Минимум 23 телеграм-канала Волгоградской области с 1 ноября 2024 года должны будут раскрыть информацию о своих владельцах. Столько страниц в этой социальной сети, посвященных Волгограду, имеют более 10 тысяч подписчиков. Причем часть анонимных каналов уже начали резко снижать число подписчиков и становиться закрытыми, словно стремясь избежать деанонимизации и увеличения охватов.
В тройке лидеров региональных телеграм-каналов — V1.RU, где число подписчиков уже приближается к 100 тысячам, «Жесть Волгограда» с 72 тысячами подписчиков, на третьем — «Блокнот Волгограда», у которого чуть больше 68 тысяч подписчиков. Впрочем, учредители, администраторы и главные редакторы этих сообществ и так известны сотрудникам Роскомнадзора. Также в топ-20 телеграм-каналов, которым придется пройти через процедуру деанонимизации, практически все популярные паблики и СМИ, входящие в топ-3 рейтинга цитируемости «Медиалогии».
При этом у некоторых телеграм-каналов количество подписчиков начало стремительно падать и за считаные дни опустилось ниже предельного количества, после которого последует процедура деанонимизации. Так, практически с 17 000 до 9945 сократилось число подписчиков у одного из самых популярных анонимных телеграм-каналов региона — «Остров Свободы», публикации которого не раз вызывали острую эмоциональную реакцию у чиновников, депутатов и крупных бизнесменов.
В свою очередь, известный волгоградский публицист, историк и журналист Михаил Серенко, считающийся в Волгограде одним из лучших знатоков медиа-рынка телеграм-каналов, полагает, что попытка избежать деанонимизации — лишь одна из причин сокращения количества подписчиков.
— Телеграм-каналы сейчас перестали бороться за количество подписчиков и начали больше внимания уделять качеству, — рассуждает Михаил Серенко. — Например, у одного авторского телеграм-канала было много удаленных аккаунтов, не дающих просмотра и просто занимающих место. Так что если человек гонится за качеством — это хороший повод избавиться от «мертвых душ». Впрочем, и документ о 10 тысячах подписчиков тоже сыграл свою роль. Ведь телеграм-канал с таким количеством читателей — фактически СМИ. И если еще три года назад можно было спокойно взять и опубликовать какой-нибудь закат в Амурской области, то сейчас за это может прилететь. Люди банально не хотят рисковать деньгами.
Михаил Серенко говорит, что редакция официального СМИ — это не только штат журналистов, но и юристов. Сотрудники редакций прошли обучение, узнав, что можно, а что нельзя. А блогеры и авторы телеграм-каналов, — это простые граждане, которые хотят изменить мир к лучшему и не прошли этой школы журналистики.
— У них будет много ошибок, и за ошибки будут карать рублем. И здесь не то, чтобы кто-то скрывался. Просто они не хотят нести финансовые убытки, — говорит Михаил Серенко. — Я читаю некоторые волгоградские телеграм-каналы. У каждого своя ниша. Например, есть «Ящик Пандоры». Он специализируется на роликах, где молодежь совершает правонарушения. Публикуя в хлам укуренную 16-летнюю девочку, он таким образом обращает внимание родителей — вы дочку упустили! Но автора этого канала за публикацию лица несовершеннолетнего привлекут по закону. Хотя он делает благое дело. Да и потом, чтобы подставить владельца телеграм-канала, ему можно просто накрутить голоса. Следовательно, предполагаю, что мы переходим в эпоху закрытых телеграм-каналов, а в отдаленной перспективе вернемся в Советский Союз, где было всего два телеканала, заканчивающих вещание в 22:00. Хотя телеграм, как мне кажется, будут закрывать в последнюю очередь, потому что это хороший рупор российской пропаганды во всём мире.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь!