Задумывались ли вы когда-нибудь, из чего складывается цена поездки на такси? Попробуем разобраться вместе с сервисом городских поездок Drivee.
Формула цены на поездку довольно проста: топливо + комиссия + налоги + штрафы + обслуживание автомобиля + доход водителя.
Посмотрим, что происходит с ценой на бензин. Так, согласно еженедельной аналитике Московской топливной ассоциации (МТА), с начала года бензин, в зависимости от марки, подорожал на 1–2 рубля за литр, а за год, по данным Росстата, стоимость за литр бензина выросла от 3 до 7 рублей. Дизельное топливо и вовсе развило космические темпы и довольно резко увеличилось в цене.
Комиссии и сервисные сборы у разных агрегаторов разные, и разброс достаточно большой: от 10–12% и до 30% от стоимости каждой поездки.
Из-за ухода некоторых компаний с российского рынка и дефицита полупроводников стоимость автомобилей выросла больше, чем в два раза, а стоимость запчастей — в пять раз. Вместе со всем этим подорожало и техобслуживание автомобиля. По данным «Российской газеты», в среднем техобслуживание за 2023 год подорожало уже на 21%.
А если водитель работает не на своей, а на арендованной машине, в расходную часть надо включить и дневную стоимость аренды, которую желательно как минимум отбить.
Сколь бы безопасной и безаварийной ни была езда, штрафов не всегда можно избежать. А это тоже деньги. Да, не каждый день и даже не каждый месяц, но тем не менее.
А теперь давайте посчитаем всё вместе: топливо (~1500 руб.) + ежедневная комиссия (~2000 руб.) + налоги (~250 руб., самозанятые водители платят 6% от ежемесячной суммы заработка, это сумма за день в среднем) + обслуживание автомобиля (~500 руб., тоже среднее значение за день). По самым скромным подсчетам, водитель должен зарабатывать минимум 4000 рублей в день, чтобы выходить в ноль, и это без учета штрафов. Если машина в аренде, к этой сумме нужно прибавить еще порядка 2000 руб.
А для более или менее приличного заработка водителю нужно заработать 6000–8000 рублей. Смена — это 8–12 часов напряженной тяжелой работы, требующей постоянного сосредоточения и внимания. При этом чистое время работы будет примерно 5–6 часов, ведь водителю необходимо отдыхать, делать перерывы на обед и перекусы. В конце концов, не всегда заказы идут непрерывным потоком, отменяются, требуют длительного ожидания.
И если поделить 8000 рублей, которые за смену должен заработать водитель на оптимистичные 6 часов, получится, что средняя цена часовой поездки должна быть около 1350 рублей. А ведь это, заметим, не так. Если, конечно, вы не едете на большие расстояния в часы пик.
Понятно, что в разных регионах разные расстояния и разные экономические показатели, но исходя из примерной стоимости часовой поездки легко вычислить и цену более коротких поездок: полчаса — 700 рублей, 15 минут — 350 рублей и так далее.
Разумеется, это средние значения, и на цену часто влияют и время вызова машины (в час пик дороже), и расстояние, и погода, и спрос.
Но вспомните, сколько вы обычно тратите на поездки по городу, и станет понятно, что эти цены ниже, чем реально должны быть.
Такси пока еще не стало роскошью и остается средством передвижения. А рост цен на поездки очевидно неизбежен с учетом массового подорожания. К счастью, катастрофическим этот рост не стал, и большинство из нас спокойно могут себе позволить доехать до места назначения за вполне приемлемые деньги.
Стоимость поездки в Drivee регулируется только пользователями, которые в приложении напрямую договариваются о том, в какую сумму выйдет поездка (0+). Пассажиры сами предлагают цену, за которую готовы ехать, а водители могут согласиться с ней или предложить свою. Да, конечно, и погода, и часы пик тоже на стоимость влияют, но, скорее тем, что спрос рождает справедливую для всех пользователей цену: пассажир может предложить сумму выше, чем обычно, если ему нужно уехать как можно скорее, а если никуда не торопится — стандартную стоимость поездки, в то же время водитель может принять поездку с невысокой ценой, если ему по пути.
Приложение доступно для скачивания в App Store, Google Play и AppGallery (0+).