Город «Наша задача — победить и выжить». Ветеран спецназа из Волгограда рассказал, как с боями прошел Афганистан

«Наша задача — победить и выжить». Ветеран спецназа из Волгограда рассказал, как с боями прошел Афганистан

Виктор Шлыков выполнял интернациональный долг в 154-м отдельном отряде специального назначения ГРУ

Виктор Шлыков вспомнил, как воевал в Афганистане в составе отряда специального назначения | Источник: Александр ЛитвиновВиктор Шлыков вспомнил, как воевал в Афганистане в составе отряда специального назначения | Источник: Александр Литвинов

Виктор Шлыков вспомнил, как воевал в Афганистане в составе отряда специального назначения

Источник:

Александр Литвинов

День подразделений специального назначения традиционно отмечается в России 24 октября. Многие наши земляки посвятили свою жизнь службе в спецназе. Два года молодости отдал ей и волгоградец Виктор Шлыков — ветеран спецназа ГРУ, воевавший в составе спецподразделения в Афганистане.

«Пот экономит кровь»

Виктор Шлыков после принятия присяги в мае 1986 года в Чирчике | Источник: архив Виктора ШлыковаВиктор Шлыков после принятия присяги в мае 1986 года в Чирчике | Источник: архив Виктора Шлыкова

Виктор Шлыков после принятия присяги в мае 1986 года в Чирчике

Источник:

архив Виктора Шлыкова

В армию Виктор Шлыков призван был из Волгограда в 1986 году, вскоре после окончания радиотехнического училища, в котором он освоил профессию радиомеханика и одновременно готовил себя к воинской службе, много занимался спортом.

— Когда я был на сборном пункте облвоенкомата, — говорит Виктор Владимирович, — прибыл туда из Ташкентской области бравый старший лейтенант в десантной форме. Построив нас, призывников, выбрал из строя нескольких парней. В том числе меня. И забрал нас с собой — под Ташкент, в город Чирчик, в учебный полк спецназа.

Полгода, с мая по ноябрь, Виктор Шлыков вместе с другими новобранцами проходил там физическую, огневую, тактико-специальную, парашютно-десантную подготовку. Всем этим занимались с ними офицеры и сержанты, имеющие боевой опыт службы в Афганистане. Парни под их руководством приобрели за это время все необходимые для воинов спецназа навыки.

Затем с ноября 1986 по май 1988 года Виктор проходил службу в 154-м отдельном отряде специального назначения ГРУ, базировавшемся недалеко от афганского города Джелалабада, провинция Нангархар.

— Перед нашим прилетом, — рассказывает он, — отряд понес серьезные потери. Мы, вновь прибывшие бойцы, заменили собою погибших и раненых. Я был зачислен во вторую роту. Командир роты на построении назначил меня на должность старшего разведчика-пулеметчика и вручил ПК (пулемет Калашникова). И началась боевая работа.

«Под видом мотострелков»

Виктор Шлыков (крайний справа в первом ряду) с товарищами по службе | Источник: архив Виктора ШлыковаВиктор Шлыков (крайний справа в первом ряду) с товарищами по службе | Источник: архив Виктора Шлыкова

Виктор Шлыков (крайний справа в первом ряду) с товарищами по службе

Источник:

архив Виктора Шлыкова

Цель перед отрядом спецназа стояла такая — выявление и уничтожение афганских бандформирований, их укрепрайонов, лагерей, караванов с оружием, складов и схронов. Причем участие в боевых действиях в этой стране советских подразделений специального назначения их руководством тщательно скрывалось. Даже название отряда, в котором служил Виктор Шлыков, было зашито на знамени части, а находился он там под легендой некоего первого отдельного мотострелкового батальона.

154-й отряд, по воспоминаниям Виктора Шлыкова, состоял из трех боевых рот, роты связи, инженерно-саперной роты, роты материально-технического обеспечения и подразделения охраны пункта постоянной дислокации. Боевые роты регулярно подменяли друг друга. Одна из них при этом воевала, другая тем временем отдыхала, тренировалась и готовилась к боевым действиям. А третья несла внутреннюю службу по отряду и вела воздушную разведку. Осуществлялась она на вертолетах Ми-8, а боевое прикрытие им обеспечивалось на ударных вертолетах Ми-24. Каждая боевая рота спецназа, в свою очередь, состояла из четырех групп.

Зона ответственности отряда выходила за пределы провинции Нангархар и распространялась на территории провинций Кунар и Лагман. Там спецназовцам приходилось воевать в окружении, терять боевых друзей. За полтора года службы Виктора Шлыкова в Афганистане пятнадцать человек погибли из отряда, в котором он служил, многие получили различной степени ранения и контузии. Немало было и тех, кто переболел кишечными инфекциями, брюшным тифом, малярией и другими болезнями.

Первый штурм, боевое крещение

— Мой первый штурмовой налет, — вспоминает Виктор Шлыков, — был менее чем через месяц после нашего прибытия в Афганистан, 5 декабря 1986 года. Нам было приказано блокировать кишлак, где, по нашим сведениям, засели душманы. Уничтожить их склад, находившийся в нем. Но оказалось, что это не просто кишлак, а настоящий укрепрайон! Когда мы туда подошли, по нам открыли шквальный огонь из многих видов вооружения. Мне вместе с другими бойцами отряда пришлось укрываться при этом в холодном арыке. В том месте он был единственным углублением, в котором можно было спрятаться от пуль. Прямо из этого арыка мы повели огонь по посадкам кукурузы, где засели «духи». Затем я переместился к высокому дереву, стоявшему поблизости, и, заняв удобное положение, стал работать по ним длинными и короткими очередями.

Склад душманов мы тогда всё же уничтожили. Очень хорошо нам помогла при этом «Шилка» — самоходная зенитная установка, обладающая сумасшедшей скорострельностью. Она крошила глиняные стены, как картонные. В укрепрайоне душманов начались уличные бои. Мы потихоньку приблизились, куда нам было надо. Отработали там на позиции и организованно вышли без всяких потерь.

Бой в окружении

А в январе 1987 года Виктор Шлыков вместе с его группой угодил в окружение.

— Мы пешим строем двигались всю ночь, — рассказывает он. — Разговаривать было нельзя, вся связь осуществлялась посредством условных сигналов, передаваемых по рации. Длинный сигнал, например, означал «Вижу противника!». Два коротких — «Стой, отдыхаем».

Перед рассветом спецназовцы вышли к долине — к месту, в котором располагалось командование укрепрайона душманов. Третья рота спустилась вниз, а рота вторая вместе с Виктором Шлыковым должна была обеспечивать ей прикрытие. Бойцы стали занимать близлежащую господствующую высоту.

— Но тут комбат, — говорит Виктор Шлыков, — зачем-то принял решение отозвать нас с высоты, объявил построение для постановки дальнейшей задачи. А делать этого было нельзя! С высоты, которую мы только что оставили, по нам начал работать пулемет. Сразу убили командира нашей группы лейтенанта Олега Злуницина, погибли пулеметчик Ибрагим Кучкинов и разведчик Коля Овдиенко.

И начался бой в окружении. «Духи» прибыли туда в большом количестве. Они пошли на сближение со спецназовцами, зажали их со всех сторон. Огонь, ведущийся по ним, усиливался постоянно. Бойцы, укрывшись за большими валунами, заняли круговую оборону и, экономя патроны, вели огонь только прицельно, одиночными и короткими очередями. Связавшись с нашей артиллерией, они попросили помочь им огнем.

Наш командир координировал его по рации. Артиллеристы работали ювелирно. Один снаряд при этом угодил в огромный валун, за которым мы укрывались. Меня и нескольких других бойцов засыпало каменной крошкой и пылью. Мы быстро отряхнулись, смахнули пыль с оружия и вернулись в бой. Весомую помощь тогда оказал наш бомбардировщик, точно сбросивший авиабомбы на один из склонов с атаковавшими нас «духами». А с прилетевшего на помощь вертолета сбросили нам боеприпасы, медикаменты, продукты и воду. Сам вертолет при этом угодил под шквальный перекрестный огонь. Просто каким-то чудом он тогда не был сбит.

Из окружения спецназовцы выбирались ночью, ползком. По сторонам, вокруг них выли шакалы, почувствовавшие запах крови, свежих трупов, а душманы в голос подвывали им. Тела погибших товарищей бойцы спецназа перед этим прикрыли камнями.

На следующую ночь, немного отдохнув и пополнив боекомплект, вновь вернулись туда, нашли и вынесли тела погибших с места боя. При этом опасались, что «духи» их найдут и заминируют, но этого не произошло.

Своих не бросают

Виктор Шлыков у памятника со списком погибших при выполнении интернационального долга | Источник: архив Виктора ШлыковаВиктор Шлыков у памятника со списком погибших при выполнении интернационального долга | Источник: архив Виктора Шлыкова

Виктор Шлыков у памятника со списком погибших при выполнении интернационального долга

Источник:

архив Виктора Шлыкова

Однажды рота, в которой служил Виктор Шлыков, помогала третьей роте выходить из окружения, в той же провинции Нангахар, возле старой кабульской дороги.

— Мы выехали ей на помощь, — вспоминает он. — Ехали почти всю ночь. К утру подошли к месту боя. Огнем из наших БМП и БТРов мы рассеяли врага. Забрали наших убитых и раненых. Но «духи», подобравшись по руслу ручья, текущего среди камней, заминировали нам путь к отходу.

Раздался взрыв. Башню у БТРа снесло вместе с находившимся в ней оператором-наводчиком Ерматовым. Сам БТР опрокинулся, погибли механик-водитель Юра Новиков и командир отделения Александр Солдатенко. При этом Саше Солдатенко люком зажало руку в районе предплечья. Командир группы отдал приказ — тело извлечь любой ценой и срочно двигаться дальше. Погибших и раненых товарищей спецназовцы на поле боя никогда не оставляли.

Ротный санинструктор Игорь Пряхов отсек топориком зажатую руку погибшего, и тело его было извлечено из подбитой машины. Затем спецназовцы подорвали пулеметы и двигатель взорванного БТРа, чтобы они не достались душманам, и колонна возобновила движение.

— Игорь Пряхов, — вспоминает Виктор Шлыков, — первоначально служил санинструктором в медсанчасти, но попросился в боевую роту. Мы с ним дружили, ходили вместе на задания. Он грамотно выполнял поставленные перед ним задачи. Носил постоянно при этом с собой, кроме вооружения, боеприпасов, сухого пайка и воды, еще и необходимый ему для работы медицинский инструментарий. Как-то в конце 1987 года он мне сказал: «Виктор, мне сон такой приснился. Будто упала на меня стена. Давит, давит меня и раздавила!» Я ему сказал: «Да ладно, выбрось из головы». А через месяц, в январе 1988 года, Игорь погиб в бою…

Подрыв на БТРе

Виктор Шлыков (справа) с товарищем | Источник: архив Виктора ШлыковаВиктор Шлыков (справа) с товарищем | Источник: архив Виктора Шлыкова

Виктор Шлыков (справа) с товарищем

Источник:

архив Виктора Шлыкова

Был случай, когда Виктор Шлыков сам подорвался на БТРе.

— Мы тогда выполнили боевую задачу в провинции Нангахар, — рассказывает он. — Нам требовалось блокировать бандгруппу, которая шла с Черных гор по направлению к Пакистану. Мы ее частично уничтожили, частично рассеяли. Возвращались на БТРах в пункт постоянной дислокации. Наш БТР под управлением Михаила Говенько шел первым. И когда уже казалось, что беды ничто не предвещает, прямо под водителем взорвался фугас!

Как выяснилось, это был реактивный снаряд, сверху на который была установлена противотанковая мина. Взрывом у бронетранспортера были оторваны колеса, под водителем была разорвана броня. Бойцы рассыпались вокруг взорванного БТРа и, превозмогая боль, заняли круговую оборону. Бронетранспортеры, следовавшие сзади, остановились.

Виктор Шлыков, находясь в правом десанте, получил мелкие осколочные ранения и был контужен. На время Виктор даже потерял сознание. Придя в себя, взял он автомат и выбрался наружу через боковой люк. Затем попытался вытащить из машины водителя, но увидел его лежащим в противоестественной позе — с переломанной спиной, без ног и неподающим признаков жизни…

Спецназ против спецназа

В ходе боевых действий советским спецназовцам приходилось сражаться и с пакистанским спецназом «Черные аисты».

— Мы их обнаружили, — вспоминает Виктор Владимирович, — в ходе воздушной разведки. В месте недавнего их нахождения мы решили устроить засаду. Нас туда доставили на вертолетах. Вскоре мы вышли на обозначенные на карте позиции. Но даже не успели как следует там закрепиться, как показался головной дозор противника.

Вспыхнул новый бой. В нем в день своего рождения погиб командир группы спецназа, Александр Чихирев. Бой шел весь день. «Черные аисты» действовали грамотно. Четко перемещаясь, уходили от прицельного огня. И у них, и у советских спецназовцев были серьезные потери.

Бойцы советского спецназа запросили вертолет, чтобы вывезти раненых и погибших. Оставшиеся группы спецназа, дождавшись отхода противника, с полупустым боекомплектом стали под покровом ночи выдвигаться на выгодные позиции. И вдруг наткнулись на крупный табун лошадей. Судя по всему, это был недавно развьюченный караван, доставлявший оружие «духам». Чисто случайно спецназовцам при этом удалось себя не выдать и не вступить еще раз в бой.

Гибель контрразведчика

В июле 1987 года к 154-му отряду специального назначения по линии военной контрразведки прибыл на службу волгоградец, капитан Александр Ломакин. Он лично участвовал в боевых операциях, хоть мог бы этого не делать: у него были другие задачи.

Так, в октябре 1987 года Александр, будучи в составе первой роты, отправился на очередной боевой выход. В нем он погиб в Черных горах, в бою с численно превосходящим наших воинов противником.

В ходе боя капитан Ломакин обеспечивал отход и закрепление на выгодных позициях основной группы спецназа. Он был тогда смертельно ранен и почти сразу же скончался. Вдова Александра Ломакина, Зоя Николаевна, ныне является заместителем председателя Волгоградского облсовета ветеранов.

Новый фронт спецназовца

Награды, полученные Виктором Шлыковым за время службы в Афганистане | Источник: Александр ЛитвиновНаграды, полученные Виктором Шлыковым за время службы в Афганистане | Источник: Александр Литвинов

Награды, полученные Виктором Шлыковым за время службы в Афганистане

Источник:

Александр Литвинов

В мае 1988 года Виктор Шлыков уволился в запас и вернулся в Советский Союз. За время службы в Афганистане он приобрел многих хороших друзей. С некоторыми из них он по сей день поддерживает отношения.

Виктор Владимирович был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За отличие в воинской службе», почетным знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть» и другими наградами.

После прохождения службы Виктор Шлыков вернулся в Чернышки, где ждала его невеста Татьяна, бывшая одноклассница. Они с ней вскоре поженились. Вырастили достойных сына и дочь. Теперь у них уже внуки растут.

Вернувшись из армии, Виктор Шлыков служил в органах внутренних дел. Окончил бывшую Волгоградскую высшую следственную школу (ныне — Волгоградская академия МВД России). Работал следователем, старшим следователем в своем родном Чернышковском районе. На протяжении десяти лет возглавлял райотдел службы судебных приставов. В 2009 году он был избран на должность главы Чернышковского муниципального района.

Со временем Виктор Владимирович переехал в Волгоград и был назначен руководителем отдела по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, взаимодействию с Русской православной церковью ГКУ «Казачий центр государственной службы».

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE4
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY2
Печаль
TYPE_SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
Гость
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления