Житель Калмыкии, разнорабочий Игорь Санджиев оказался в чужой стране без российского паспорта с судимостью за незаконное пересечение границы, перспективой депортации в Россию и еще одного уголовного дела уже на родине. Мужчина, получив повестку о мобилизации, самовольно оставил место службы — воинскую часть в Волгограде, где мобилизованные проходили подготовку перед отправкой в зону СВО.
«Попросили сообщить родным, что мы мобилизованы»
— 21 сентября 2022 года мне позвонили из военкомата Элисты и сказали прийти на сборный пункт на основании указа «О мобилизации», — рассказал мужчина. — Там к тому времени находилось уже много подобных мне, получивших повестку якобы для сверки данных. Через время военный в погонах майора объявил, чтобы мы известили родных о том, что мы мобилизованы и вечером отправляемся в Волгоград для подготовки и отправки в зону СВО. На вопросы о медкомиссии нам сказали, что всё пройдем в Волгограде.
Мужчин привезли в одну из воинских частей в поселке Максима Горького, где начался процесс обучения.
— Из нас создали учебный артдивизион, — рассказал Игорь Санджиев. — Мы стреляли из пушек образца 50-х годов, изучали теорию и так далее. Через некоторое время мы оказались на полигоне.
15 ноября 2022 года мужчина самовольно покинул воинскую часть. Чуть раньше у него состоялся разговор с командиром части, в котором Игорь заявил, что он пацифист.
— Командир в ответ сказал, что мы — героический народ, что наша задача — быть на передовой, а не отсиживаться в тылу, и пригрозил мне рапортом в военную прокуратуру, — вспоминает мужчина. — Из воинской части я уехал в Москву, потом в Санкт-Петербург, пытался устроиться водителем, но все спрашивали военный билет, а у меня там отметка о мобилизации.
«Сказали, что я в федеральном розыске»
В конце января 2023 года мужчина уехал в Белоруссию. Оттуда он направил прошения об убежище в недружественные страны.
— В Германии сразу отказали по причине статуса мобилизованного, — рассказывает Игорь. — Испания ответила, что примет на своей территории, на личный прием приглашали в посольство Швеции и Исландии в Санкт-Петербурге, сотрудники латвийского консульства хотели встретиться в Витебске, но туда я доехать не успел: на вокзале задержали сотрудники КГБ Белоруссии. Оттуда меня вернули в Россию, где в Шереметьево меня задержали как человека, объявленного в федеральный розыск полицией Элисты за нанесение побоев. Мол, летом 2022 года в Элисте толкнули какого-то туриста, он показал на меня, потом уехал, результатов медицинской экспертизы не предоставил, и дело закрыли. В феврале 2023 года прокурор возобновил расследование и меня объявили в розыск.
В Элисте мужчина тоже долго не задержался. Ему вручили постановление об избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде, а затем передали в руки военной полиции из Волгограда.
— Меня снова привезли в поселок Горьковский, где посадили под арест в бывшую оружейную комнату, — вспоминает мужчина. — Оттуда мне удалось сбежать.
«Во Францию бежать отказался»
Из Волгограда мужчина добрался до Казахстана, перешел нелегально границу в поселке Сайхин, поскольку паспорт остался в Волгограде, у сотрудников военной полиции.
— В итоге меня задержали уже в Казахстане, возбудили уголовное дело и приговорили к шести месяцам лишения свободы условно с выдворением в Россию, — рассказывает Игорь. — Я успел подать документы на получение статус беженца, процедура выдворения была приостановлена, но мне отказали. Сейчас я обжалую это решение, до весны 2024 года у меня еще есть время, а затем мне в течение месяца придется или выехать в третью страну, или ждать выдворения обратно в Россию.
«Мне, правда, предложили выехать во Францию, в лагерь для беженцев, но я отказался»
V1.RU направил запросы в военную прокуратуру Южного военного округа, пресс-службу Южного военного округа и военно-следственный отдел Южного военного округа с просьбой прокомментировать ситуацию, в которой оказался мужчина.
«Шанс есть, но скорее призрачный»
Председатель Военной коллегии адвокатов адвокатской палаты города Москвы Владимир Тригнин предполагает, что шансы избежать уголовной ответственности у мужчины невелики, однако они всё же существуют.
— Я бы сказал, что шансов мало, поскольку его, вероятнее всего, привлекут к ответственности за дезертирство, — считает адвокат. — Он приобрел статус военнослужащего, раз его привезли в часть, и должен был проходить военную службу. Но недавно Верховный суд подтвердил право граждан на замену военной службы, в том числе по мобилизации, на альтернативную. В законе соответствующих изменений пока нет, возможно, в ближайшее время они будут внесены. Изменения в Конституцию, связанные с прохождением альтернативной гражданской службы, были приняты в 1990-е годы, а закон об альтернативной гражданской службе — в начале 2000-х, прошло почти 10 лет. Что будет здесь в рамках мобилизации, нужно смотреть. Но если удастся оспорить решение о мобилизации и отстоять право на замену на альтернативную гражданскую службу при наличии соответствующих доказательств, то есть шанс на прекращение уголовного дела по статье «Дезертирство». Если его депортируют в Россию, он в любом случае будет здесь отстаивать свои права. Или же, пока депортации не произошло, нужно нанимать адвоката, который бы отстаивал его права и добивался замены мобилизации альтернативной гражданской службой.