Столкнувшийся с нефтеналивными баржами и затонувший вчера катамаран «Елань-12» был выпущен до 2014 года на «Волгоградском заводе железобетонных изделий» № 1 по проекту нижегородской фирмы «Си Тех».
До недавнего времени выход судов проекта «Елань-12» на воду в ночное время суток был запрещён, рассказал V1.ru экс-директор судостроительной компании «Фрам» Александр Борщов.
— Государственная инспекция маломерных судов запрещала ещё с советских времён выходить плавучим баням на воду в ночное время суток. Но последние изменения, внесённые в 2017 году, допускают нахождение маломерных судов в акватории рек ночью. При этом, им запрещено при любых обстоятельствах выходить на судовой ход, как это произошло накануне с «Елань-12», — пояснил Александр Борщов. — Яхта относится к речным судам класса «Р». Они предназначены для плавания по рекам. Максимально допустимая высота волны для судов данного типа составляет 1,25 метра, а ширина — 12 метров.
Речная моторная яхта «Елань-12» была спроектирована нижегородской фирмой «Си Тех» еще в 2005 для ООО «ФРАМ Моторные яхты». Катамараны производились до 2014 года. Тогда их стоимость начиналась от 7,5 миллионов рублей и выше в зависимости от комплектации. На цену плавучей дачи влияла отделка её интерьеров.
— Яхта длиной 12 метров, шириной 3,7 метра, осадка 0,5 метра. Суда производились однокаютные и двухкаютные. Водоизмещение около шести тонн. Модульный принцип конструкции позволял менять планировку, интерьер и внутреннюю отделку яхты, — рассказал экс-директор компании.
— Всего было сделано 11 таких катамаранов, — говорит Александр Борщов. — В течение семи лет суда проекта «Елань-12» производились на «Волгоградском заводе железобетонных изделий» № 1 (ЖБИ № 1), а ООО «ФРАМ Моторные яхты» — дочернее предприятие завода. После начала банкротства ЖБИ № 1 выпуск катамаранов прекратился. Габариты катамарана позволяют развивать скорость до 13 узлов. То есть примерно до 24 км/ч. У судна достаточно маленькая осадка — 40–50 см.
По мнению экс-директора судостроительной компании, причинами трагедии «Елань-12» стали совсем не технические характеристики судна или качество его изготовления.
— В ночное время маломерным судам выходит на судовой ход категорически запрещено, — говорит Александр Борщов. — Не говоря уже о недопустимости употребления капитаном спиртных напитков, перегрузе яхты и отсутствии спасательных плавательных средств. До случившейся катастрофы, катамаран зарекомендовал себя как надёжное и комфортное судно.
Алексей Серебряков
Фото: ГУ МЧС по Волгоградской области