Город «Давайте создадим безопасный счет». Топ фраз, по которым легко распознать телефонных мошенников

«Давайте создадим безопасный счет». Топ фраз, по которым легко распознать телефонных мошенников

Преступники часто прибегают к приемам социальной инженерии

Эксперты рассказали, как по разговору распознать злоумышленника

Источник:

Благодаря современным системам безопасности деньги в банках защищены, подобно Кощеевой смерти. Однако главный ключ к любому счету — это его владелец. Как понять, что собеседник на другом конце провода или по ту сторону чата хочет забрать ваши деньги? Мы собрали разговорные и письменные сигналы, по которым можно распознать преступника. Бонусом — метод, как взять себя в руки прямо во время «развода».

Такого не услышать от настоящего сотрудника банка

В целом обстоятельства, когда злоумышленники получают доступ к чужим деньгам, можно разделить на две группы. Первая — когда жертва пренебрегала правилами безопасности и вовремя не среагировала: потеря банковской карты, телефона или сим-карты, хранение паролей на виду у других. Во втором случае деньги забирают обманом, узнавая нужную информацию во время звонка или переписки. Преступник может выдать себя по телефону такими словами и фразами:

  • «помогите поймать нечестного сотрудника» или «идут следственные действия, помогите задержать мошенников»;

  • «вас беспокоят из центрального банка, ваш счет скомпрометирован»;

  • «вас беспокоит специалист финансовой безопасности, сотрудник службы безопасности банка»;

  • «на вас оформлена заявка на кредит» (при этом вы ее точно не подавали);

  • «ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция»;

  • «истекает срок действия сим-карты»;

  • «давайте создадим защищенный/безопасный счет и отправим деньги туда»;

  • «скачайте приложение для безопасности»;

  • «продиктуйте код из смс для отмены операции»;

  • «вам положена выплата/компенсация, но чтобы её получить, следует заплатить комиссию».

Как распознать преступника по разговору

Мошенники могут использовать различные речевые приемы и техники, чтобы манипулировать собеседником. Некоторые назвал специалист по технике речи Игорь Кузнецов.

— Уверенность в голосе помогает злоумышленникам манипулировать жертвами, создавая впечатление авторитета и профессионализма. Как правило, тон голоса при этом спокойный и доброжелательный, — рассказывает эксперт. — Часто используется «эмоциональная манипуляция». Например, голос становится чуть более напряженным или эмоциональным, чтобы подстегнуть реакцию жертвы. На желание следовать «инструкции» и удержание внимания собеседника работает темп, паузы, динамика и акценты в речи.

По словам Игоря Кузнецова, преступники тщательно контролируют краткость, ясность и четкость речи. Они логично излагают мысли, начиная с основных пунктов и подчеркивая ключевые моменты. А еще мошенники могут формулировать свои утверждения так, чтобы они звучали как факты, а не предположения. Например, вместо «Я думаю, что у вас может быть проблема» они скажут «У вас есть проблема».

— Мошенники могут часто обращаться к жертве по имени, создавая ощущение личной связи и доверия, и периодически спрашивать, все ли понятно. Это показывает их заинтересованность и помогает им контролировать разговор, — продолжает эксперт. — А еще преступники часто создают у жертвы ощущение поддержки, что они всегда на связи и готовы помочь. Мошенники могут даже шептать, чтобы создать впечатление доверительного разговора

Как действует банк, если с картой или счетом что-то не так

Как правило, если банк звонит клиенту, то он хочет продать собственные услуги и продукты, а не поинтересоваться кодом для проведения транзакции.

— Настоящий сотрудник банка никогда не спросит фамилию, имя, отчество, номер карты или другие личные данные — это у него и так есть, — рассказывает вице-президент ВТБ, начальник управления защиты корпоративных интересов департамента по обеспечению безопасности Дмитрий Ревякин. — Также работник не попросит код из смс — мы и так понимаем, что конкретный смартфон находится в данный момент в руках конкретного человека. И конечно сотрудник не станет узнавать CVV-код.

Если появилось хоть малейшее подозрение о намерениях собеседника, лучше положить трубку и перезвонить в банк самому. Но только по телефону на оборотной стороне карты или на сайте банка. И тем более стоит насторожиться, когда звучат предложения о переводе средств: после списания их не вернуть. Поэтому СМС и интернет-форма от «сотрудника» банка могут лишь подтвердить второй платеж.

— При любых подозрениях на хищения мы рекомендуем клиентам моментально блокировать свою карту или учетную запись онлайн-банка, а также сразу сообщить в банк о проведенном платеже, — продолжает Дмитрий Ревякин. — Чем быстрее это произойдет, тем больше шансов, что преступник не успеет вывести или обналичить похищенные деньги.

В некоторых случаях банк может сам заблокировать карту клиента

Источник:

А вот в каких случаях банк может сам ограничить обслуживание счёта или заблокировать карту клиента:

  • необычные транзакции;

  • многократные неудачные попытки ввода PIN-кода;

  • истечение срока действия карты;

  • задолженность по кредитной карте превысила установленный лимит;

  • потеря или кража карты;

  • нарушение условий договора об использовании карты;

  • технические проблемы или ошибки в системе банка.

Как не стать жертвой мошенника

По статистике банка ВТБ, более 90% хищений приходятся на схемы с использованием приемов социальной инженерии, когда злоумышленники используют психологические уловки и манипуляции. Поэтому главный способ сохранить свои деньги — быть постоянно начеку и не поддаваться давлению.

— Моему знакомому позвонили мошенники, и он оформил кредит в банке. Забрав наличные из кассы банка и увидев деньги у себя в руках, он решил приобрести автомобиль. Когда мошенники позвонили ему с предложением перевести деньги на безопасный счёт, он ответил, что уже спас свои деньги, купив машину, — рассказывает Дмитрий Ревякин. — Однако этот случай — исключение. Чаще клиенты переводят деньги преступникам или отдают их курьерам.

С развитием технологий мошеннические схемы становятся все более сложными и изобретательными. Например, сейчас часто встречаются массовые рассылки в Telegram. А в ближайшем будущем вполне можно столкнуться с видеозвонками, сгенерированными нейросетью, и адаптированными под каждого человека фишинговыми атаками с уникальными сценариями.

При любом подозрении на мошенничество лучше всего перезвонить в банк самому

Источник:

Способ взять себя в руки в разговоре с преступником

Бдительность и финансовая грамотность — главные инструменты защиты не только клиентов, но и сотрудников банков. Тем не менее эксперты делятся лайфхаками, как взять себя в руки прямо во время «развода»

— Существует метод «последующего опроса». Представьте, что вам придется объяснять происходившее начальнику, жене или следователю. Что они спросят? Наверняка это будут вопросы вроде «Кто это был?», «Откуда вы его знаете?», «Как вы общались?», «Куда вы дели деньги?», — делится методом Дмитрий Ревякин. — Надо на них ответить и задать себе еще два: на чем основана ваша уверенность в этих ответах и какие у вас есть материальные доказательства правдивости этой версии? Так удастся взять себя в руки и понять, как действовать.

Дополнительную защиту денег обеспечивают инструменты, которые предлагают банки. К примеру, в ВТБ Онлайн можно установить лимиты на операции, проверить посещаемость личного кабинета и заблокировать его при подозрении на мошенничество, поделиться подозрительной интернет-ссылкой или подключить определитель номера. А еще банк разработал программу страхования, которая защищает от самых распространённых сценариев мошенничества.

Реклама. БАНК ВТБ (ПАО), ИНН 7702070139

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Черное или Красное? Туристка сравнила отдых в Анапе и Египте
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления