Ставшая жертвой преследования талибами многодетная семья беженцев из Афганистана добилась права на получение временного убежища в Волгограде. На родине Роне и Самиру Ширзай с тремя их малолетними детьми грозила серьезная опасность. Талибы не раз угрожали им расправой, считая агентами иностранных спецслужб. Они пытались спастись в Волгограде, но ГУ МВД по Волгоградской области не нашли для этого «гуманитарных причин».
Пуштуну Самиру Ширзай и его жене Роне по 37 лет. Сейчас у них трое детей. Причем самая младшая девочка родилась три года назад, когда семья перебралась в Россию, спасаясь от радикальных исламистов. У обоих по два высших образования. Самир учился в Кабуле и в Индии, а Рона — в кабульском университете Кордан. Познакомились они, когда работали в одном из кабульских банков. Позже Самир устроился журналистом и менеджером по работе с клиентами в финансировавшееся США телевидение «Брудкастинг система».
— Моя работа находилась рядом с посольством США, резиденцией президента республики Афганистан и офисами служб безопасности, — рассказывает Самир, — так как я два года обучался в Индии и работал в государственных учреждениях Афганистана, члены «Талибана» (запрещенная на территории РФ террористическая организация) решили, что я являюсь американским агентом. Талибы также угрожали и моей жене, Роне, так как она работала в банке. По их мнению, подобная профессия для женщины нарушает принципы ислама.
По словам Самира Ширзая, ситуация серьезно обострилась, когда он отказался от сотрудничества с талибами. Ему и его семье звонили, угрожая убить. Отцу Самира передали записку, в которой угрожали вырезать всю семью. Эту записку, с переводом на русский язык, он теперь показывает в судах и в полиции.
— Я с детьми девять месяцев из дома не выходила на улицу, когда пришли талибы, — признает Рона.
Столкнувшись с угрозами, Самир сначала сменил место жительства и перевез семью в провинцию Панджер, а затем смог уехать в Россию.
Четыре года назад, 10 декабря 2019 года Самир смог получить одноразовую визу и самолетом вылетел в Москву, а затем приехал в Волгоград. Здесь он уже обратился в ГУ МВД по Волгоградской области с просьбой предоставить убежище ему и семье. Пока Самир ждал решения, жена родила третьего ребенка. По окончании визы уехать домой они не смогли из-за родов и закрытых COVID-19 границ.
В первое время супругам было предоставлено временное убежище. Дети получили возможность ходить в детский сад и посещать детскую поликлинику. Самир занялся бизнесом — стал индивидуальным предпринимателем. Супруги сняли квартиру в Волгограде, стали учить русский язык, чтобы получить разрешение на временное проживание в России. Но в феврале 2023 года ГУ МВД по Волгоградской области отказало им в продлении временного убежища. Решение полиции подтвердил и Центральный районный суд.
— Полиция Волгоградской области и суд посчитали, что «нет гуманитарных причин» для предоставления убежища семье Ширзай, — разводит руками глава афганской общины Абдул Шукур, — Суды, включая кассационную инстанцию, не идут им навстречу.
По словам адвоката семьи Ширзай Юлии Аксеновой, Самир и Рона сейчас старательно учат русский язык, надеясь получить разрешение на временное проживание.
— Они уже пытались получить квоту на временное проживание, но знания русского языка у Роны оказалось недостаточным — квоту им не дали, — говорит адвокат, — Но они всё предпринимают, что законно и возможно сейчас сделать.
После отказа в продлении временного убежища Самир Ширзай был вынужден закрыть свое ИП. Помогла афганская община — глава общины Абдул Шукур трудоустроил его в свою компанию по экспорту сельхозпродукции из России.
— Самир работает менеджером, контролирует погрузку. Человек он самостоятельный, ответственный, финансово независимый. Вообще афганцы лучше всех иммигрантов ассимилируются в российском обществе, — настаивает Абдул Шукур. — Искать убежище в другой стране Самир и его жена не хотят, так как считают менталитет и традиции в России ближе себе.
Многодетная семья афганских беженцев оспорила отказ ГУ МВД Волгоградской области в предоставлении им временного убежища в областном суде. Прения были недолгими. Самир предоставил записку с угрозами радикалов, подкрепленную переводом на русский язык. Сотрудница ГУ МВД по Волгоградской области заявила, что никаких нарушений в решении ведомства по семье Ширзай не было — отказ был правомочен и обоснован. Адвокат семьи беженцев Юлия Аксенова перечислила ряд нарушений, допущенных полицией, и попросила суд удовлетворить апелляцию.
После 10-минутного перерыва судья Екатерина Абакумова огласила постановление: «Решение Центрального районного суда Волгограда от 12 апреля 2023 года отменить. Принять по делу новое решение. Требование административного иска Ширзай удовлетворить, признать незаконным и отменить решение Главного управления МВД по Волгоградской области от 15 февраля 2023 года об отказе в продлении предоставленного временного убежища на территории России гражданам Афганистана Ширзай, возложить на ГУ МВД ВО обязанность рассмотреть заявление Ширзай о продлении предоставленного им временного убежища на территории Российской Федерации».
— Мы рады такому решению. У нас появился шанс получить временное убежище в России, права наших детей защищены, — сказал на выходе из суда Самир Ширзай. Следующим шагом семьи, по его словам, будет получение квоты на разрешение на временное проживание в России. Но для этого супругам Ширзай, по словам адвоката, будет нужно еще выучить русский язык.