
Татьяне и Сергею, по их словам, никто не хочет помочь
В Волгограде инвалид первой группы умоляет о помощи ей и ее сыну. Женщина из-за тяжелого заболевания уже 13 лет прикована к постели, ее сын заканчивает последний курс магистратуры в ВолгГТУ. Семья живет в общежитии вуза, Татьяна надеется, что когда-нибудь у нее появится собственное жилье, и просит сиделку, чтобы сын имел возможность спокойно доучиться.
Ждет квартиру четверть века
— Я инвалид первой группы, с 29 лет болею рассеянным склерозом, полностью парализована, — рассказывает Татьяна. — Тринадцать лет я уже обездвижена. Как инвалида меня в очередь не ставят. Говорят, что так делали до 1995 года, а теперь эту очередь переквалифицировали под малоимущих. Свою квартиру я жду уже 24 года. Каждый раз обещается какое-то жилье. Сейчас мы живем в общежитии технического университета — сын здесь доучивается последний год в магистратуре. Предлагали маневренный фонд, но дело в том, что там общежитие коридорного типа, и это очень неудобно: меня же нужно усаживать в коляску, возить в душ.
В общежитии Татьяна проживала с 2007 по 2010 годы как сотрудник университета, после чего снимала свободную комнату там же. Сейчас, поскольку Сергей — студент вуза и учитывая обстоятельства, Татьяне позволено проживать с ним в качестве члена семьи.
— В общежитии жизнь стала невыносима, — признается Татьяна. — Мне принесли платежку: 8900 рублей за 18 квадратных метров. Обращались в соцзащиту, и там сказали, что могут возместить только 844 рубля. Это немыслимо, чтобы в общежитии столько комната стоила. У ребенка стипендия, плюс моя пенсия, половина которой уходит на оплату жилья.
Парализованной Татьяне нужна постоянная помощь. С этим есть большая проблема: сиделка от организации соцобслуживания приходит только в определенные часы.
— Обслуживаюсь я в СОН «Опора», сиделка с 9 до 5 приходит, но, к сожалению, на вечернее время приходится нанимать другого человека, чтобы он приходил на час-два. В субботу-воскресенье тоже сиделку нанимаю. Фактически круглосуточно со мной сидит сын. Иногда бывает такое, что невозможно нанять сиделку: либо средств не хватает, либо человека просто нет. Каждый со своими претензиями: например, фирма хочет вперед оплату сразу за месяц, но никаких гарантий за сиделку не дает. То есть фирма берет деньги, а я еще расплачиваюсь с тем человеком, который придет. Борьба за жизнь каждый день. Лекарств добиваюсь через прокуратуру. У сына здоровье подорвалось: тоже пришлось лечения через прокуратуру добиваться. У него безвыходное положение — у нас обоих, в общем-то.
«Разговор один — ложитесь в хоспис»
Сын Татьяны, Сергей, недоволен условиями, в которых вынуждена проживать его мать. Добиться материальной поддержки от ведомств у него тоже не получается.
— Государство помогать не хочет, а администрация «не может» выделить денежные средства на сиделку, говорят: «Ложитесь в хоспис». Это невозможно, ведь в хосписе могут не выполнить жизненно важные для матери действия, и мы с мамой это знаем. За общежитие платим 9000 рублей, тут полный набор — тараканы, «грязнули-соседи», антисанитария и экономное руководство. Соцзащита отказывается возмещать 50% на оплату ЖКХ, руководство вуза по общежитиям на контакт не идет. Тут даже в больницу лечь нельзя, приходится для этого оплачивать платную скорую помощь, 5000 рублей, так как обычная скорая помощь не может перенести маму в машину. Сиделка стоит 2 тысячи рублей в день. Откуда у нас такие деньги?
На протяжении десяти лет Сергей ухаживает за своей больной матерью, из-за чего сам заработал проблемы со здоровьем.
— Из-за отсутствия помощи от государства и средств на сиделку мне приходится ухаживать самому, за 10 лет я угробил спину, поясницу, и у меня болят ноги. Приходится покупать себе мази и обезболивающие, очень больно. Я очень устал… Писал письмо в приемную президента, перенаправили в комитет социальной защиты населения Волгоградской области. Там написали, что помочь не могут: соцработник может приходить только пять дней в неделю, на 28 часов в общей сложности. То есть, по их мнению, остальные 140 часов мама должна лежать и страдать из-за отходов жизнедеятельности, пролежней и прочего.
В Волгоградском техническом университете подтвердили, что Татьяна и Сергей проживают в общежитии вуза, однако отказались комментировать условия, на которых сын и мать занимают комнату.
«Меры поддержки предоставляются в полном объеме»
В комитете соцзащиты заявили, что помощь Татьяне осуществляется в соответствии с индивидуальной программой:
— По информации облкомсоцзащиты, социальное обслуживание осуществляется помощником по уходу автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения «Опора» на основании индивидуальной программы. Социальные услуги предоставляются в соответствии с программой. Вместе с тем социальные услуги по уходу предоставляются ежедневно пять дней в неделю три раза в день в объеме 28 часов в неделю бесплатно. Предоставление социальных услуг осуществляется в соответствии с утвержденным графиком предоставления услуг в дневное время — не ранее 08:00 и не позднее 20:00. Также отметим, что Татьяна Сергеевна является получателем компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории инвалид I группы — меры соцподдержки предоставляются в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
В администрации Волгограда пояснили, что Татьяна действительно стоит в очереди на получение жилплощади. Но для того, чтобы получить жилье, не дожидаясь своей очереди, нужны более весомые основания по здоровью, чем рассеянный склероз и паралич. Несмотря на то, что болезнь включена в список заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь:
— В настоящее время указанная семья входит в число граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья по договору социального найма на общих основаниях. Для включения семьи в перечень лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, граждане могут обратиться в учреждения здравоохранения для получения актуального заключения о состоянии здоровья женщины и указания диагноза, который даст правовые основания муниципалитету на включение в список граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Получить консультацию по вопросам, связанным с включением их в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья по договору социального найма, граждане могут, обратившись в департамент по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда по телефону 94-04-01, — сообщили в ведомстве.
Только судиться?
Известный юрист, руководитель юридической фирмы «Спартак» Роман Гребенников объяснил: вопрос внеочередности получения жилья касается только непригодных для проживания, например, аварийных помещений или зданий. В других случаях все льготники по состоянию физического здоровья — это «очередники». А если они хотят получить жилье быстрее, чем наступит очередь, значит, надо бороться юридически.
— Прежде всего жилье выделяют тем, кто получает судебное решение, обязывающее администрацию выделить это жилье. Тот, кто понудит администрацию к выделению жилья, тот быстрее и получит его. Поэтому вывод здесь один: в первую очередь необходимо проанализировать очередность человека, взяв за основу ответ администрации и проведя правовую экспертизу ответа. И уже либо обжаловать сам отказ в выделении жилья вне очереди, либо формулировать иск о понуждении администрации к выделению этого жилья. Так или иначе нужно активничать. Другого варианта нет, — объяснил Роман Гребенников.
Больше контента — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, там интересно!





