— Она плакала, что-то куда-то бегала, а потом подошла ко мне и рассказала обо всём. Я ей ответила, что в этом нет ничего страшного. Но эта ублюдина шантажирует ребенка. Я попросила дочку на некоторое время продолжить переписку, чтобы понять, что же он хочет. Выяснилось, что этому человеку нужны были обнаженные фотографии моего ребенка...
Так жительница Волгограда Анастасия описывает ужас, с которым столкнулась ее дочь в интернете. Под видом сверстницы неизвестный пользователь вымогал у 15-летней девочки интимные фото. Аналогичная ситуация произошла в столице российской провинции — Урюпинске. Там 20-летний парень приставал в интернете к девочке из Челябинской области, которая вдвое младше него. Увы, интернет — это не только смешные видео, полезные статьи и игры. Часто серф по Сети приводит пользователя к аморальному или запрещенному контенту. И если взрослые люди, как правило, переживают увиденное без последствий, то для ребенка с неокрепшей психикой это может закончиться тяжелой душевной травмой или даже смертью.
Мы поговорили с родителями, психологами, педагогами и экспертами по безопасности в Сети, чтобы выяснить, как защитить детей от интернет-зависимости, опасного контента и онлайн-груминга.
«Мы никогда не знаем, что попадется на глаза ребенку»
Руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко назвал четыре главных страха всех родителей маленьких интернет-пользователей.
— В первую очередь это контент, с которым взаимодействует ребенок. Это взрослый контент, и необязательно это порно. Это и любые другие материалы, которые маркируются как 18+, — рассказывает Андрей Сиденко. — Это сцены насилия, сцены употребления алкоголя, табака, наркотиков и другие материалы, которые можно отнести к такому контенту. Это и опасные челленджи. Мы подсчитали, что 30% родителей считают, что опасна интернет-зависимость. И почти 30% родителей знают об онлайн-груминге — когда злоумышленник втирается в доверие пользователя, прежде всего к ребенку, с целью получить от него личные, откровенные или интимные фотографии и видео. В дальнейшем такое общение часто заканчивается шантажом с целью получить еще больше фотографий и даже выйти на встречи уже в реальном мире.
По данным исследований «Лаборатории Касперского», 55% детей сталкивались с видео, которые не подходят им по возрасту, со сценами насилия или жестоким содержанием. Еще 30% детей играют в компьютерные игры, в которых есть сцены насилия или контент 18+. 30% детей смотрят блогеров, которые призывают участвовать в челленджах. 12% детей эти вызовы пытались повторить.
Андрей Сиденко рассказал о примерах опасных челленджей, которые дети, смотря на любимых видеоблогеров, пытаются повторить:
— Блогер может начать челлендж на тему «кто больше прочитает книг за неделю». Да, это будет хороший пример, — говорит эксперт. — Но были случаи, когда блогеры призывали, например, «съешь стиральный порошок» или «выпей бутылку подсолнечного масла». Естественно, на камеру они этого не делали и ели совсем не стиральный порошок. Это был просто обман. Но они призывали пользователей повторять за ними.
Эксперты просят не забывать, что интернет в современных условиях — вещь неотъемлемая, которую нельзя жестко ограничивать. А некоторые родители и вовсе считают, что узнать о чем-то в интернете ребенку в теории не так опасно, нежели увидеть это в реальном мире. Такого мнения придерживается клинический психолог Екатерина Башилова-Селезнева:
— Контент в Сети может нанести ровно такие же психологические травмы, как и любой контакт с реальным миром. Мы никогда не знаем, что попадется на глаза ребенку, когда он выходит на улицу, — считает Екатерина Башилова-Селезнева. — То же самое с интернетом. Нет смысла демонизировать какие-то социальные сети и интернет. Есть смысл прививать ребенку культуру пользования интернетом. Об этом мало говорят. Сейчас слишком много, наоборот, хейтят интернет, говорят, что это зло. Но это же также ответственность родителей, которые пускают ребенка в этот большой мир Сети. И если вы сами не умеете в этом мире находиться, то и ребенку будет очень тяжело.
«Такие диагнозы должны ставить специалисты»
Зависимость от гаджетов — это явление, преследующее далеко не только детей. Всё больше взрослых людей страдают от такого вида зависимости. Но, по словам эксперта по детской онлайн-безопасности Андрея Сиденко, не стоит самостоятельно ставить диагноз себе и ребенку:
— 54% родителей считают, что современные дети зависимы от гаджетов, от интернета, 20% говорили, что у их детей есть такая цифровая зависимость. Только 13% родителей считают, что цифровая зависимость — это не то же самое и не равно тому времени, которое ребенок проводит в ети, это вообще не одно и то же. И только 10% считают, что зависимость от гаджетов не является зависимостью в ее классическом проявлении, — поясняет руководитель направления по детской онлайн-безопасности. — Потому что, во-первых, такие диагнозы должны ставить специалисты. И если родители сталкиваются с такими проблемами в жизни ребенка, то, конечно, лучше обращаться к ним.
«То, что ребенок проводит очень много времени в Сети или с гаджетом, не равно зависимости как таковой»
— Для детей гаджет — это инструмент общения, инструмент поиска информации, инструмент для использования в качестве хранилища данных. Это то, с чем дети сейчас живут, — считает Андрей Сиденко. — При этом, по ответам уже детей, больше 57% утверждают, что это их родители проводят много времени в своих смартфонах и компьютерах.
«Интернет — это та среда, в которую можно сбежать»
74% детей, по данным опроса «Лаборатории Касперского», получали сообщения от незнакомых им людей в интернете, 63% детей знакомились в Сети с новыми людьми, которых они не знают в реальном мире. И, по словам Андрея Сиденко, онлайн-груминг — это отдельный сложный вопрос:
Онлайн-груминг — это установление взрослыми дружеских отношений с несовершеннолетними через интернет для возможного запугивания, шантажа или вступления с ними в интимную связь.
— Обычно родители думают, что всё это происходит в социальных сетях. Оказалось, что нет. Это чаще всего происходит в онлайн-играх. Потому что, во-первых, дети там проводят много времени. Во-вторых, злоумышленнику всегда можно скрыть себя под каким-то определенным аватаром, на почве уже определенного интереса, где есть какой-то «мэтч» и можно играть с ребенком в одну и ту же игру.
Нельзя отрицать и такую тенденцию среди детей двадцать первого века, как предпочтение дружбе в Сети вместо общения в реальной жизни. Психолог Екатерина Башилова-Селезнева считает, что привычные для прошлых поколений игры на улице больше не востребованы у современного ребенка.
— Современному ребенку родители не всегда создают интересную комфортную среду. То есть интернет — это та зона, которая перетягивает внимание. Следовательно, ребенку просто выгоднее и интереснее находиться в этой среде. И, возможно, сами родители много сидят в интернете, сами этого не замечая, а ребенок считывает их поведение и повторяет, — считает Екатерина Башилова-Селезнева. — Необходимо обратить внимание и на социализацию ребенка. Может, у него уже есть какие-то ранние травмы в коммуникациях со сверстниками? Интернет — это та среда, в которую можно сбежать. Кажется, что это безопасная среда. Следовательно, почему-то сбегают, что-то они там получают больше, какого-то понимания, уверенности, то, чего ребенок не может получить в реальной жизни.
Недостаток любви и внимания неизбежно приведет ребенка к поиску эмоций в Сети, считает педагог Яна Петрова. Современному родителю не просто найти время для общения с детьми, однако чем раньше взрослый начнет искать точки соприкосновения с ребенком, тем легче будет предостеречь его от интернет-зависимости
— Родитель может сам занять ребенка. Найти какой-то интерес, который у ребенка будет помимо телефона, — считает Яна Петрова. — Подключать его к спорту: бассейн, пешие прогулки, на велосипедах покататься. Минимизировать этот «процесс» интернета. Сейчас лето, значит можно сходить с ребенком искупаться, позагорать, но не оставлять его одного. Активный спорт необходим в жизни детей. Нужно дозированно всё давать: посмотрели мультики, пошли погуляли. Сейчас много настольных интересных игр, всей семьей сели поиграли, помимо этих гаджетов. А если детей воспитывают правильно, с ними занимаются, они и в жизни активные. Но сейчас такая патология идет: ребенок предоставлен самому себе. Родители бросили ему телефон или планшет с 3 лет. Дескать, пусть он сидит, а я буду заниматься своими делами. Отсюда и идут все проблемы. А если ребенок сидит в телефоне почти круглосуточно, то повлиять на него и выдернуть из виртуального мира практически невозможно.
«Интернет — зло. Ты два часа просидел и ничего не сделал!»
Современный воспитательный процесс можно назвать явлением «из крайности в крайность». Так, родителей последнего десятилетия можно разделить на гиперопекающих и абстрагирующихся, придерживающихся позиции «родитель — друг». Однако и те, и другие рано или поздно сталкиваются с тревогой о безопасности ребенка в онлайн-мире. Яна Петрова считает контроль за использованием детей интернета необходимой мерой:
— Родительский контроль должен быть обязательно. У всех же есть соцсети: зашли на страницу ребенка, обратили внимание, если есть какие-то подозрительные вещи, провели беседу, — говорит учитель. — Обычно учителей заставляют мониторить социальные сети учеников. Но должен идти контроль от родителей: аккуратно взяли и посмотрели, незаметно. Если ребенок, как вам кажется, уже взаимодействует с опасным контентом, нужно расспросить, что это такое, что за сайт он посещает. Вот реальная ситуация: у родителей девочка увлекается рок-музыкой. И мама спросила, что это за мрачные картинки у нее на странице. И девочка объяснила, что это просто музыкальная группа, она просто слушает такую музыку. А если там уже психологически странные вещи, пора обратить внимание. Не замкнут ли ребенок, не уходит ли он «в себя». У нас основная часть родителей этим не интересуется. А нужно разузнать, чем ребенок интересуется, вникать. Я уделяю время, смотрю, что вещают блогеры, которыми интересуется мой сын. Нужно узнать, чем ребенок интересуется, может, там ничего страшного и нет.
При этом во взаимоотношениях с ребенком, вне зависимости от проблем, необходимо соблюдать его личные границы. Строгие родители нередко прибегают к методу «кнута без пряника», пытаясь проникнуть во все сферы жизни ребенка, и в особенности именно в онлайн-жизнь, ведь «все проблемы от компьютера». Екатерина Башилова-Селезнева поделилась, как обьяснить ребенку, что все ограничения — не что иное, как забота, а не вторжение в личное пространство:
— Я бы рекомендовала прежде всего через вопросы. Например: «Петь, ты пришел со школы и 3 часа провел в интернете. Расскажи, пожалуйста, что интересного и нового ты для себя узнал, какие навыки получил?» — говорит психолог. — Не с позиции: «Интернет — зло. Ты два часа просидел и ничего не сделал!», а вы поинтересуйтесь, может он получил там какой-то навык, увидел что-то интересное и расскажет вам об этом. И если сам ребенок говорит: «Ой, да ниче, просто тупил», то дальше нужно рассказать ребенку: «Смотри, ты мог действительно отдохнуть. Например, поспать или пойти поиграть, а не убить время. Ты мог бы вложить его в развитие себя или в создание того же контента». Потому что от соцсетей никуда не деться. Если ребенок там сидит, то можно его перенаправить, не просто как обычного пользователя, но и направить в стезю «ты можешь написать какой-то рассказ и его выложить». То есть это тот же самый мир, в котором можно проявляться, и демонизировать его не стоит.
Никто не застрахован от опасных аспектов интернета. Но если травмировать взрослую психику непросто, ребенок очень уязвим. Важно помнить, что только родитель способен и должен правильно объяснить возможность угрозы для своих детей и поддержать их в случае возникновения таковых, о чем напоминает Андрей Сиденко:
— С ребенком нужно выстраивать доверительные отношения, в которых он в любой момент может к вам подойти и попросить помощи. Например, в случае, когда кто-то просит приватные фотографии или пытается угрожать ребенку, — считает эксперт по детской безопасности. — В этом случае настраивание этих доверительных отношений поможет родителю сразу узнать, что с ребенком что-то не так, и вовремя прийти на помощь.
Ситуацию 15-летней девочки из Волгограда спасли именно доверительные отношения с родителями и своевременное обращение мамы в Следственный комитет — злоумышленника нашли и уже приговорили к реальному сроку.
— СК сработал, человек сидит и, наверное, теперь надолго, — рассказала мама подростка Анастасия. — Мне очень хочется, чтобы уголовные дела на кибергрумеров возбуждались, чтобы дети не подвергались виртуальному шантажу и насилию, чтобы родители знали, как реагировать, к кому обращаться и как предотвратить беду.