Архитекторы, краеведы и общественники пытаются спасти от сноса сохранившиеся дореволюционные здания казарм на станции Канальная в Светлоярском районе Волгоградской области. Над ними нависла угроза уничтожения даже несмотря на то, что здания признаны вновь выявленными объектами культурного наследия регионального значения. Защитники исторического наследия считают, что казармы вот-вот постигнет печальная судьба других исторических объектов РЖД в Волгоградской области.
На сайте комитета государственной охраны объектов культурного наследия администрации Волгоградской области появилось отрицательное заключение историко-культурной экспертизы, в которой эксперт счел нецелесообразным признавать объектом культурного наследия «Жилые дома (казармы) станции Канальная (бывшая Тундутово)».
Заказчиком экспертизы выступало ОАО «Российские железные дороги», купившее казармы в рамках реализации инвестпроекта по реконструкции участка пути между станциями имени Максима Горького и Котельниково. Проектом реконструкции железной дороги было предусмотрено изъятие земельных участков жилой застройки в границах существующей полосы отвода железной дороги. И именно в этой полосе и оказались дореволюционные строения станции Канальной — железнодорожный вокзал, водонапорная башня и бывшие казармы железнодорожников. Эти здания были признаны вновь выявленными объектами культурного наследия регионального значения.
— Объект — пример многоквартирного жилого дома с летней кухней и ледником, построенным в конце ХIХ — начале ХХ веков по типовому проекту технического отдела акционерного общества Владикавказской железной дороги, — говорится в акте ГИКЭ. — За дату постройки объекта можно принять 1902 год.
При этом эксперт признал — нельзя отрицать значимость исследуемого здания, возникшего как часть необходимой обслуживающей инфраструктуры железной дороги, и, возможно ставшего первым каменным жилым зданием, положившим начало современному поселку станции Канальная. Но, описав историю объекта, эксперт пришел к выводу — признаков объекта культурного наследия не обнаружено.
С заключением эксперта категорически не согласен известный волгоградский краевед и архитектор-реставратор Сергей Сена. Вместе с рядом других специалистов-реставраторов он написал и отправил в адрес комитета государственной охраны объектов культурного наследия свои возражения. В частности, эксперты указывают, что в отрицательном заключении государственной историко-культурной экспертизы как раз таки приведены материалы, подтверждающие историко-культурную и мемориальную ценность сохранившихся жилых домов на станции Канальная.
— Сохранившиеся жилые дома с железнодорожным вокзалом и водопроводной башней, относящиеся по дате строительства к концу XIX века, являются примером строительства путей сообщения, — говорится в возражениях, подписанных в том числе реставратором Сергеем Сеной. — Они являются неотъемлемой частью ансамбля железнодорожной станции Канальная, в непосредственной близости находятся железнодорожный вокзал и водонапорная башня станции Канальная, построенные в конце XIX века как единый ансамбль. Таким образом по своему архитектурному решению — планировочная структура, материал несущих конструкций, стиль кирпичного декора — объект представляет собой пример жилой застройки, возводившейся по типовым проектам акционерного общества Владикавказская железная дорога периода конца XIX — начала XX веков.
Сергей Сена полагает, что отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы может свидетельствовать о возможном сговоре заказчика, комитета госохраны объектов культурного наследия и эксперта:
— Тихорецкая ветка Владикавказской железной дороги отличается удивительной сохранностью, — считает Сергей Сена. — Причем речь идет не только о путях, но и об инфраструктуре. Причем некоторые станции сохранили исторический облик. Например, Ельшанка, Сарепта, Бекетовская. В области — это Канальная, Тингута, Чилеково, Гремячая.
Гремячую снесли при строительстве ГОКа. Тингуту снесли вообще без повода, если не считать им необходимость содержания построек.
— На станции Червленая, она же Тундутово и Канальная, сохранились вокзал, водонапорная башня и эти казармы, которые по факту были жилыми домами, — рассказывает Сергей Сена, — Да, РЖД расселило из них людей. А акт, который я, кстати, читал, составлен так, что ты к концу всё больше и больше уверяешься в мысли, что он будет положительным. Но в итоге эксперт приходит к совершенно противоположным выводам, не заметив в них никакой исторической ценности. Хотя они важны в первую очередь как типовые строения железнодорожных станций. Каждая железная дорога как самостоятельное подразделение имела свой набор типовых строений. И если ехать, допустим, с Юго-Восточной железной дороги на Владикавказскую, можно видеть, как меняется архитектура. Что же касается приспособления для современного использования, то буквально в трех километрах от станции Канальной хотят воссоздать усадьбу князя Тундутова.
И из этих зданий можно сделать визит-центр. Приспособить под современное использование — не проблема.
— Пока же я здесь вижу что-то очень похожее на коррупционный сговор между комитетом охраны памятников, экспертом и мощной организацией РЖД, которая может как попросить, так и приказать, — сетует Сергей Сена.
Кроме того, по мнению архитектора Сены, сохранившиеся здания — свидетели Сталинградской битвы, а первоначальный проект экспертизы не был одобрен комитетом госохраны объектов культурного наследия:
— Когда РЖД говорит, что эти здания невозможно использовать, то я напомню, что есть такое понятие — Тундутовский бастион, укрепрайон этой станции, до которого, по счастью, Манштейн, идущий деблокировать 6-ю армию Паулюса, не дошел, — рассказывает Сергей Сена. — Поэтому это идеальное место для того, чтобы там сделать музей, связанный с финалом Сталинградской битвы, когда попытка Манштейна двинуться от Котельниково в сторону Сталинграда была пресечена в районе станции Тингута. Она, кстати, тоже была разрушена. Что же касается первой экспертизы, то она не устроила комитет государственной охраны объектов культурного наследия. Сейчас исправленный вариант находится на своего рода общественных обсуждениях, хотя в случае, если комитет отказывается подписывать заключение, экспертизу должен выполнять другой специалист.
Напомним, в Волгограде и Волгоградской области уже не один исторический объект у железной дороги был снесен, оказавшись в сфере интересов РЖД. И это касается не только упомянутых Сергеем Сеной станций Гремячей и Тингуты. Так, осенью 2014 года в рамках «плановых мероприятий по поддержанию порядка на насыпи железнодорожного полотна» были уничтожены сохранившиеся до этого момента исторические опоры Царицынского виадука на перегоне между станциями Волгоград-1 и Волгоград-2 в Центральном районе Волгограда. А в декабре 2015 года выяснилось, что отправленная в 2014 году назад на реконструкцию пятифигурная скульптурная группа «Апофеоз труда», установленная на главном фасаде железнодорожного вокзала Волгоград-1, была уничтожена и позднее заменена копией из совершенно другого материала. Весной 2016 года ОАО «РЖД» снесло исторический деревянный вокзал на станции Гумрак, построенный, по одним данным, в конце XIX века, а по другим — в 1917 году. Несмотря на обращение волгоградских активистов в прокуратуру Волгоградской области, здание, которое дважды признавалось объектом, обладающим историко-культурной и художественной ценностью, было разобрано. И только после окончания его сноса комитет по культуре Волгоградской области поручил рассмотреть вопрос о включении уже уничтоженного последнего двухэтажного деревянного здания в городе, уцелевшего после Сталинградской битвы, в государственный реестр памятников истории и культуры Российской Федерации.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и читайте нас везде, где есть мобильная связь.