«Извините, сегодня музей закрыт», — такими словами гостей музея-панорамы «Сталинградская битва» по понедельникам встречает сотрудник охраны. Волгоградцы к этому привыкли, для туристов они становятся неожиданностью. Однако мало кто задумывается, по какой причине из недели в неделю один день музей ни для кого не доступен.
Люди в белых перчатках
Каждый понедельник в музее-панораме «Сталинградская битва» кипит иная, скрытая ото всех жизнь. В залы высаживается десант людей в белых и черных перчатках. Двигаясь почти бесшумно и разговаривая полушепотом, они перемещаются от витрины к витрине. Понедельник — день большой уборки в музее.
— Каждый понедельник в музее проходят экспозиционные и реэкспозиционные работы: идет замена экспонатов, аннотаций, обеспыливание, — с такими словами встречает V1.ru завотделом экспозиционно-выставочной работы Светлана Аргасцева. — Все работы расписываются на квартал вперед и выполняются строго по графику.
В этот раз в музее-панораме большая уборка прошла в седьмом зале «Полководцы Великой Отечественной войны», где выставлены портреты советских военачальников, а в центре расположена витрина с наградами командующих 64 и 21-й армий, а также 13 и 138-й гвардейских стрелковых дивизий. В этот раз пыль стряхивали с медалей Александра Родимцева и Ивана Людникова.
Легким движением руки
Чтобы реставраторы получили доступ к витрине с наградами, хранитель зала отключает сигнализацию, и к работе приступают стекольщики. Надев перчатки, они аккуратно отвинчивают крепления, снимают рамы и с помощью стеклодомкратов снимают прозрачные поверхности. Задача клининговой службы – отмыть стекла так, чтобы на них не осталось ни единого развода.
— В нашем музее стекла настолько чистые, что очень часто люди бьются лбами, — говорит Светлана Аргасцева.
У витрины за дело берутся реставраторы. К очистке каждого экспоната в музее-панораме подходят индивидуально. Для боевых наград используются специальные растворы. Но это в реставрационных. В зале специалисты легкими движениями снимают с медалей осевшую за неделю пыль.
— Обеспыливание относится к профилактическим операциям. Именно пыль — самый главный враг экспонатов: тканей, металла, кожи, живописи, — рассказывает завотделом реставрации Наталья Смирнова. — Ее мы снимаем специальными ватно-марлевыми тампонами. Очень важно, чтобы не было никаких повторных соприкосновений.
По пятам реставраторов к уборке приступают хранители. Инструмент хрупких женщин – музейный пылесос со специальной узкой насадкой. Им удаляется пыль с красных поликов, где лежат медали.
Вслед за хранителями к витрине подходит экспозиционер-художник. Как и военный летчик, он обладает прекрасной памятью и помнит, как были расположены экспонаты. Его задача – все проверить и уложить, как раньше. Только после этого стекла витрин возвращают на место. Охрана музея включает сигнализацию. Люди в белых перчатках перемещаются в другой зал.
Симфония кожи и металла
Вторая витрина, у которой останавливаются «бесшумные люди», расположена возле блиндажа в первом зале.
— Здесь у нас выставлены уникальные вещи. Это летный реглан самого молодого генерал-майора на Сталинградском фронте Тимофея Хрюкина. Сегодня его и другие кожаные изделия реставраторы обрабатывают льняным маслом. На одну витрину уходит одна бутылочка, — поясняет Светлана Аргасцева.
Пока одни реставраторы трудятся над обмундированием летчика, реставратор по металлу Владимир Чайкин обрабатывает гигантскую гильзу от самой большой немецкой пушки «Доры» .
— Металлические изделия покрываются специальным составом, в котором содержится жидкий воск и масляная отработка. Этот состав проникает в поры металла и не дает проступать ржавчине. По понедельникам я прохожу по залам, осматриваю и обрабатываю все открытые металлические орудия и детали, — рассказывает Владимир Чайкин. — Обновлять покрытие приходится регулярно. Посетители, щупая экспонаты, половину масла уносят на пальцах.
Кстати, все дула орудий в музее-заповеднике выставлены под строго заданным углом. Если кто-то из посетителей в порыве любознательности невзначай сдвинет какое-то, на следующее утро экспозиционер вернет все на место.
Тайны музейной панорамы
Предметный план панорамы, рассказала V1.ru Наталья Смирнова, тоже досконально осматривается.
— Деревянные конструкции предметного плана обрабатываются сотрудниками санэпидемстанции от крыс, мышей и жуков-короедов. С помощью бинокля, либо проходя вниз за панораму, мы изучаем на предмет повреждений и само полотно.
Никто не знает, но за предметным планом панорамы есть специальные лестничные конструкции. Спустившись по ним, можно попасть вниз – туда, где предметный план выглядит совсем иначе. Здесь от глаз посетителей спрятаны системы вентиляции, подпорные конструкции, грузы, оттягивающие вниз полотно.
Снизу и изнутри предметный план панорамы регулярно осматривает самый легкий в музее человек в мягких тапочках. Ответственного за панораму сотрудника зовут Влад Петров. По сути, он — единственный в Волгограде человек, которому разрешено ходить по предметному плану. Его задачи – сбор мелкого мусора, своевременное выявление ржавчины и ненужной снарядам влажности.
— Очень часто приходится поднимать монеты. Непонятно зачем, но посетители бросают их на предметный план. Люди даже не задумываются, что металлические деньги достаточно много весят и могут разбить экспозицию. Пожалуй, это самая вредная вещь из всех тех, которые мы поднимаем, — рассказывает Влад Петров.
В присутствии V1.ru впервые за все годы Влад Петров подобрал сосновую шишку. Фотоаппараты, очки, деньги — это все для панорамы привычные вещи.
Меньше чем за полчаса на дне пакета скопилось прилично мусора. Наличных — 2,5 рубля.
— Иногда и я спускаюсь вниз по лестнице, — рассказывает Светлана Аргасцева. — Однажды положила на какое-то бревно ключницу, ушла. Когда вспомнила, стали искать всем музеем, да так и не нашли. И только через год, проводя экскурсию, я ее вдруг увидела. Ни Влад, ни я весь год ее не видели. Чудеса.
Удивительная вещь панорамы, которая открывается только изнутри, – это истинный вид полотна. Посетителям кажется, что оно вогнутое, а на самом деле – выпуклое.
— Это колоссальный зрительный обман, — подтверждает Светлана Аргасцева.
Убедившись, что с панорамой все в порядке, хранители гасят свет. В полумраке изображенные на полотне сюжеты, разорвавшиеся снаряды и цементные глыбы еще более впечатляют.
До вторника музей погружается в сон.
Фото: Мария Часовитина