Сегодня, 12 декабря, в Советском районе Волгограда сняли с постамента и вывезли на трале легкий танк Т-70, поднятый 15 лет назад со дна реки Червлёной и стоявший как памятник на пересечении улиц Петровского и маршала Василевского. Дальнейшая судьба уникального танка — участника Сталинградской битвы пока неизвестна, но на прежнее место он, скорее всего, больше не вернется.
Напомним, легкий танк Т-70 был поднят вместе с останками экипажа в августе 2007 года в районе поселка Водный Советского района и после передан музею-заповеднику «Сталинградская битва» для детального обследования. Затем машина была перевезена на предприятие ВНИИТМАШ и отреставрирована. Окончательной версии гибели танка нет. Скорее всего, он попал под воду не из-за потери управления танкистами, а направлен туда специально, чтобы сбить охватившее Т-70 пламя. Однако глубина оказалась слишком большой и танк ушел под воду, а танкисты погибли. 2 февраля 2008 года, в канун празднования 65-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, танк был установлен на постаменте из металлокаркаса на пустыре возле пересечения улицы имени маршала Воронова с улицей имени маршала Василевского.
Причем долгое время стоящий на пустыре танк-памятник был совершенно бесхозным и неоднократно становился жертвой как вандалов, так и охотников за металлом. Только в 2015 году администрация через суд приняла его на баланс, отдав подведомственному районному МБУ. С подобной ситуацией категорически не соглашались в федеральном музее-заповеднике «Сталинградская битва», где считали, что «разбрасываться» столь уникальным танком — верх бесхозяйственности и неуважения к истории.
— То, что героический танк, непосредственный участник Сталинградской битвы, по сути брошен и забыт где-то на окраине — в корне неправильно, — рассказывал еще в те годы ныне покойный директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин. — Мы слишком много говорим о развитии туризма, для музея по крупицам достаем подлинные экспонаты, бьемся за каждую единицу техники. А администрация уникальный танк ставит, не думая, где-то на пустыре, чтобы его там все забыли и разворовали. Кто в здравом уме из гостей города туда специально поедет посмотреть на реального участника Сталинградской битвы? Никто. О нем в лучшем случае вспомнят раз-два в год, показательно возложат цветочки и всё. Это не дело.
Тогда добиться передачи танка Т-70 из муниципалитета музею-заповеднику Алексею Васину не удалось. Сегодня, судя по всему, ситуация начала меняться. К перекрестку улиц имени Петровского и маршала Василевского не спеша подъехали две специализированные машины — одна оборудованная автокраном, вторая — металлической платформой. Без особой суеты, стараясь не задеть установленные линии электропередач, которые протянули с обеих сторон танка, рабочие с помощью троса сняли Т-70 с постамента, погрузили на трейлер и увезли.
— Да, когда-то это был один из массовых танков времен Великой Отечественной войны, — говорит заведующая отделом музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева. — К 1943 году их почти перестали выпускать, а затем их всерьез вытеснили Т-34. Сейчас таких танков на территории Волгоградской области осталось всего два. Первый Т-70 установлен в центре Калача-на-Дону — это был первый танк, что ворвался в освобожденный город в декабре 1942 года. Второй уцелевший Т-70 сейчас отправляется к нам на реставрацию.
По словам Светланы Аргасцевой, такому экспонату точно не место на пустыре и под открытым небом.
— Краска на корпусе танка начала отслаиваться, появилась ржавчина. Я не реставратор, мне сложно сказать, какие будут проведены манипуляции, — рассказала Светлана Аргасцева. — Одно точно скажу — слой краски будет полностью счищен до металла, чтобы посмотреть, что нуждается в реставрации. Вообще такие тонкостенные танки обычно не выставляются на улицах. Они обычно находятся на территории музеев, где за ними ухаживают.
Но где будет в дальнейшем находится танк, кто будет считаться его собственником, а также как и где он будет экспонироваться — пока окончательно не решено. Но в администрации Волгограда уже согласились с тем, что такой экспонат должен располагаться в точке, где его сможет увидеть как можно больше посетителей. Поэтому если музей-заповедник решит экспонировать редкий экземпляр у себя на территории, достаточно будет лишь оформить все необходимые документы о передаче машины федеральному учреждению.