Здание колхозного рынка на перекрестке Ополченской и Шурухина в Тракторозаводском районе Волгограда сейчас окружено со всех сторон многочисленными торговыми павильонами. Его практически невозможно увидеть целиком иначе как с воздуха и понять, насколько оно непохоже на прочие рынки города. Тем более, что изначально оно было не рынком, а одним из самых современных и лучших в стране цирков. Читайте историю этого здания в нашем проекте «Знакомьтесь. Волгоград».
От поймы Царицы к Соцгороду на Тракторном
Любовь к цирку живет в сердцах людей давно, а в дореволюционные годы это было одно из любимейших развлечений горожан, и в Царицыне было на что посмотреть: цирки Жданова, Злобина, Мельникова, Чинизелли, братьев Никитиных наведывались сюда регулярно. Иногда в городе гастролировали одновременно два цирка, и зрителей хватало всем.
Размещались приезжие цирки обычно на площади напротив Волжско-Камского банка (сейчас это Предмостная площадь). Некоторые, например цирк Архипова, строили на зиму деревянные здания, которые даже пытались утеплять. Однако зрителям всё равно было холодно, и заманивать их на представления приходилось не только зрелищными номерами, но и розыгрышами самовара или коровы.
7 июня 1915 года в Царицыне был торжественно открыт деревянный цирк известных в России братьев-артистов Дмитрия, Акима и Петра Никитиных. Цирк располагался в пойме реки Царицы. Послереволюционной разрухи здание не пережило и было разобрано на дрова.
В новое, советское время цирк не только не утратил своей привлекательности, а расцвел с новой силой. В довоенном Сталинграде посмотреть на дрессированных зверей и ловких акробатов летом можно было в городском саду в центре города.
Для комфортных зимних посещений в городе решено было построить капитальное здание. Место выбрали в Тракторозаводском районе Сталинграда, рядом с соцгородом. Оно появилось в 1932 году. Автором проекта стал саратовский архитектор Николай Степной.
Николай Васильевич Степной (до 1919 года — Недоносков) — архитектор, член Союза архитекторов с 1933 года. Родился в семье саратовского купца Василия Недоноскова. В 1916 году окончил архитектурный факультет Петроградского института гражданских инженеров императора Николая I (сейчас — Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет). Работал в Уральске, Вольске, Саратове, Краснодаре, с 1932 года жил и работал в Ленинграде. По стилю работы Степного причисляют к саратовскому пласту конструктивизма.
Новый цирк в только недавно построенном соцгороде стал одним из первых стационарных цирков не только в России, но и в Европе. Уникальное инженерное решение позволило обойтись без колонн, которые обычно мешали зрителям, — в этом здании купол опирался на кирпичные стены. Покрытие купола поддерживалось деревянными полуциркульными фермами — это заметно облегчило всю конструкцию и позволило снизить нагрузку на фундамент.
Вместимость нового цирка была незаурядной — 3000 мест. Для сравнения — в современном волгоградском цирке всего 1840 мест.
«Нет ни одной электролампочки»
1930-е годы — время бурного развития Сталинграда. В 1932 году Сталинград стал центром огромного Нижне-Волжского края. Государство выделяло большие деньги на строительство культурных учреждений — кинотеатров, театров, цирков, домов культуры. Город имени вождя советского государства должен был стать одним из лучших в стране, поэтому неудивительно, что многое в Сталинграде появлялось раньше, чем в большинстве других городов. А выбор Тракторозаводского, а не Центрального района, не был случаен: в 1932 году это был один из самых крупных и активно развивающихся районов города, ведь здесь недавно появился промышленный гигант — Сталинградский тракторный завод, и его работников стремились обеспечить всем необходимым, в том числе развлечениями.
Заводская газета «Даешь трактор» подробно освещала ход событий, в том числе вопиющее недофинансирование проекта: «При стоимости его (цирка) около 600 000 рублей, до настоящего времени с большими трудностями удалось получить только 217 000 рублей, или 36% стоимости при готовности цирка на 96%. Трудно было бы найти другую такую организацию как СТС, которая бы при отсутствии финансирования широко пошла навстречу, затрачивая собственные оборотные средства» (номер от 24 февраля 1932 года).
Работа продолжается, но проблемы не заканчиваются: «Цирк открывается не имея в запасе ни одной электролампочки, …у цирка вообще нет никакого ремонтно-строительного материала» (примерно через месяц).
Новый цирк был построен с размахом — удобная планировка, прекрасная акустика и качественное отопление, теперь о печах-голландках можно было забыть. Правда, и после открытия работы продолжались — завершались отдельные этапы строительства, проводилось благоустройство, устраивались помещения для хранения кормов для животных, обустраивалось жилье для гастролирующих артистов.
В день открытия цирка — 28 марта 1932 года — в нем состоялся пленум горсовета, на котором с большой речью выступил приехавший из Москвы прокурор СССР Андрей Вышинский. Цирковым артистам он настоятельно рекомендовал агитировать своим искусством за советскую власть. «Цирк — это орудие культуры и политической пропаганды», — писала тогда сталинградская газета «Борьба». Во втором отделении показали цирковое представление. В духе тех лет на первом месте была пропаганда физкультуры и спорта.
В дальнейшем в цирке также проходили не только собственно цирковые представления, но и митинги и собрания, а также выступал мюзик-холл.
Новый цирк был чрезвычайно популярен. На его представления собирались жители всего города, а мальчишкам, за неимением лишних денег, удавалось иногда проскочить без билета. Но только на дневные представления — на вечерние зрители младше 15 лет не допускались.
Трудно назвать знаменитость тех времен, которая бы не побывала в сталинградском цирке. Здесь выступали представители династии Дуровых, акробаты — наездники на верблюдах «Кадыр-Гулям», укротитель львов Борис Эдер, труппа наездников-джигитов из Осетии «Али-Бек», канатоходцы из дагестанского аула Цовкра, дуэт Буслаевых с номером «Полет на санях из-под купола цирка».
Непревзойденный иллюзионист Эмиль Кио, первым решившийся перенести фокусы со сцены на арену цирка, тоже приезжал с гастролями в зимний цирк СТЗ. Выступали здесь и иностранные артисты.
Советский цирк стремительно развивался, номера становились всё сложнее и интереснее. Но не забывали и про идеологию — много времени уделялось разговорному жанру и клоунаде. Правда, сатира порой была слишком наставительной и скучной, но были и артисты, заслужившие любовь сталинградской публики: коверный клоун Константин Берман, клоуны-куплетисты Иван Иванович и Сенечка Редькин.
Знаменитый прыгун и клоун-куплетист Виталий Лазаренко успел побывать в Сталинграде и поразить местную публику. В 1939 году его уже не стало. «Шут его величества Народа» — так называл себя он сам. При этом Лазаренко был акробатом мирового уровня, совершал невероятные прыжки через препятствия, остро и смело шутил, талантливо декламировал стихи, в том числе написанные специально для него Владимиром Маяковским.
После большого перерыва в цирк вернулся один из традиционных аттракционов — борьба. Зрелище было интересным, по-настоящему спортивным и честным, без фальшивых победителей. Иногда борьбе отводилось всё третье отделение, боролись до 25 пар в разных видах борьбы: русской, швейцарской, французской, американской, татарской, цыганской. В сентябре 1937 года в Сталинграде с воспоминаниями выступил знаменитый русский борец Иван Поддубный, бессменный чемпион мира с 1905 года. В 1934 году, уже в возрасте 63 лет на арене сталинградского цирка он участвовал в бессрочных контрреваншах.
Теперь в Сталинграде цирковые представления проходили не два летних месяца, а почти круглый год — с наступлением холодов из цирка в горсаду артисты и публика перемещались в комфортный и отапливаемый цирк на СТЗ. Зрители даже обеспечивались транспортом — все желающие могли получить билеты на поезд Тракторный — Сарепта.
Зимний цирк Сталинграда работал и с 1941 по 1945 годы.
19 июня 1941 года, в цирке показывали программу «Большой парад-интермедия "На границе"». По грустной иронии, речь в ней шла о том, что, в случае нападения на СССР, Красная армия не пустит врага дальше границы и сразу же разобьет его.
В военные годы на арене выступали цирковые коллективы, хор имени Пятницкого, Московский театр миниатюр с участием Рины Зелёной, Марии Мироновой и Александра Менакера. Давались три представления в день.
Осталась только подкупольная часть
Всё закончилось в августе 1942 года — цирк разделил судьбу всего Сталинграда, практически полностью разрушенного немецкими бомбардировщиками и ожесточенными сражениями за город. Не стало красивого круглого здания, но цирк остался.
В 1943 году Сталинград еще лежал в руинах, а в Комсомольском саду рабочие уже забили колышки, натянули полог, и вскоре там открылся первый послевоенный цирк-шапито.
И именно в Сталинграде был придуман знаменитый номер послевоенного цирка «Пропеллер в пике». Исполняли его знаменитые воздушные гимнасты Степан Разумов и Полина Чернега. После освобождения Сталинграда они в составе труппы приехали выступать в летнем цирке в горсаду. Однажды после выступления Степан Разумов и шапитмейстер Леонтий Гришин шли по усыпанному военными трофеями городу и наткнулись на трехлопастный винт сбитого «Мессершмидта», принесли его в цирк. И здесь механик-самоучка Гришин при помощи слесарей тракторного завода создали удивительную конструкцию.
Из записок Полины Чернеги: «В ступицу винта вставили ось электромотора. К концу одной лопасти приварили шарнир, на котором укрепили длинный металлический шест — "бамбук". На бамбуке две петли: нижняя для Чернеги, верхняя — для Разумова. Под куполом цирка винт вращался со скоростью 45 оборотов в минуту. Возникающая при этом центробежная сила отклоняла бамбук на 60 градусов от вертикали... После упорных репетиций один из изящнейших в стране воздушных полетов был готов».
В том же 1943 году этот номер получил главную премию на Всесоюзном смотре циркового искусства в Москве.
А здание цирка в Тракторозаводском районе много лет стояло заброшенным. Единственное, что от него осталось, — цокольный этаж, так называемая подкупольная часть. Спустя время здание зимнего цирка решено было приспособить под нужды рынка — о полноценном восстановлении уникального когда-то здания речь больше не шла.
И вот, 16 октября 1953 года, газета «Сталинградская правда» пишет: «С 25 октября на всех рынках Сталинграда откроется традиционный предпраздничный осенний базар. Городские организации разослали 120 колхозам нашей области пригласительные письма. <…> Для рынка Тракторозаводского района дополнительно изготовляется оборудование и инвентарь. <…>Для колхозников организуется общежитие и общественное питание». Пожалуй, в те годы рынок был значительно актуальнее цирка.
Здание бывшего цирка, а теперь рынка, признано памятником градостроительства и архитектуры и охраняется государством как объект культурного наследия регионального значения. И продолжает оставаться рынком.