22 июля понедельник
СЕЙЧАС +29°С
  • 8 июля 2019

    V1.RU обновил приложение для iPhone

    Новое приложение для фанатов «яблока» теперь получило красивый и современный дизайн, а текст новостей содержит больше интерактивных вставок. В ближайшем будущем мы обновим и приложение для системы Android.

    Подробнее
    5 июля 2019

    У наших комментариев теперь больше возможностей

    У наших комментариев теперь две новые «фишки» — вы можете скрывать те высказывания, которые вам не нравятся, а также репостить к себе в соцсети то, что вам по душе. Для того, чтобы репостнуть комментарий, нужно нажать на три точки под ним и выбрать нужную соцсеть.

    3 июля 2019

    У нас появился раздел  "Мнения"

    Найти мнения волгоградцев по той или иной теме стало проще — последние три из них выводятся справа на всех страницах сайта. Нажав на кликабельное слово «Мнения» вы попадете в сам раздел. Тоже хотите высказаться? Пишите нам на почту 34@rugion.ru  или в мессенджеры по телефону 8-917-840-00-50.

    Еще

Сталинградский тракторный: немного истории

Поделиться

Вообще-то, планировала к 1 июня приурочить пост о жизни и деятельности Молодежного парламента Волгоградской области, но детсад – потом, ведь на инфополе региона появилась тема ликвидации тракторного завода.

Конечно же, сейчас многие говорят об экономической составляющей потери. Хотя почему в единственном числе – с промышленностью в регионе аут, там что ни месяц, то закрытие – это почти тренд. Я пойду другим путем. В силу своей деятельности неоднократно обращалась к территории Тракторозаводского района. Более того, совсем недавно закончила статью о памятнике Феликсу Дзержинскому у стен тракторного завода. По ходу сбора материала аккумулировала и историю местности. Сегодня мы знаем, как закончилась (хотя – а вдруг это не конец?) история ВГТЗ. Вспомним о том, как все начиналось.

Если говорить о территории всего Тракторозаводского района как о местности, на которой расположен тракторный завод, то история его берет начало в первой половине XIX века, когда в окрестностях района появляются поселки Спартановка и Рынок. Наш завод был построен ровненько между поселком Рынок и Сталинградом.

Что это за места?

Село Рынок в 1911 году в цифрах. Здесь насчитывалось 189 дворов (хозяйств – ?), 1136 жителей (приписн.), из которых 571 мужчина, 565 женщин. Кроме того, в то же время было учтено население, «проживающее в пределах ... оседлости ... общества, но не приписанное к этому обществу», а именно – 25 человек, из которых 12 мужчин и 13 женщин. Количество посева – 1632 десятины, при этом на 100 десятин посева приходится под рожь 48,0 десятин, под пшеницу – 41,3, под овес – 0,4, под просо – 3,0; на одно хозяйство приходится 8,6 десятины посевов; рабочего скота в селе, согласно статистическим сведениям, насчитывается 1402 лошади, 199 быков, молочного скота – 207 коров, гулевого скота (телят, жеребят, бугаев) – 269, мелкого скота (овец, свиней) – 697 голов. Кроме того, среди показателей – сельскохозяйственные орудия: 167 железных плугов, 33 жнейки, 73 веялки.

Вот такое поселение, и, пожалуй, вернемся к заводу.

Когда рассказывают об истории строительства завода, часто говорят о пустоши на месте его расположения. Так, согласно воспоминаниям строителей предприятия, «в 1927 году нынешняя территория Сталинградского тракторного завода представляла пустыню, сплошь покрытую полынью». Другие аборигены вспоминали о деревне Журковке, располагавшейся с правой стороны устья Мокрой Мечетки, чье население занималось рыболовством, «а кругом была опаленная солнцем степь, покрытая мелкой, колючей порослью диких трав, побуревших от жары». Кроме того, стоит упомянуть отсутствие зоны строительства завода в схеме Сталинграда за 1925 год.

Однако красноречивее всех слов фотографии, и, конечно же, мы не можем не показать первое фото будущего гиганта.

19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) не кто иной, как Феликс Дзержинский выступает с идеей строительства в Советском Союзе специализированного тракторного завода. Именно это выступление послужило толчком к началу строительства Сталинградского тракторного завода.

Но по порядку. 1925 год. Мифический завод, цель постройки которого – реализация одного из заветов Ильича: «100 тысяч тракторов».

Итак, идея озвучена, и уже 8 сентября 1925 года газета «Борьба» сообщает о том, что «в Сталинград из Москвы прибыла группа инженеров для выяснения вопроса о тракторостроении в Сталинграде. В проекте – постройка нового тракторного завода или использование для тракторостроения механического завода «Баррикады». Вопрос рассматривается совместно с ГСНХ». К слову, на тот момент стоит вопрос выбора места строительства. Когда происходил выбор места, обсуждались семь-девять крупнейших городов страны (в том числе Ростов-на Дону, Харьков, Воронеж), особенно тщательно изучались три: Сталинград, Таганрог и Сталино.

При выборе места специально созданная комиссия также опирается на рекомендации Феликса Дзержинского. В одном из докладов «рыцарь революции» говорит о том, что новые заводы нужно строить «ближе к сырью», однако также он говорит и о других элементах: дешевые пути сообщения, водные пути, дешевая энергия, как топливная, так и электрическая, климатические условия и т. д.

Специальная комиссия приезжает в Сталинград для обследования территорий. По итогам этих мероприятий (в числе которых обследование завода «Баррикады») уже через неделю пребывания вынесен вердикт в виде предварительного положительного решения в сторону выбора Сталинграда площадкой для постройки специализированного завода. К 15 сентября 1925 года комиссия, закончив обследование города, выносит решение о том, что «предварительным планом, принятым правлением Главметалла, предусматривается постройка в Сталинграде тракторного завода с производительностью в 10 000 тракторов в год...»

Для постройки завода отведен участок земли в 12 км от Сталинграда на берегу Волги, рядом с машиностроительным заводом «Баррикады». Вся площадь завода и рабочих поселков – это 500 га, из которых под будущий завод отведено около 130. С юго-востока и северо-запада размещены два рабочих поселка: нижний – на берегу Волги и верхний – вдоль реки Мокрой Мечетки. Будущий завод имеет на берегу собственную пристань, он соединен с городом железной дорогой и трамвайной линией.

Не будем писать много букв, просто резюмируем: место постройки завода за городской чертой выбрано неслучайно: благоприятное экономическое и географическое положение сыграло здесь не последнюю роль. Наличие заводов «Красный Октябрь» (поставщика железа), «Баррикады» (как источника использования подсобных сооружений), а также развитых железнодорожных путей сообщения и удобство снабжения будущего завода нефтью и уральским чугуном – вот факторы, сыгравшие свою роль. Когда говорят об истории строительства завода, часто упоминают американцев. Реже вспоминают «семитысячников», хотя их вклад также неоценим. Про роль страны свободы напишу лишь в одном ключе, маленький факт из истории строительства гиганта.

Кроме того, что американские специалисты являлись авторами проектов завода, редко упоминается факт поездки советских специалистов в Америку. Во главе поездки – начальник строительства В. И. Иванов, который посещает заводы, перенимая некоторые детали их работы.

В книге «Люди сталинградского тракторного» Иванов вспоминает: «Идею озеленения я вывез из Америки. Чистота заставляет рабочего оглянуться на самого себя. Вы посмотрите на фордовского машиниста, когда паровоз его выходит из депо. Он сам обязательно почище оденется, и рука его невольно поглаживает начищенные, блестящие части паровоза. Я боролся за то, чтобы отвести остановку поезда подальше от нашей конторы и проложить густую аллею. Пусть бы наш рабочий прошелся утром по зелени и дышал свежим воздухом. Это для него полезней, чем из душного вагона бежать в цех. Я думал о людях, но я боролся за зелень еще для того, чтобы спасти точные, богатые станки от мелкой пыли, которая летом несется в окна цехов, проникает в штампы, в трудящиеся части станков и сильнее наждака изнашивает оборудование».

Пожалуй, пара строк, а в них – очень много смысла.

12 июля 1926 года в 18 часов на северной окраине Сталинграда на берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода.

20 июля 1926 года в Москве умирает Феликс Дзержинский. В ответ на сообщение о его смерти директора заводов и предприятий Сталинграда ходатайствуют перед президиумом ВСНХ СССР о переименовании первого тракторного завода в Союзе – «имени т. Дзержинского». Так, уже на нулевом этапе строительства завод носит имя Железного Феликса.

Спустя несколько месяцев, в ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. В последующие годы сроки окончания «стройки века» неоднократно переносятся: 28 февраля 1929 года бюро Нижне-Волжского крайкома ВКП (б) принимает постановление о мерах по выполнению плана строительства, дата завершения установлена: 1 апреля 1931 года. Однако в июле 1929 года утверждена новая дата – конец 1930 года. Позже дата уточняется – 15 июня 1930 года.

Накануне торжественного мероприятия 11 июня 1930 года бюро Сталинградского комитета партии приняло решение: «Считая крайне желательным присутствие представителей краевой партийной конференции при пуске тракторного завода им. Дзержинского, что невозможно ранее 17 июня, срок пуска завода перенести на 17 июня. При этом принять к сведению заявление тов. Иванова, что количество выпускаемых тракторов от перенесения срока с 15 на 17 июня к моменту открытия XVI партсъезда не сократится по сравнению с первоначальными наметками».

Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода – первого в Советском Союзе специализировавшегося на тракторостроении – состоялся 17 июня 1930 года.

Уже 26 июня того же года организован поселок Тракторного завода Сталинграда – событие датируется составлением заключения комиссии по обследованию планировки будущего заводского поселка. На том месте, где еще несколько лет назад была пустошь и росла полынь – практически на пустом месте, развивался поселок, практически город.

Сегодня мы наблюдаем то, что наблюдаем.

Мы живем в печальное время.

Его можно обозначить тремя словами: легко не будет.

Виктория ГУРЬЯНОВА

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!