошлого. Уже почти все привыкли ездить на автомате, с климат-контролем, а тут — механика в чистом виде, вместо кондиционера — окна.
— Самой сложной задачей был поиск оригинальных деталей от автомобиля, это правда, — поддерживает друга Марк. — Нам нужно было обновить салон, восстановить двигатель и кузов. Мы в интернете искали все составляющие, порой до самой ночи ковыряясь в объявлениях, часто с Димой ездили на авторынки, через родственников искали, через друзей. На всё это у нас ушло около четырех лет.
Однако «копейка» не постоянный автомобиль Марка, по будням он ездит на другой машине.
— Эта машина для отдыха, для спокойствия, я люблю ездить на ней по выходным, никуда не спешить и ловить каждое мгновение, — рассказывает волгоградец. — Зимой, вы не представляете, как здесь тепло, печь очень мощная, не сравнить с современными. Вообще всё в машине работает как надо. Конечно, большую часть мне помогали восстанавливать специалисты, в автосалоне над машиной очень хорошо поработали. Все ее механизмы работают как часы, она не глохнет, внутри всё исправное, действующее, хоть и восстановленное.
— Я, когда за рулем этой машины еду, часто нарываюсь на одобрительные гудки автомобильных сигналов, — рассказывает Марк. — Парни машут, «класс» показывают. Иномарками сейчас ведь никого не удивишь, отполированный BMW или Honda уже вряд ли кого-то смогут поразить, а вот эти машины вызывают трепет и уважение, да и не только у меня.