18 февраля в Волгограде 17-летний студент пострадал после наезда электрички на остановке «Мамаев курган». После случившегося машинист электропоезда применил экстренное торможение, пассажиры высыпали на платформу, однако скорую вызвал лишь 11-летний мальчик. Корреспонденты V1.RU встретились со школьником Анатолием Самойловым и его мамой Светланой. Мальчик рассказал, как ему удалось сохранить хладнокровие и справиться с совсем недетской ситуацией.
11-летний Анатолий родился в августе 2010 года, в год Тигра. Мальчик, по словам мамы, очень активный, дружелюбный, самостоятельный. Анатолий сам ездит на электричке к бабушке и обратно. 18 февраля мальчик точно так же, как обычно, возвращался от бабушки, когда вдруг заметил идущего по железнодорожным путям молодого человека.
— Ехал я с остановки «Руднева». Я подошел к дверям и готовился к выходу, когда увидел, что человек идет на путях, — рассказал мальчик. — Машинист громко сигналил, а потом применил экстренное торможение, из-за которого пассажиры чуть не попадали. Мы остановились где-то в пяти метрах от платформы. Я вышел и оказался на камнях. Я дошел до пострадавшего, он лежал, шевелился, пытался встать, но не мог. Наушников на нем не было. Тогда я вызвал 112. Звонить пришлось два раза, в первый мне не поверили, сбросили меня. Второй раз мне поверили, там был другой диспетчер.
Школьник рассказал, что в момент ЧП пострадавший оказался на железнодорожном полотне между двумя электропоездами.
— Одна электричка, наша, шла со стороны «Волгограда-1», вторая — со стороны Волжского, — вспоминает мальчик. — Его задела та, в которой ехали мы. Вторая прошла мимо, он успел отшатнуться.
По словам мальчика, молодой человек рухнул на железнодорожные пути, расположенные у самого подножия Мамаева кургана.
— Потом я увидел скорую помощь, побежал их встречать, потому что до места аварии скорая бы не доехала. Я побежал к врачам, помог им донести носилки, медицинский чемоданчик, — рассказал школьник. — Мы добежали досюда, погрузили пострадавшего и отправили его в больницу. Потом приехала полиция на транспорте, меня увезли в отделение, а оттуда уже увезли домой. Маме я позвонил между звонками в скорую. Я предупредил ее сразу о том, что должен помочь.
Дома Анатолия и сотрудников полиции встретила мама — Светлана. Женщина рассказала, что после случившегося сын до последнего держался молодцом. И мальчик, и его мама очень переживают за состояние пострадавшего юноши.
— Он позволил себе заплакать только дома, держался до последнего, — рассказала волгоградка. — Вспоминал, что видел там, плакал. Говорил, что там было много взрослых, но никто не захотел помочь тому парню, что пострадал. А он громко стонал и хрипел. Тяжело, как бы храбро сын себя ни вел, он всё еще ребенок. Ничего особенного я с ним не делаю, он сам по себе такой. Сын активный, ответственный, если он увидел, что кому-то нужна помощь, он не успокоится, пока ее не окажет. В тот день он позвонил мне, сказал, что такая ситуация произошла, я попросила его уйти оттуда, не мешать взрослым. Он ответил, что из взрослых там никого нет.
Анатолий — второй по старшинству в большой многодетной семье. Он растет с четырьмя братьями и сестренкой. Хобби мальчика уже много лет — железная дорога. Он занимается в кружке «Юный железнодорожник» на детской железной дороге.
— Я уже давно там занимаюсь, сейчас я там старший стрелочник, проводник и вагонник, — рассказал Анатолий. — Мы там ездим на тепловозах, возим людей от Чекистов до «Гасителя». Когда я проводник, я подаю сигнал, что все пассажиры на месте и мы можем отправляться. Стрелочник соответственно переключает стрелки. Вообще все эти обязанности мне нравятся, но больше всего — стрелочник и вагонник. Ну а в будущем я мечтаю стать машинистом.
Корреспонденты V1.RU обратились за комментариями к психологу Эвелине Гаевской: «Почему взрослые люди в данной ситуации не стали помогать пострадавшему?»
— На мой взгляд, ситуация говорит о высоком уровне хронического стресса взрослых людей. Стресс может вызывать когнитивные искажения, то есть влиять на способность расставлять приоритеты, принимать верные решения и в принципе влиять на направление внимания.
Сознание ребенка еще не подвержено влиянию разнообразных социальных факторов (от «успеть на работу» до «выложить сториз в "Инстаграм"»), в этом смысле реакция ребенка более, если можно так выразиться, нормальная с человеческой точки зрения. Взрослые сейчас подвержены сильному влиянию социальных процессов, в том числе негативных, причем это влияние длительное. И, возможно, это и есть причина такого безразличного поведения.
По словам психолога, взрослые волгоградцы привыкли делить всё вокруг на свое и чужое. Свое, безусловно, в приоритете.
— Мало собственных ресурсов, их важно сохранить, а не растрачивать на «чужое», а «чужим» перегруженное информацией сознание определяет всё, что относится к другим людям. Мозг буквально занят обработкой большого количества информации, «нет места» для восприятия дополнительной информации, тем более она стрессовая и требует принятия решений, — считает психолог. — Кроме того, во время стресса психика человека защищается, например, не оценивает какую-то информацию как важную, то есть требующую реагирования. Нечто страшное, случившееся с другими, люди могут не осознавать, не замечать, быстро забывать.
Эвелина также рассказала, что в подобном безразличии есть и влияние интернета.
— Также важно учесть, что интернет-жизнь влияет на жизнь офлайн. Это взаимный процесс: человек хочет выложить в соцсеть какую-то новость, и соцсеть требует от человека постоянного выкладывания какой-то новости. Современные технологии влияют на сознание людей, искажают модели поведения и реакции — реакции становятся более механистичными. Это событие, на мой взгляд, говорит об искажении восприятия опасности у современных людей и об изменении социально одобряемого поведения. Из-за изменившихся условий жизни люди начинают реагировать на события по-другому, по-новому. Условный «Инстаграм» и требования общества приглушают инстинкт выживания вида, которые обычно мотивирует человека помочь другому человеку.