В Волгограде бесследно исчез студент Дмитрий Сорокин. Выяснилось, что лучшие друзья парня — студенты, комсомольцы и спортсмены-борцы — далеко не так просты, как казалось. При институте они оборудовали тайную комнату для стрельбы из оружия времен Великой Отечественной. И один из них позже, уже в 90-х, стал одним из крупнейших криминальных авторитетов Волгограда, известным по прозвищу Нестер. Произошедшее настолько всколыхнуло тогда регион, что история не осталась рядовой и забытой, попав в легендарную передачу «Следствие вели» с Леонидом Каневским.
Исчезновение студента
Мама Димы Сорокина гордилась сыном: хорошо учился, занимался спортом. Студента в последний раз видели в ресторане. Затем парень бесследно исчез.
— Май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, — загибает пальцы мама Дмитрия Людмила Сорокина, — полгода. Вот так Димочку мы и потеряли.
Расследование долго оставалось нераскрытым, пока из служебной командировки из Афганистана, где исполнял интернациональный долг, не вернулся начальник убойного отдела Виктор Быков. Он подробно расспросил женщину. Людмила Сорокина вспомнила, что незадолго до исчезновения сына был тревожный телефонный звонок.
— Мужчина звонит и говорит: «Вы знаете, ваш сын переночевал с моей дочерью», — вспоминает Людмила Сорокина.
Следствие сделало вывод, что Дима встречался с девушкой, а ее отец, видимо, был крайне недоволен тем, что отношения зашли далеко. Но как найти эту роковую красотку? Затем оперативники расспросили одногруппников парня, но безуспешно. Все говорили, что ничего не знают.
Валютная путана
Виктор Быков обратил внимание на одну студентку — Юлию. Он почувствовал, что ей что-то известно. Но девушка отказалась что-либо говорить, аргументировав тем, что не доверяет милиции. Но на следующий день на Юлию напали в безлюдном парке. На счастье девушки, появился милиционер, который отбил ее от преследователя. В тот день Юлия рассказала всё, что знала о пропавшем Диме Сорокине. Оказалось, что она видела, как Дмитрий заходил в один из лучших ресторанов Волгограда и держал за талию Стеллу — местную дорогую путану. Обычному студенту ни рестораны, ни Стелла были просто не по карману.
Стрельба в Горхозе
Начальник убойного отдела Виктор Быков решил еще раз навестить лучших друзей Дмитрия Сорокина, которые всё свободное время проводили в одном и том же месте — подвале инженерно-строительного института на улице Циолковского, известного как Горхоз.
— На территории волгоградского инженерно-строительного института в 1981 году находились подсобные помещения, в том числе электрощитовая, — вспоминает Игорь Еланский, занимавший тогда должность старшего следователя прокуратуры Волгоградской области.
Осматривая помещение в подвале Виктор Быков обратил внимание, что не слышит своих шагов. Звук был очень странным, словно стены экранированы. В это время за ним пристально следили два парня, держащих руки в карманах. Виктор Быков дошел до дальней стены, почему-то задрапированной тканью. Сорвал ткань, и в этот момент раздались выстрелы. Оперативник успел упасть на пол, а стрелявшие в него студенты сорвались с места и исчезли за дверью. Там, впрочем, они были скручены сотрудниками убойного отдела.
Вся стена, с которой сорвал ткань Виктор Быков, была покрыта дырами и вмятинами от пуль. Было ясно, что здесь стреляли или убивали. И был еще один вывод: Виктор Быков понял, что наконец-то найден след вооруженной автоматами и пистолетами банды, уже несколько лет державшей в страхе Волгоград.
Банда спортсменов из секции борьбы
Банда действовала в Волгограде уже несколько лет, совершая вооруженные разбои и грабежи. Члены банды были вооружены пистолетами и автоматами, в основном найденными на местах ожесточенных боев и восстановленными до рабочего состояния.
— Когда немцы ушли осталось много оружия, — вспоминает Виктор Быков. — Оружие в исключительном состоянии. Чуть ли не новые автоматы в ящиках находили.
Милиции никак не удавалось вычислить, откуда появляется и куда исчезает банда. Хотя один раз подобрались очень близко. В тот день поступил вызов из речного порта. Кто-то нажал тревожную кнопку в кассе. Срочно выехал наряд. Но у ворот уже стояла милицейская машина. Вскоре из ворот показались двое с автоматами, скомандовавшие: «Руки на землю!» Сотрудники милиции подчинились, а налетчики ускользнули буквально из-под носа.
— Уезжали как раз на милицейской «Волге», включив рацию и проверяя, есть ли за ними погоня, — вспоминает Игорь Еланский.
В уголовном розыске были уверены: банда состоит из матерых уголовников. Никто не предполагал, что на дело ходят обычные студенты. Задержанные в электрощитовой Горхоза выдали всех участников. Оставалось их задержать: быстро и одновременно, чтобы никто не предупредил подельников.
Для 13 членов банды создали 13 групп захвата. Такой масштабной операции в Волгограде еще не было. Семеро бандитов в этот момент сидели на лекциях в институтах, и на их задержание отправили молодых оперативников, маскировавшихся тубусами и тетрадками. Еще двое вели занятия в секциях борьбы — задерживать их отправили мастеров спорта. Виктор Быков задерживал главаря — студента, спортсмена, воспитанника известного советского тренера Виталия Старикова — 21-летнего Виталия Нестерова.
Все участники преступной группы были задержаны. В руках правосудия оказалась первая крупная банда послевоенного Волгограда.
— У нас такого не было с 1946 года, — вспоминает начальник убойного отдела Виктор Быков. — Это была устойчивая преступная банда.
Большинство из них учились в волгоградских институтах и начинали вполне невинно — с фарцовки джинсами. Но спекулянты превратились в безжалостных налетчиков благодаря кино. Однажды студент Виталий Нестеров посмотрел фильм «Крестный отец» и заболел идеей создать волгоградскую мафию. Он быстро сколотил банду из студентов. Оружие они скупали у местных черных копателей. Умница и спортсмен Дмитрий Сорокин, также вошел в группировку. У парня появились шальные деньги, но в отличие от друзей, он не забывал родную семью.
— Была куплена вся мебель, вторая квартира, — вспоминает знакомая семьи Сорокиных Елена Борисенко. — То есть была хорошая материальная помощь. Наивная мама не догадывалась, где ее сын пропадает вечерами. Искренне верила, что он просто встречается с девушками. Она до сих пор не верит во все эти ужасы.
«Приговорен к высшей мере наказания — смертной казни»
Дмитрия Сорокина бандиты застрелили по приговору главаря. Юрию Нестерову не понравилось, что студент стал слишком много болтать. Приговор привели в исполнение практически в центре города, в той самой электрощитовой, где обычно тренировались в стрельбе.
— Он развязал язык, стал информацию сторонним людям выдавать о делах в этой бандитской группы, — рассказывает Игорь Еланский. — После расстрела бандиты купили в магазине ковровую дорожку, завернули и уже в ночное время вывезли его за Волгоград и закопали в овраге.
Виталий Нестеров планировал перебросить свою бригаду в Москву и там заняться налетами на сберкассы, но не успел. Он и еще один участник банды были приговорены к высшей мере наказания — смертной казни. Позже расстрел ему заменили 15 годами колонии. Освободившись он не оставил преступную деятельность, а быстро стал одним из крупнейших криминальных авторитетов Волгограда, известным как Нестер. В его жизни было многое: и контроль за над сельскохозяйственным бизнесом, и рейдерский захват Карповского элеватора, где были убиты директор и главный бухгалтер, и сотни миллионов рублей из фонда кредитования села, и бизнес-отношения с вице-губернатором Волгоградской области, пережившего его всего на считанные месяцы. Виталия Нестерова расстреляли из автомата Калашникова 14 ноября 2001 года, когда он подошел к офису на улице Канунникова. Похоронили Нестерова на старом Ворошиловском кладбище, напротив могилы его тренера и наставника из 80-х Виталия Старикова — известного криминального авторитета Казака. Но всё это уже совсем другая история.
Теперь мы в Telegram! Будь в курсе последних событий вместе с нами. Подписывайтесь на наш канал и будьте первыми в информационном наплыве!