В Волгограде при капитальном ремонте знаменитого «Дома с лебедями» сделали уникальную находку, скрытую под современной штукатуркой. При работах были обнаружены конструктивные элементы фасада, выполненные, скорее всего, еще при строительстве здания.
— В доме разобрали заложенные некогда окна, которые выходили из ванной комнаты на общедомовую лоджию, — рассказал житель «Дома с лебедями», общественник Сергей Островский. — Проектом капремонта был предусмотрен разбор этой стены и установка фальшокон, но мне удалось остановить демонтаж и сохранить два окна. Я уже уведомил о находке блогера и урбаниста Павла Гнилорыбова.
По оценкам волгоградских архитекторов и краеведов, окнам может быть около 100 лет. Возможно, они были сделаны еще при строительстве этого дома.
— У оконных рам сохранились характерные ручки, — рассказывает Сергей Островский. — С обратной стороны окна закрыты на шпингалеты. Видимо, как много лет назад их защелкнули, так и больше не открывали. Уникальность окон в том, что они соединены с форточкой через Z-образный механизм. Он откидывает изнутри и поднимает створку вверх, а на улице она открывается сверху вниз. В итоге получается такой эффект, что со стороны ванной видно, что происходит на лоджии, а с самой лоджии в окне виден лишь потолок. Вот такой предмет старины. Это теперь обязательно должно быть отремонтировано!
По свидетельству общественника, подобные окна остались только на втором и третьем этаже. На четвертом они пришли в полную негодность — от элементов конструкции остались только ручки и шпингалеты. Причем на ручке сохранилось клеймо, на котором можно разобрать только одно слово — «Первый».
— Я бы назвал этот объект «Форточкой в прошлое», — говорит Сергей Островский. — Очень интересная находка, которая станет одним из экспонатов «Дома с лебедями».
Но это не единственный сюрприз, который приготовил жителям старый дом. При разборе хлама в подвале был обнаружен кирпич с изображением герба Российской империи — двуглавого орла.
— Он не относится к нашему дому, скорее всего, его принесли с Сурского сквера. Там было много зданий дореволюционной постройки снесено. Но, честно говоря, никаких сведений о том, откуда взялся кирпич, у нас нет, — рассказал Сергей Островский. — Одно точно ясно — он дореволюционный, скорее всего, XIX века. Я показал его руководству расположенной в нашем доме кофейни. Теперь кирпич у них экспонирую. Хозяин кофейни всем желающим может рассказать его историю. В музей решил не отдавать. Это мой кирпич, мне его подарили, а не музею.