
Что день грядущий им готовит?
Необычную экскурсию для учеников клуба юных моряков провел экипаж круизного теплохода «Валерий Чкалов», бросившего якорь у речного вокзала в Волгограде. Делимся зрелищными фотографиями и интересными историями.

На фоне речных трамваев пассажирский теплоход был колоссом
Построенному на верфи в Чехословакии «Валерию Чкалову» уже исполнилось 64 года.В 1961 году он сошел со стапелей судостроительной верфи Slovenske lodenice в Комарно. С 1962 по 1981 годы выполнял туристические рейсы по маршруту Москва — Астрахань — Москва. С 1982 по 1998 год с небольшими перерывами работал на скорой линии Горький (Нижний Новгород) — Астрахань, потом на скорой линии Москва — Астрахань. После окончания навигации 2003 года судно было продано из Волжского пароходства компании «Спутник-Гермес».
Помощник капитана Максим Добрынин рассказывает, почему на теплоходе членов экипажа почти столько же сколько и поваров.
«В экипаже нас 29 человек. Поваров у нас почти столько же, 25 человек, — рассказывает Максим Добрынин, — Может показаться странным, но учитывайте, что у нас повара не только на экипаж, но и на пассажиров. Вместимость теплохода — 186 гостей, поэтому так много сотрудников на кухне. Раньше людей вмещалось ещё больше. Теперь, ради общего комфорта и безопасности пришлось пожертвовать лимитом».

Работа помощника — следить за порядком на судне
Из прохладной палубы гости первым делом спустились в горячее сердце корабля — машинное отделение. Среди гигантских труб и поршней, пропитавших обожженный воздух запахами масел и мазута, трудился помощник механика Юрий Воронин. За свои 20 лет службы он уже привык к высоким температурам и, по его словам, в двигательном отсеке не сильно жарче, чем на кухне у хорошей хозяйки.
«Хотелось бы, конечно, поставить кондиционер, но даже теоретически он просто не справится с такой нагрузкой, — показывает Юрий Воронин, — Вентиляция, благо, спасает, да и выйти подышать можно. Хоть кажется, что нужно постоянно стоять у переключателя, но на самом деле большую часть времени мы просто следим за параметрами и стараешься держать всё в пределах нормы».

От работы механиков зависит исправность центра
Показывая свое рабочее место Юрий Воронин попутно вспоминает и о том, как до речного флота трудился на буровых установках в открытом море.
«Самым интересным и опасным на моей практике был газовый выброс на нефтедобывающей буровой станции, когда при бурении скважины попали в газовый карман, — вспоминает механик. — После этого сразу пошел резкий сброс давления и выброс нефти. К счастью, всё обошлось, и выброс мы задавили».

Вспомогательные двигатели корабля работают постоянно

По рассказам механика, в каждом из двигателей сокрыта мощь пятисот лошадей
Следующей точкой в путешествии по теплоходу стала кают-кампания. По словам помощника капитана, большая часть досуга, в том числе прием пищи, происходит здесь: в трехсменном графике первыми трапезничают заступающие на смену, затем отдыхающие, и только после них уже заходят отработавшие восьмичасовую норму.
«Раньше тут все играли в шахматы, — рассказывает речник, — самое популярное развлечение было. А сейчас у нас молодежи много, они все, в основном, в телефонах сидят».

Валерий Чкалов с товарищами первыми совершил перелет через Северный полюс без единой посадки
Возле выхода с каюты висит старенький аппарат с дисковым вводом для номера телефона.
«Это внутрисудовая связь, — поясняет Максим. — С мобильного, конечно, может и быстрее звонить, но связь тоже не всегда и не везде есть, особенно в наше неспокойное время. Поэтому всегда проще набирать по служебному аппарату, он уже точно не подведет»

Иногда экскурсантов приходилось вылавливать по всему кораблю

Теплоход оборудован тремя якорями с разных сторон
— Максим Александрович, а где вы проводите больше времени, на воде или на суше?
— Скажу просто, мы вот в конце апреля ушли на судне, и домой теперь вернемся только в октябре, на зиму. И даже зимой будем приходить сюда, обслуживать корабль, работы даже в этот период хватает: где-то что-то починить или подкрасить, особенно в связи с тем, что с людьми тяжеловато порой. В грузовом флоте зарплаты выше, поэтом многие туда идут, а наш, пассажирский, в стороне остается.

На верхних палубах дышать гораздо легче, чем в душных каютах
После прогулки по палубам, участники клуба посетили «мозг» корабля — капитанскую рубку. Капитан теплохода Александр Белобородов, тепло принявший отряд, считает, что экипаж судна настолько же бесценен, как и его руководитель.
— В одиночку у вас пришвартовать корабль к берегу шансов нет никаких. Даже я с этим не справлюсь, — рассказал Александр. — Минимум для этого нужно хотя бы четыре матроса, и даже так будет все равно тяжеловато.

Загадочные кнопки и рычаги стали самой интересной частью экскурсии
— Самый интересный поход для меня был «Нижний Новгород — Чернобыль», — вспоминает капитан. — Это было в 1986 году, как раз после того, как всё произошло. Мы заплывали прямо в зону отчуждения, стояли под гостиницей. Вывозили оттуда группами людей и рабочих. Правда было это не на «Валерии Чкалове», на другом тогда ходили.

На прощание дети и капитан обменялись подарками
После торжественного посвящения в матросы дети попрощались с экипажем: уже спустя несколько часов «Валерий Чкалов» покинул волгоградский причал и направился в сторону Самары. Однако на обратном пути в Саратов теплоход обязательно вновь остановится у речного вокзала города-героя.