Затонувший 10 октября 1942 года бронекатер нашёл своё временное пристанище на судоверфи в Красноармейском районе Волгограда.
Участники подъема со дна Волги бронекатера рассказали V1.ru, что все работы проводились на частные пожертвования, благодаря энтузиазму и желанию сохранить память о подвигах речников во время Сталинградской битвы. Уникальность операции заключалась в тяжёлых условиях её проведения и отсутствии аналогичных примеров во всероссийской практике.
Как проводился подъём бронекатера
Один из инициаторов идеи поднять БК-31, меценат и директор военно-исторического музея «Наследие» Виктор Василенко отметил, что только удачное стечение обстоятельств позволило осуществить задуманное.
— В этом году в Волге был высокий уровень воды. Долгое время держалось сильное течение, и русло реки немного поменялось. Благодаря этому корабль вымыло, что позволило говорить о возможном его поднятии. Дайверы отметили это обстоятельство и сообщили в областную администрацию. Руководство региона обратилось к нам рассмотреть техническую возможность поднятия судна. После изучения всех плюсов и минусов было принято решение о проведении операции, которая прошла успешно. Если бы не подняли БК-31 в этом году, то природа могла «похоронить» катер на века. Либо русло реки не позволило, либо другие факторы, — рассказал V1.ru Виктор Василенко. — Для нашей команды это первый подобный опыт. В ходе подъёма мы испытывали технические и эмоциональные трудности, связанные с принятием решения разрезать бронекатер на две части. Изначально специалистами оценивалась возможность поднять его целиком. Но сделали вывод, что в силу своих значительных повреждений может БК-31 может развалиться на три части. Судно за долгие годы было полностью засыпано песком, а его вес увеличился в пять раз. Произошёл разлом кормы. Это не позволило поднять его целиком. Посоветовавшись, мы приняли решение аккуратно отрезать кормовую часть и опустить её на дно, чтобы достать позднее. Сейчас обе части в целости и сохранности находятся на судоверфи. Это решение было оправданным, так как впоследствии из кормовой части мы извлекли останки семи человек.
По словам генерального директора ООО «Монолитстрой-Холдинг» Дмитрия Карабейникова, он вместе с сотрудниками компании в течение 16 дней спасательных работ «жил» на Волге:
— Подъём был уникален и индивидуален. Участок подъёма очень сложен. При сильном течении и характерном грунте, появлялись плавающие пески и объект постоянно замывало. Бронекатер вымывали и размывали самыми различными способами. Когда его обнаружили, он был полностью засыпан песком. Торчала только часть пушки и рубка. Начались работы с размывки от песка. Его оказалось около 300 тонн. Откачали песок только частично, примерно наполовину. Было задействовано два плавкрана, грузоподъёмностью 16 и 150 тонн. Земснаряд высасывал песок, который замывался внутрь судна.
Осложняло подъём и то, что корпус БК-31 был слабым. Он был сильно повреждён и подвергся коррозии. У бронекатера рычаги управления стояли на «полный ход». Было понятно, что это боевой корабль со снарядами и патронами. Водолазы подняли винтовки, патроны и гранаты, находящиеся на палубе. Мы понимали опасность, поэтому и решили поднимать тканевыми стропами, а не тросами или железными полотенцами, которые могут порвать корпус судна.
Когда корпус начал ломаться, было принято решение кормовую часть аккуратно отделить. Затем бережно отрезали куски, опустили на дно и потом подняли. Таким образом, мы подстраховались.
— Мы также понимали, что внутри находится боекомплект и взрывчатые вещества. Опасались взрыва при возможном переломе судна. С инженерной группой тщательно проводили расчёты, как правильно необходимо осуществлять подъём бронекатера, на что его положить, как правильно транспортировать, — поделился Дмитрий Карабейников. — Наши инженеры разработали и рассчитали порядок системы подъёма судна. Три стропы должны были выдержать его вес – порядка 150 тонн. Но при подъёме одна стропа не выдержала и порвалась. Хорошо, что это случилось, когда БК-31 был уже практически на поверхности.
Отметим, что в районе проведения операции постоянно дежурил корабль со взрывотехниками и сапёрами на борту.
Обнаруженные останки и экипаж БК-31
По архивным данным, на борту бронекатера находилось 13 человек экипажа по главе с 23-летним командиром — младшим лейтенантом Павлом Никитиным. Он был родом из Саратовской области. Дома его ждала жена. Останки Павла Никитина были обнаружены в рубке БК-31, где он принял смерть, управляя судном. При нём были обнаружены бинокль, ремень и другие атрибуты, позволившие узнать командира судна.
Председатель правления Волгоградской региональной молодёжной общественной организации «Поиск» Светлана Князева сообщила, что поисковики нашли потомков командира.
— Мы связались с племянниками Никитина. Когда они узнали о том, что найдены его останки, то испытали шок, — рассказала Светлана Князева. — Они примут решение забрать останки и перезахоронить у себя на родине или похоронить у нас на военно-мемориальном кладбище.
По данным исполнительного директора центра по изучению Сталинградской битвы Антона Борматова, в картотеках до сегодняшнего дня хранилась информация о том, что Павел Никитин был официально похоронен во время Великой битвы на Волге на территории Среднеахтубинского района области. Находки с БК-31 опровергают архивные материалы.
Также удалось установить личность ещё одного героя-речника — старшины 2-й статьи, командира отделения пулемётчиков Акима Аникенко 1909 года рождения.
Пока на БК-31 найдены останки 11 советских солдат. Поимённый список экипажа поисковикам известен, но идентифицировать их среди останков очень тяжело.
— Все находились в одном отсеке и наложены друг на друга, различить их очень сложно. Согласно закону об увековечивании памяти, останки будут похоронены в общей могиле с указанием имён и фамилий.
Установлено, что на борту судна погиб уроженец Саратова, пулемётчик Константин Черных 1913 года рождения, а комендор (матрос-артиллерист. – Прим. ред.) Владимир Коллегов пытался спастись, но утонул после получения ранения. По найденным подписанным ложкам можно сделать вывод, что на БК-31 могли находиться Константин Малетин 1925 г.р, Иван Драган 1914 г.р, некто Худенко, Гайдышев и Кульков или Куликов. Последних двух речников удалось идентифицировать по надписям на бритве и часах, — пояснила Светлана Князева.
Разбор БК-31 находится в завершающей стадии. В архивах поисковики ищут данные о погибших и их родственниках.
Не все найденные на судне подписанные личные вещи помогают идентифицировать погибших речников. Например, найденная именная ложка и снайперская винтовка Константина Малетина, родившегося в 1925 году, не доказывают факта его гибели на бронекатере.
— По документам, найденная и хорошо сохранившаяся снайперская винтовка Мосина принадлежала Малетину. Его наградили медалью «За боевые заслуги» за уничтожение вражеского наводчика во время артобстрела. Но, как оказалось, в копии наградного листа отмечено, что подвиг был совершён гораздо позднее гибели бронекатера в 1943 году на Воронежском фронте. Там же указывается, что винтовку боец купил за свои деньги. Гвардии младший-сержант призывался в Сталинградской области и прошёл подготовку в снайперской школе, — рассказал участник подъёма БК-31 поисковик Руслан Беляков. — Возможно, он мог находился в день гибели бронекатера на его борту или сменил место прохождения службы незадолго до 10 октября 1942 года.
Всего поисковиками было найдено четыре смертных медальона, в которых советские солдаты оставляли информацию с личными данными. В Красной Армии бытовало суеверие, что если написать свою фамилию в медальоне, то непременно погибнешь. Поэтому многие солдаты не заполняли форму записки или использовали капсулу медальона для хранения иголки с нитками. Три медальона героев-речников оказались пустыми. В единственной обнаруженной записке данные о владельце отсутствовали.
Последний поход БК-31
До подъёма бронекатера наиболее вероятной причиной гибели скоростного судна считалась его посадка на мель, что дало немецкой артиллерии возможность беспрепятственно потопить БК-31.
Согласно этой версии, бронекатер в своём последнем походе перевозил раненых и мирное население. В ночь с 9 на 10 октября 1942 года он сел на мель. Многочисленные попытки уйти с мелкого участка оказались безрезультатными. Утром немцы его заметили и стали обстреливать. Во время обстрела погиб командир и часть экипажа. Другая часть речников смогла спастись.
Директор ЧУ «Военно-исторический музей «Наследие» Виктор Василенко считает, что эта версия не состоятельна.
— Картина боя сильно отличается. Мы нашли бронекатер на глубине семи метров. Тогда уровень Волги был ещё выше, и это не вяжется с версией о мели. Во время артобстрела на судне возник пожар. Если бы оно село на мель, то бронекатер выгорел бы полностью. Обнаружены только некоторые обгоревшие элементы. Вещи и катер обгорели частично. Значит, пожар был потушен. Если бы он пытался уйти с мели, то был бы зафиксирован ход «назад», а сохранившееся положение рычагов управления говорит об обратном, — отметил Виктор Василенко. — По данным немецких архивов, БК-31 утонул. Полтора года назад нашли немца, который участвовал в артиллерийской дуэли. Он рассказал, что наш катер был поражен батареей советских орудий, которую захватили немцы. Она состояла из трёх или четырёх орудий. Немцы утверждают, что по бронекатеру было совершено три прямых попадания, и он затонул сразу. Хотя, возможно, что речь идет о другом бронекатере серии 1124, потопленном в этом же месте.
Восстановить картину последнего боя БК-31 будет очень сложно, несмотря на то, что поисковики составили специальную карту, где отмечено естественное положение вещей, оружия и останков погибших во время их обнаружения.
— Это возможно установить только с точки зрения криминалистики при условии сохранения обстановки на момент обнаружения. Она уже в силу объективных причин нарушена. Необходимо точное расположение предметов на момент, когда судно затонуло. В принципе, это возможно, но только в вариативной форме. Утверждать что-то категорически невозможно, — рассказал главный эксперт ЭКЦ ГУ МВД России по Волгоградской области майор полиции Никита Рагзин.
Затонувшие рядом суда и «чёрные» водолазы
Во время поисков точного места гибели бронекатера и при его подъёме специалисты ООО «Монолитстрой-Холдинг» обнаружили другие затонувшие суда, лежащие на дне Волги уже не одно столетие.
— Когда начинали искать бронекатер, мы ходили по одному квадрату. Водолазы погружались и находили суда времён войны, потом заново погружались и обнаруживали уже другие. И только с 7-8 раза мы попали на бронекатер. Это было на участке примерной площадью 200 квадратных метров. Когда при подъёме БК-31 мы делали протяжку тросов под ним, то увидели, что бронекатер лежит на другом судне. Оно оказалось деревянным. Мы случайно вырвали его кусок и увидели деревянный брус с огромными коваными гвоздями. Судно точно не современное и не времён Великой Отечественной войны, — рассказал генеральный директор компании Дмитрий Кабельков. — А в 50 метрах от бронекатера лежит галера длиной около 60 метров, предположительно, петровских времён, так как на якоре было выбито «1712».
Рядом с БК-31 также обнаружены две танковые башни, которые, по мнению поисковиков, принадлежат бронекатеру проекта 1124, затонувшему незадолго до гибели поднятого судна. Он был с одним винтом и двумя двигателями. Эти находки будут изучены — их подъёмом исследователи займутся уже в следующем году.
Отметим, что якорь с петровской галеры, предположительно, был похищен чёрными водолазами. Есть версия, что пулемёт Дегтярева с БК-31 мог быть также снят подводными «охотниками за сокровищами».
— Было обнаружено около 20 комплектов пулемётных дисков от пулемёта Дегтярева, а его самого мы не нашли. Было видно, что фрагменты бронекатера уже пытались поднимать до нас, — отметил Виктор Василенко.
По словам гендиректора ООО «Монолитстрой-Холдинг» Дмитрия Кабелькова, в компанию неоднократно обращались с частными предложениями достать обнаруженные фрагменты судов, вооружение или танковые башни. На все подобные запросы в фирме отказывали.
Найденные артефакты
Поисковые работы на бронекатере ведутся до сих пор. На его борту было обнаружено и передано в ГУ МВД России по Волгоградской области 10 тысяч патронов от стрелкового оружия, около 140 пушечных снарядов, 60 гранат, девять пистолетов-пулемётов Шпагина (ППШ), четыре тротиловые шашки, 11 винтовок и два пистолета. Девять винтовок Мосина советского производства, а одна была изготовлена ещё в царские времена. Была в арсенале речников и самозарядная винтовка Токарева. Револьвер системы Нагана датирован 1916 годом выпуска, а найденный ТТ был выпущен в 1942 году и в то время ещё массово не использовался.
Как рассказал V1.ru главный эксперт ЭКЦ ГУ МВД России по Волгоградской области майор полиции Никита Рагзин, все находки хорошо сохранились.
— На исследования поступили пистолеты-пулемёты, винтовки, патроны. Представленные образцы внешне в очень хорошем состоянии, что необычно для поднятых во время раскопок артефактов. Образцы оружия не пригодны для выстрелов из-за коррозийных изменений. Винтовочные патроны пригодны, то есть их состояние практически идеально. Предположительно, причиной высокой сохранности всех предметов, в том числе с элементами древесины и сделанных из кожи, стало то, что они находились в условиях с крайне ограниченным доступом кислорода. Это замедлило процесс разложения и гниения органических материалов. На моей практике это первый случай изучения оружия времён Великой Отечественной войны, поднятого из воды.
Невероятное состояние артефактов объясняется и тем, что при взрыве бронекатера все вещи оказались покрыты горюче-смазочными материалами и мазутом, что помогло им сохраниться в хорошем состоянии, пролежав в воде 75 лет.
Также на БК-31 были найдены многочисленные личные вещи речников, каски, фрагменты оборудования и различные устройства.
Что будет с бронекатером
По закону БК-31 принадлежит Министерству обороны РФ, и оно вправе распоряжаться им по своему усмотрению.
— Министерство обороны может передать эту технику на хранение в музей. Договоренность есть, что он будет передан на долгосрочное хранение в музей-панораму «Сталинградская битва», — рассказала председатель правления Волгоградской региональной молодёжной общественной организации «Поиск» Светлана Князева.
Бронекатеру предстоит реконструкция и консервация. Его корпус освободят о ржавчины, зачистят и покроют специальной грунтовкой, предохраняющей от разложения. Также специалистам предстоит прикрепить две разрезанные при подъёме части, и судно обретёт свой первозданный облик, с поправкой на многочисленные пробоины от осколков и снарядов немецкой артиллерии.
Дальнейшая судьба БК-31 будет решаться позднее с учётом мнения экспертов, краеведов, историков и простых волгоградцев. Его предлагают установить рядом с «Гасителем», на площадке внизу музея-панорамы «Сталинградская битва», в ЦПКиО, на Лысой горе, где планируется создать военно-патриотический комплекс, или в пойме реки Царицы. Этот вопрос решили отложить для изучения всех вариантов и принятия взвешенного решения. Отметим, что первоначально заявлялось об установке бронекатера после ремонта на Мамаевом кургане.
Популярна и идея создать отдельный музей, посвящённый БК-31. Но вопрос о его местоположении всё равно остаётся открытым.
Инициатор поднятия бронекатера, меценат Виктор Василенко считает, что сделать музей внутри БК-31 невозможно. Для этого он попросту непригоден: низкий свод, многочисленные пробоины и узкие люки для прохождения.
— Внутри музея точно не будет. Все останки речников, которые мы нашли, ростом максимум 160 сантиметров. Отбор на флот был жёсткий. Все были маленького роста. Внутри корпуса нет сквозных дверей, а только люки. Доступа туда не будет. В таком виде, с «увечьями» и «ранами», бронекатер лучше оставить для созерцания, чтобы люди смотрели на него как на Мельницу, поражаясь, как в таких тяжёлых условиях речники умудрялись воевать. Равнодушных точно не будет! Это реальный боевой корабль со своей историей, не то, что «Гаситель», который никаких эмоций не вызывает.
Организаторы подъёма собирают средства на восстановление и реконструкцию бронекатера, и после всестороннего обсуждения определят, как увековечить его и героический экипаж.
Фото: Александр Осипов