Ираиде Порублевой из Волгограда 92 года. Ребенком она пережила Сталинградскую битву, одна провожала отца на фронт, продавала воду на рынке, чтобы заработать на репу или морковку. Но сегодня никто никогда не догадается о ее тяжелом прошлом. Женщина (назвать пенсионеркой ее трудно) накануне покорила пользователей интернета своими яркими образами и лучезарной улыбкой. Каждое утро она выходит на зарядку с гантелями, а в свободное время поет песни.
Мы встретились с Ираидой Ивановой, которая рассказала: как из Екатеринбурга ее занесло в город-герой, как выживала с мамой в Сталинградскую битву, откуда у нее появилась любовь к моде и ярким образам, а также — в чём главный секрет ее молодости.
«Пили и ели воду. Воду же и продавали»
Ираида Ивановна родилась в 1932 году в Свердловске, ныне Екатеринбурге. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 9 лет. Женщина хорошо помнит, как одной ей пришлось провожать папу на фронт и их последнюю встречу в больнице.
— Я девочка с Урала. Всё мое детство — военное, голодное, безутешное. Все работали, одна я дома. В доме ничего нет, только сырая вода. Хочешь ешь ее, хочешь пей, хочешь снова за ней иди. Летом даже торговала этой водой, что заработать на морковку или репу, — вспоминает Ираида Ивановна. — Родители развелись до войны. На фронт папу я провожала одна. Его сразу призвали, потому что он шофер. Но папу скоро ранили и обратно прислали в госпиталь лечиться. А мы с учительницей ходили по госпиталям, пели песни и читали стихи раненым. Идет мужчина по коридору и кричит: «Дочка моя, Ирочка!» Я смотрю — папка! И бегом к нему в обнимку, и плакать оба. Через 10 дней его снова на фронт отправили. Он заехал домой, говорит: «Поди собери подружек, я вас прокачу». Папа покидал нас в кузов и поехал по улицам. Поцеловал меня и уехал навсегда.
«Купила платье за 40 рублей вместо продуктов»
Еще в школьные годы Ираида Ивановна ходила в танцевальную студию и училась танцам. После школы поступила в техникум советской торговли. Летом подрабатывала вожатой в лагере, а на первые деньги купила красивое платье.
— Летом ездила работать пионервожатой в детский лагерь. Мне эта работа нравилась. Танцевала я красиво. Дети всегда просили, чтобы я их тоже научила, — рассказывает Ираида Ивановна. — Заработала 40 рублей за сезон. Маме отдаю, а она не берет. Говорит: «Ты сама заработала, иди покупай, что тебе нравится». Всю войну — раздетая, голодная — у меня была дистрофия 3-й стадии, я не могла наклониться, падала. Худющая была страшно. Поэтому пошла в магазин за продуктами. Прохожу мимо одного магазина — платье на плечиках висит и на меня смотрит. Померила — а оно мне так хорошо подходит. Спрашиваю у продавца: «Сколько стоит?» 40 рублей. Я купила, только пришлось идти пешком с центра города до дома, потому что трех копеек на трамвай не было. Думала, может, сесть и бесплатно проехать. А вдруг меня поймают, платье отберут и еще мамке скажут? Весело жилось.
После техникума Ираиду Ивановну отправили в тайгу работать поваром. Уже в 21 год она стала директором столовой. Там же и познакомилась со своим мужем на танцах.
— После техникума меня забрали работать поваром в запретную зону. Привезли в лес, кругом тайга. Стоят бараки. Через полгода меня уже поставили директором столовой. Однажды кондитер по пьянке не вышел на работу, а на следующий день был праздник. Нужно срочно было испечь торты. Что делать? Прочитала в книге рецепт, замесила тесто, выпекла. 18 тортов сделала, оформила и выполнила план, — вспоминает Ираида Ивановна. — На дискотеке пригласил меня высокий солдат под два метра. Ему понравилось, как я танцевала. Потом сказал мне: «Дайте ваш номерок, я пойду получу пальто». Солдат же вне очереди пропускали. Отдал пальто, ботиночки. В это время распахивается дверь с улицы, влетает солдат, я глянула на него, и между нами как будто промелькнули две полосы тонкие алюминиевые. А муж сзади стоит. Наклоняется ко мне и говорит: «Ну и глаза, черт возьми». Я ему говорю: «А у тебя пуговки вместо глаз?» Он так поразился, ему еще никто так не отвечал, и убежал на улицу. Так и познакомились.
«Бросила всё и уехала в Сталинград за мужем»
В Сталинград Ираида Ивановна приехала из-за мужа, который решил неожиданно уехать от нее в город-герой. Там женщина сменила несколько мест работы, но самый запоминающийся случай связан с рестораном «Маяк», где женщина была главным поваром.
— Свекровь работала врачом-гинекологом в Сталинграде. Она всё время звала мужа приехать в город. Уже нашла ему хорошенькую девочку, медсестру, — рассказывает Ираида Ивановна. — Муж демобилизовался и поехал, у нас уже сын был четырехмесячный. Ребенок как раз заболел, мы лежали в больнице. Он пришел прощаться. Даже на ребенка не поглядел. «До свидания, я поехал. Не знаю, приеду назад или нет». Не спросил даже, есть ли у меня деньги или нет. Приехала его тетка и сына тоже забрала в Сталинград. Говорит, тебе здесь тяжело, а там ему лучше будет. Сын там, муж там. Я бросила хорошую работу, за которую мне платили 1200 рублей. Заняла денег у бабушки на билет на самолет и вперед него прилетела в Сталинград. Однако пробыла я там недолго. Муж не разговаривал со мной, свекровь упрекала, что я сплю на ее простынях и ем ее кусок хлеба. Я продала свое платье, купила билет и уехала обратно к маме в Свердловск.
Из столовой в лесу в ресторан «Маяк» в центре города
Однако в Свердловске женщина пробыла недолго. Муж снова приехал за женой и ребенком, и в 1957 году семья окончательно переехала в Сталинград.
— Когда приехала в Сталинград, меня направили в городской парк поваром в деревянный ресторан. Мне захотелось нагреть водичку для поваров. С газом я не умела обращаться, потому что на Урале топили печь дровами. Я зажгла плиту и пошла работать в цех, а газ то идет в помещении. Благо окна были открыли. Директор как заорет: «Кто зажигал плиту? Ты кто такая? Ты зачем плиту зажигала? Вон с работы!» Меня выгнали, — рассказывает женщина. — Потом работала в ресторане «Маяк» главным поваром. Работали до полпервого ночи. Тогда ходил только автобус № 2 переполненный. Люди ехали красивые в костюмах и платьях с театра. А у меня в руках был маленький чемодан с яйцами куриными. Прыгаю на ходу в этот автобус. Чемодан стиснулся, и яйца полились. Мужчине испачкала костюм. Он говорит мне: «Сейчас выйдешь со мной на улицу, разберемся». Куда я выйду? Последний автобус, у меня двое детей и муж дома, мне кормить их надо. Хорошо, что за меня мужчины заступились. Но в ресторане проработала недолго, всего несколько месяцев. Потому что свекровь сказала: «Уходишь рано, приходишь поздно. Дома нет постоянно. Ищи работу ближе к дому».
После ресторана Ираида Ивановна 5 лет проработала в магазине продавцом, но по приказу свекрови ушла на завод имени Петрова вслед за мужем. Там женщина проработала 21 год.
— Меня перевели в продавцы. 5 лет проработала с напарницей. Потом послали учиться на директора магазина. Но я не пошла работать директором. Муж работал на заводе имени Петрова, я и за ним туда устроилась, — говорит Ираида Ивановна. — Свекровь сказала: «Бросай свою торговлю, там одни проститутки работают. Иди на завод за мужем». Стала старшим оператором машинносчетной станции. Там я проработала 21 год. А когда на пенсию ушла, 10 лет отработала уборщицей в школе.
«Мне нравится наряжаться и придумывать образы»
На пенсии Ираида Ивановна записалась в хор и с удовольствием ездила на другой конец города ради выступлений. Однако во время одного из концертов женщина сломала ногу. С тех пор Ираида Ивановна поет у себя в квартире.
— С 2004 года я ездила через весь город в хор 5 лет. И не бросила бы, если бы не сломала ногу, когда танцевала «Цыганочку». Нога болит, до сих пор мучаюсь. Теперь пою дома, но голос иногда хрипит, — говорит женщина. — Любовь к ярким вещам мне как раз пришла благодаря хору. Мы же выступали в красивых костюмах, на нас всегда смотрело много людей. В войну же нечего было сносить, бабушка мне с брюк шила юбку, а кофту — с наволочки белой. Сейчас мне нравится наряжаться, придумывать образы и поднимать самой себе настроение.
«Люди смотрят, как я делаю зарядку. Наверное, завидуют»
Сейчас Ираида Ивановна счастливая бабушка: у нее 2 внука и две внучки, 7 правнуков, восьмая правнучка. Одно из ее увлечений, помимо пения, — спорт. Женщина каждое утро выходит во двор с гантелями и выполняет упражнения, а в качестве дополнительной нагрузки может подняться пешком на верхние этажи.
— Всё зависит от моей натуры. Танцевала я с детства, потом начала в хоре петь. Сейчас я каждое утро делаю зарядку. Люди смотрят, иногда удивляются, но я стараюсь не обращать на них внимание. Мое дело — восстановить ноги, потому что после ковида я практически не могла ходить, — рассказывает Ираида Ивановна. — Надо просто думать о хорошем, строить планы на день и радоваться тому, что у тебя есть. Я радуюсь, что у меня большая семья, радуюсь, что живу в Волгограде. Мне этот город очень нравится, особенно весной.
Новости теперь в Telegram! Не упустите важные моменты — подписывайтесь на наш канал и будьте в курсе происходящего в режиме реального времени!