На Центральной набережной Волгограда открыли арт-объект «Свобода передвижения» авторства известного скульптора Сергея Щербакова. В социальных сетях уже обсуждают новый элемент прогулочной зоны: комментаторы высказываются как в поддержку скульптуры, так и критикуют ее. Свое мнение высказал и доктор философских наук, культуролог Андрей Макаров. Далее — от первого лица.
На набережной Волгограда случился очередной эпик фейл. Предыдущие эпик фейлы начались со сноса огромных красивейших елей. Грустно, что к этому «событию» оказался причастен и очень хороший скульптор. Я думаю, что он сделал всё от него зависящее, чтобы не случилось того, что случилось. А что же случилось?
Некая фирма спонсировала установку на набережной рекламной конструкции под видом городской скульптуры. Первым таким отвратительным случаем была рекламная конструкция одного из сотовых операторов в виде подковы возле ЗАГСа Центрального района.
Пора уже проанализировать с культурологической точки зрения этот новый феномен — гибрид скульптуры и откровенной рекламы. Итак, что же не так со скульптурой-рекламой? Еще раз оговорюсь, что анализируется произведение хорошего скульптора, которое уж очень похоже на гибрид художественного замысла и техзадания рекламного отдела спонсора.
Во-первых, название «Свобода передвижения» не соответствует форме: концепту «свобода» противоречит то, что на скульптуре есть знак явного принуждения скульптора со стороны спонсора, а именно логотип фирмы. Ну вряд ли у скульптора была художественная необходимость внедрить в композицию логотип. А если он разместил его под принуждением (возможно же это?), то он подпортил концепт «свобода», отрицая его.
Во-вторых, концепт «свобода передвижения» — это цитата из прав человека. Но вместо человека изображена развевающаяся одежда человека. Особенно режет глаз нарочитое отсутствие лица. В качестве шутки можно пофантазировать, что это месть скульптора принудившей его внешней инстанции — фирме, заказчику иного порядка, судьбе: «Вы меня принудили поставить рекламный стигмат — вот вам! Получайте свободу без человеческого лица!» Это был бы интересный концептуальный ход!
Уважаемые рекламодатели, не надо так делать рекламу. Это устаревшая морально модель, принуждать архитекторов, скульпторов, соблазнять городских чиновников спонсорством с требованиями разместить логотип. Это я уже даже не как культуролог говорю, а как искусствовед и начальник отдела маркетинга с 10-летним стажем. Это антиреклама для поколения Z, например. Сегодня любое принуждение, даже в форме соблазна скульптора средствами для отливки его творения — это антиреклама. Не надо так!
Так как в городе практически нет негативной художественной критики, мой текст может возбудить сильные негативные эмоции агентов художественного рынка. Друзья, такая критика является необходимым условием существования художественного рынка как рынка, а не как пространства для валяния в ногах у спонсоров и чиновников. Простите за то, что Волгоград может стать нормальным мегаполисом, где есть художественная критика не только как восхваление местных деятелей искусства, что тоже нужно и важно.
Согласны с автором?