В Волгограде Алена Вершинина готовилась к счастливой встрече с долгожданным сыном, но родила удушенного ребенка с разрушенным мозгом. Многократное обвитие плода пуповиной, по ее словам, врачи дважды обнаруживали на УЗИ, но отпускали домой, уверяя, что в этом нет ничего страшного. На свет ребенок появился с прогрессирующей гипоксией и пятикратным тугим обвитием. Почти месяц он был в реанимации. Сейчас мальчику 7 лет. Как говорит Алена Вершинина, теперь сын навсегда останется на уровне развития новорожденного.
«Первую сама родила? И второго сама родишь!»
Как рассказала V1.RU Алена Вершинина, ее вторая беременность протекала вполне благополучно. Но на одном из скринингов у малыша вдруг обнаружили трехкратное обвитие пуповиной. По словам женщины, врачи уверяли ее, что в этом нет ничего страшного.
— Это моя вторая беременность. Я жила на тот момент в области: это свежий уход, помощь и забота родителей. Я не нервничала, не волновалась. Рано встала на учет. Ходила в женскую консультацию. Основные обследования проходила в перинатальном центре, — рассказывает Алена. — На третьем скрининге в районе 7 месяцев беременности на УЗИ мне вдруг поставили трехкратное обвитие пуповиной плода. Я иду к врачу, который меня наблюдал, и говорю ему: «Подразумеваю, что у меня должно быть кесарево сечение?» Но врач ответила: «Нет, мам, вы что. Не переживайте, у нас и не с таким рожают. Он к моменту родов может еще раскрутиться. Всё хорошо, езжайте домой».
Женщина уехала к себе в Серафимович, и уже там, в районной больнице, у врача-гинеколога возникли подозрения о возможной гипоксии плода.
— Пришла на КТГ в больницу в Серафимовиче. Врач отправила меня в перинатальный на обследование. Я приехала туда уже с чемоданом. УЗИ показало, что гипоксии нет, но обвитие плода вокруг шеи стало уже четырехкратным, — вспоминает Алена. — Я захожу к акушер-гинекологу, который меня наблюдала. Говорю ей: «Ну всё, теперь точно кесарево?» Она говорит: «Нет. Ну и что, что четырехкратное. Первую саму родила? И второго сама родишь». И вновь отправляет меня домой.
«Он так пинался! Я была так счастлива. А он в этот момент умирал во мне»
Спустя несколько дней у женщины начались схватки и открылось кровотечение.
— В ночь с 15 на 16 августа я уснула только в два часа ночи. Несколько часов он во мне так шевелился, как никогда раньше. Я сидела, смеялась и говорила: «Ты глянь, что он творит? Как пинается! Наверное, я завтра рожу». А когда всё это случилось, я поняла потом, что в тот момент у него было удушье. Он просто во мне умирал, а я этого не понимала, — вспоминает Алена. — 16 августа рано утром я проснулась от схваток, у меня открылось кровотечение. Тут же вызываю скорую. Врач скорой берет мои документы, смотрит, говорит: «Я не понял, а где у вас направление на плановое кесарево?» А мне его никто не поставил. Я у него спрашиваю: «Скажите, что происходит, по-человечески?» На что врач говорит: «Вы поймите, с таким обвитием вы не родите его живого».
«Он был похож на воздушный шарик непонятных размеров и цветов»
16 августа 2017 года женщина родила мертвого сына с прогрессирующей гипоксией — у плода, как оказалось, было пятикратное обвитие пуповиной. Со слов Алены, врачам удалось запустить сердцебиение, но на тот момент его мозг был уже полностью разрушен.
— Его из меня достали. У него уже была клиническая смерть. Он не кричал. Я была в сознании. Я только спрашивала: «Он живой?» Вижу, что все отошли к столу, там сыну делали реанимацию. Его повернули ко мне, показали и унесли. Уже прошло 7 лет, а я до сих пор помню, как в тот момент заходит начмед и главврач больницы со словами: «Ну что, мам, на плановое не успела?» Я только сказала, что мне его никто не ставил, — вспоминает Алена. — Месяц ребенок провел в реанимации. В него вливали глюкозу. Но сутки из него ничего не выделялось. На второй день, когда я его увидела, думала, что упаду в обморок. Представьте, в него влили несколько литров жидкости, а почки почти не работали.
Он был похож на воздушный шарик непонятных цветов: фиолетового, красного, бордового. Я когда увидела эту голову… Она просто непонятной формы. Вот эти пальчики раздутые… Я не знаю, как я это выдержала.
Как говорит Алена, в два месяца Августину поставили инвалидность, которую продлили до 18 лет. Сейчас женщина возит ребенка по реабилитационным центрам, на массажи, покупает дорогие лекарства и делает всё, чтобы сыну было легче. Но, как говорят врачи, он на всю жизнь останется на уровне развития младенца.
— Нас взял центр реабилитации в Питере. Августину в 7 месяцев сделали МРТ головного мозга. Врач сказал: это уровень новорожденного на всю жизнь. Он никогда не заговорит, никогда не пойдет, никогда не скажет «Мама», — говорит Алена. — Помню, у меня началась истерика. Врач тогда еще так смутилась, потому что не ожидала, что меня не предупреждали об этих последствиях: «Чудеса случаются, но не в вашем случае», — сказал он.
Уже несколько лет женщина судится с областным перинатальным центром. Она считает, что если бы ей тогда назначили экстренное кесарево сечение, тяжелых последствий удалось бы избежать.
— Исковое заявление в Ворошиловский районный суд мы подали 20 апреля 2022 года, — рассказывает представляющая интересы Алены Вершининой адвокат Волжской городской коллегии адвокатов № 1 Светлана Афонасенкова. — Суд в возбуждении уголовного дела отказал и удовлетворил исковые требования частично — взыскать с перинатального центра и Серафимовичской ЦРБ по 25 тысяч рублей компенсации морального вреда. В остальной части было отказано. В мае 2023 года мы подали апелляционную жалобу. Однако в июле Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда оставила решение Ворошиловского суда без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения. 14 декабря 2023 года Четвертый кассационный суд отменил судебные постановления нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. 5 июня 2024 года мы подали ходатайство о назначении повторной СМЭ. 26 июня судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда вынесла определение о назначении повторной СМЭ, производство которой поручили в «Российский центр СМЭ Минздрава России». Пока ждем ее результатов.
— У нас есть определенные стандарты оказания помощи. Если была рекомендация от Серафимовической ЦРБ дородовой госпитализации, конечно, перинатальный центр должен был это исполнить, — рассказывает адвокат. — Врачи утверждали, что ни инвалидность, ни низкое расположение плаценты у Алены, ни обвитие пуповиной плода никаким образом не повлияли на результат. Получается, ничего не повлияло на неблагоприятный исход беременности, однако он наступил. И мы пытались выяснить: если врачи сделали всё правильно, по необходимым стандартам и медицинским рекомендациям, почему получился такой результат? Если медики не допустили ошибку, в чем тогда ошибка роженицы? Ответчики разводят руками. Но нет, так не бывает. Должна быть установлена причина.
Корреспонденты V1.RU связались с главным врачом ГБУЗ «Волгоградский областной клинический перинатальный центр № 2» Татьяной Веровской. Со слов врача, прогнозировать возможные осложнения при обвитии пуповиной шеи плода по результатам УЗИ нельзя.
— На практике обвитие пуповиной шеи плода — очень частое явление. В подавляющем числе случаев пуповинная патология требует амбулаторного наблюдения, подсчета шевелений плода беременной, а в самостоятельных родах проводится непрерывный КТГ мониторинг. Если при записи КТГ у пациентки с обвитием имеются патологические изменения, рассматривается вопрос об экстренном родоразрешении. К сожалению, в нашем случае своевременно и качественно оказанная медицинская помощь не позволила избежать отдаленных последствий для здоровья ребенка, — рассказала Татьяна Веровская. — Заключение СМЭ, проведенной в другом регионе, говорит о том, что действия врачей соответствовали порядкам оказания медицинской помощи. К несчастью, даже при благоприятном течении беременности полностью исключить риск неблагоприятных последствий невозможно.
— Как прошлые (2017 год), так и ныне действующие клинические рекомендации и стандарты оказания медицинской помощи не содержат показаний к дородовой госпитализации беременной с пуповинной патологией в стационар. На сегодняшний день отсутствует возможность прогнозирования ухудшения состояния плода при обвитии пуповиной вокруг шеи, — продолжили в перинатальном центре. — Трагическое стечение обстоятельств в случае Алены Вершининой предсказать или прогнозировать было невозможно. Сотрудники перинатального центра приложили максимальные усилия для спасения и лечения ребенка однако это не принесло положительного результата.
В пресс-службе аппарата губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова отказались озвучивать позицию регионального комитета здравоохранения в ответ на запрос V1.RU.
— Заявителю необходимо обратиться в облздрав с официальным обращением, с целью проведения оценки контроля качества оказания медицинской помощи матери и ребенку, — единственное, что ответили в пресс-службе губернаторского аппарата.
А еще у нас есть телеграм-канал. Подпишитесь!