В России с началом частичной мобилизации сотни женщин Волгограда стали искать возможность оказать посильную помощь мобилизованным мужчинам. Кто-то просто перечисляет деньги в фонды поддержки специальной операции, кто-то принимает у себя дома беженцев из новых регионов, кто-то отдает продукты в помощь СВО, а кто-то, несмотря на работу, быт и детей, ночами напролет шьет теплые вещи для мобилизованных. Женщины Волгограда, Волжского и отдаленных районов Волгоградской области объединились за этим делом, превратив небольшое помещение кафе в швейную фабрику.
В чате швей девушки объединялись сами за тем, чтобы обеспечить своих мобилизованных друзей, товарищей и соседей теплыми вещами. Не у всех девушек есть мобилизованные родственники, но девушки всё равно спешат им помочь.
— Мы начинали всё это еще с моей подружкой, хотелось мальчишкам чем-то помочь, — рассказала одна из волжанок Лира. — Начали шить дома, потом стали появляться еще и еще девушки. У кого-то мужа мобилизовали, у кого-то — брата, кто-то просто так решил помочь. Мы кроили, шили. Ткань нужна была — флис. Мы эти тюки сами домой тащили. Потом девчонки нашли помещение. Одна из девушек предложила помещение кафе на автомойке под наши нужды. При этом сама мойка продолжает работать. Наша деятельность не остановила ни одно производство.
У девушек заведен целый журнал раскройки, пошива. Кто-то занимается только тем, что кроит толстовки для военных, кто-то их сшивает. Информацию о том, кто сколько и чего взял с собой на пошив, девушки вписывают в журнал, обозначая и даты сдачи работы. Одни ради этих задач берут выходные, другие занимаются шитьем в перерывах между работой, садиками, школами и бытом.
— У нас есть девушки, которые занимаются только финансами, только фасовкой, только раскройкой, только шитьем, — рассказали волжанки. — Но каждая из нас — часть большого дела, которое мы делаем для наших парней. Вклад каждой из нас очень важен. Почему мы шьем именно толстовки — они очень нужны нашим ребятам. Теплая вещь, носить удобно, универсальная. Флис быстро сохнет. Стоимость такой толстовки в магазине — около 2 тысяч рублей, здесь в расчет берется только стоимость ткани — 400–500 рублей.
Среди коробок и расфасованных пакетов с лекарствами и новыми толстовками замечаем крошечные брелоки и игрушки.
— Вы не поверите, но парни сами просят привезти им всё это, — рассказали волжанки. — Им этого очень не хватает, все вот эти игрушки, рисунки детей, брелочки помогают им держаться.
На самих толстовках ярлычки с одной короткой надписью: «Храни тебя Бог». К передней части толстовки крепятся маленькие портреты советских солдат с подписью: «Помни, воин, ты — лучший! Россия с тобой! Мы верим в тебя и в нашу победу!»
— Вы знаете, как мы собирали ребятам медикаменты? Пришли в аптеку со списком от ребят, а еще посоветовались с фармацевтами, что мобилизованным может потребоваться там. Девочки в аптеке тоже перебирали лекарства, подбирали те, на которые не будет аллергии, и чтобы было достаточно одного приема в сутки, — рассказали волжанки. — Нам помогают сотни предпринимателей, священников, людей, которые понимают, что ребятам там в полях не просто не сладко, им тяжело. Их из привычной жизни вытащили, из комфорта, они буквально учатся жить в новых и непонятных для них условиях.
Однако не для всех доброе дело волжанок оказалось добрым и приятным.
— Были те, кто, узнавая чем мы занимаемся, говорили, что больше нас знать не хотят. Люди говорили, что они против всего этого, — рассказали волжанки. — Мы видели уже здесь многое и очень многое узнали о наших людях. Стараемся акцентировать внимание на тех, кто помогает. Обращаем внимание на тех, кто жертвует огромные суммы, кто пытается помочь как может. Хочется просто сказать нашим парням, что мы тоже с ними и мы их не бросим.