СЕЙЧАС +17°С
Все новости
Все новости

Виктор Гепфнер, председатель комитета по культуре администрации Волгоградской области: «Комитет по культуре не должен быть хлевом!»

Поделиться

Поделиться

Будет ли передано здание «дома политпросвещения» суду, а учреждения культуры выброшены на улицу? Почему комитет по культуре администрации региона затратил столько средств на ремонт занимаемых помещений вместо того, чтобы отдать деньги ансамблям и музеям? Появится ли в Волгограде кинозал, специализирующийся на арт-хаусе, и отдельно стоящее здание детского кукольного театра? На эти и другие вопросы V1.ru ответил председатель комитета по культуре администрации Волгоградской области Виктор Гепфнер.

Виктор Петрович, сейчас разгорелся скандал, связанный с возможной передачей судебному ведомству здания Волгоградской областной филармонии – бывшего «дома политпросвещения». Соответствует ли это действительности, какие меры вы приняли по сохранению здания, и что будете принимать в дальнейшем?

– Могу официально заявить, что пока никто и ничего никому не передает. Вы находитесь сегодня у меня в кабинете, видите, что здесь нет судебных приставов, и никого никуда не выселяют. Работа идет в плановом режиме. Но ситуация следующая. В здании бывшего «дома политпросвещения» у нас располагается взрослая филармония, детская филармония и комитет по культуре, а также агентство культурных инициатив, областной методический центр и детская школа «Славянка». Есть еще арендаторы – достаточно большое количество юридических лиц и организаций. Некоторое время назад все эти организации, в том числе комитет по культуре, получили извещение о слушаниях в суде по иску Росимущества. Росимущество подало в суд на администрацию Волгоградской области с тем, чтобы выполнить вынесенное в 1991 году постановление правительства о передаче партийной собственности судебной власти. Пока на этом точка. Суд еще не состоялся. В ближайшее время начнутся слушания, на которых наши юристы и будут отстаивать наши права. Можно пользоваться всевозможными слухами и нагнетать обстановку, но на самом деле ситуация находится исключительно в правовой плоскости. Обеспокоен этой ситуацией и губернатор. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы передачи ДПП не произошло.

Насколько известно, в настоящее время здание областной филармонии является одним из двух зданий, занимаемых учреждениями культуры, с залом вместимостью в тысячу мест. Ожидать появления нового здания с аналогичными характеристиками не приходится. С другими учреждениями ситуация также критическая. Это так?

– За последние 20 лет у нас в регионе не было построено ни одного здания, которое подходило бы под наше учреждение культуры. Ни одного. Это очень плохо, поскольку другие регионы активно этим занимаются. Сейчас у нас фактически все учреждения находятся в неприспособленных помещениях. Музей изобразительных искусств находится в неприспособленных помещениях на улице Порт-Саида и на улице Чуйкова. Фактически многомиллионные фонды хранятся в жилых домах. Кукольный театр располагается во встроенном помещении. При этом количество мест в нем чуть более ста, и родители покупают абонементы и билеты на год вперед. Попасть в этот театр невозможно, потому что нет зрительных мест. Здание филармонии – бывший «дом политпросвещения» – никоим образом не подходит под концертное учреждение. За последние 15 лет филармония как могла его перестраивала, но само здание не предназачено для проведения концертов. Нет закулисного пространства, очень узкая сцена, нет гримерных, нет колосников, занавеса и так далее. Достаточно неприглядная ситуация складывается и со зданием «Царицынской оперы» на проспекте Ленина. В начале этого года мы только смогли отремонтировать зрительный зал и сдать его для проведения оперных спектаклей. Такая же ситуация с краеведческим музеем, в котором большое количество арендаторов, а фонды, в том числе уникальная коллекция золота сарматов, закрыта за семью печатями и не показывается жителям региона. Союз художников потерял выставочные площади в бизнес-центре «Меркурий». Государственный ансамбль «Казачья Воля» ютится в дворце культуры имени Ленина. Государственный ансамбль российского казачества снимает несколько сотен квадратных метров в Доме офицеров и фактически два-три раза в год руководство коллектива судится с Домом офицеров, чтобы те не прекратили им срок аренды, и коллектив вообще не оказался на улице.

При этом, с 2011 года идет федеральное реформирование всего социального сектора, в том числе здравоохранения, образования и культуры. Учреждения переходят на новые организационно-правовые формы, а именно – на автономные учреждения, казенные учреждения, бюджетные учреждения. Реформа федеральная, и мы от нее никуда не уйдем. Получается, что мы не можем провести реформу. При переходе на новые организационно-правовые формы учреждения должны получать собственность. Они должны иметь ее в оперативном управлении. А у нас, кроме учреждений, которые находятся далеко не в лучшем состоянии, есть учреждения, которые вообще не имеют собственности. Как сейчас вообще переходить на новые организационно-правовые формы, если у нас такая ситуация? Вот вопрос. Об этом должны были думать в первую очередь и руководители органов государственной власти, и руководители коллективов. Вторая проблема – это новые условия оплаты труда. Сейчас у наших артистов нищенские зарплаты, а материально-техническая база наших учреждений – слабейшая. А если она слабейшая, – откуда могут наши артисты и учреждения зарабатывать деньги. У них нет удочки, чтобы они могли пополнять свои запасы. Что в этой ситуации делать?

Но, говоря про нищенские зарплаты и слабейшую материально-техническую базу, на ремонт возглавляемого вами комитета потрачены суммы, сравнимые с годовым финансированием той же детской филармонии.

– Решение о целесообразности ремонта областного комитета по культуре принимал не я, и он начался задолго до моего прихода на пост руководителя. Второе – я бы не стал упрощать ситуацию. Денег никогда не хватает. Либо они размываются между учреждениями и уходят как вода в песок, либо точечно выделяются учреждениям, чтобы результат был виден. Считаю, что ремонт целесообразен. Я объездил всю область, и мне очень обидно, что в некоторых районах условия труда гораздо лучше. А когда я говорил, мол, приезжайте к нам в гости, мне откровенно отвечали – а что к вам в хлев приезжать?

Если человек не убирает у себя в квартире, то было бы неправильно, если бы он начал сначала убирать грязь у друзей. Человек должен начинать, прежде всего, с себя. Если комитет является определенным органом исполнительной власти в секторе культуры нашего государственного сектора, то он должен начинать с себя. Двадцать лет в комитете рабочие места сотрудников были друг на друге, а штукатурка падала на головы, и мы после этого говорили о культуре – это не очень правильно.

Сейчас, к счастью, в комитете по культуре штукатурка с потолков уже не падает. Но в самом здании областной филармонии все явно продолжают «сидеть друг у друга на головах». Вы принимаете меры по разрешению этой ситуации?

– Пять лет назад, когда я был назначен директором областной филармонии, я был очень удивлен негативным отношением людей друг к другу. В «доме политпросвещения» находится большое количество юрлиц. Это то же самое, что жить в коммуналке. Встали рано утром, и начали битву с соседом за конфорку на плите. Такая же атмосфера была в этом доме. Это концертное здание, где должны проходить массовые мероприятия. То, что оно когда-то было передано, и при этом ничего не сделано для того, чтобы предоставить большие помещения, к примеру, для детского хореографического ансамбля «Улыбка», я считаю, это было преступлением. «Улыбке» давно нужно было предоставить большие площади, сделать ремонт, и чтобы коллектив работал в достойных условиях, а не в концертном зале. Здесь проходит огромное количество публики, и в это же время идут репетиции детей. Я считаю, это в корне неправильно.

Сейчас возник вопрос с иском и возможным судебным решением отходу здания в органы судебной власти. Но, будет это или не будет – в любом случае, наши коллективы нужно расселять достойно, чем мы сейчас и занимаемся. Будем проводить реформирование отрасли. Про меня всегда говорили, что я мало занимаюсь политикой и никогда не делаю пустых заявлений. Я по натуре хозяйственник и по хозяйству должно быть именно так. «Улыбка» должна занимать минимум тысячу квадратных метров, а не 250, и должна быть в отдельном здании с нормальным репетиционным помещением, с помещениями для детей, учительской и так далее. Филармония должна быть филармонией. Государственные ансамбли должны иметь возможность гастролировать и хорошо репетировать. Музеи должны стоять в отдельных зданиях, и не бояться, как сейчас, показывать свои коллекции. Работники музеев не должны бояться затопления фондов, как произошло в музее изобразительных искусств, когда городские власти не вовремя провели ремонт, лопнула труба и залило часть коллекции. Кукольный театр тоже должен быть не со зрительным залом на сто человек на площади в сто квадратных метров. Жители Волгограда должны иметь возможность покупать билеты и ходить на концерты. Смысл один – учреждения культуры государственного сектора живут ради зрителя, и могут ли они сделать хороший продукт – это вопрос. Нужно стараться обеспечить условия труда и тогда и выступления будут достойными.

В настоящее время уже что-то удалось достигнуть в этом направлении?

– В этом году произошло два знаковых события – принято решение по строительству кукольного театра и по ремонту библиотеки имени Горького. Я езжу по улице Мира, и мне приятно, что в этом году на улице Мира у нас появится совершенно новое здание. Что касается филиала президентской библиотеки, то это долгосрочный проект, и библиотека Горького никуда не пропадет. Филиал библиотеки имени Ельцина будет располагаться на четвертом этаже и мало того – арендовать помещения библиотеки будет федеральная структура. Фактически в этом здании создается информационный центр как области, так и президентской библиотеки по России по трем основным направлениям. На моей памяти фасад библиотеки не ремонтировался десятилетия, а внутренние помещения не ремонтировались вообще ни разу. Библиотека сейчас ремонтируется, действительно, впервые. Сейчас идет полноценный ремонт, затягиваются сети, ремонтируется четвертый этаж, третий. В библиотеке будет кинозал для арт-хаусного кино. Сейчас у нас нет места для показа именно такого рода направления в искусстве, как арт-хаус. У нас огромное количество кинотеатров с голливудскими фильмами, а вот когда мы устраиваем фестивали именно этого направления, нам даже фильмы показывать негде. Кроме того, мы ведем сейчас переговоры о строительстве в Волгограде кукольного театра. Это серьезная работа, буквально недавно была рабочая встреча губернатора с министром культуры, где этот вопрос задавался. Министр пообещал запланировать на будущий год проектирование кукольного театра. Это должно быть отдельно стоящее здание, и мы должны это здание иметь.

Губернатор Анатолий Бровко заявляет о создании в регионе туристического кластера, что повлечет за собой резкое увеличение потока туристов. Что вы им будете показывать, если экспозиции подавляющего большинства волгоградских музеев составлены еще в эпоху «застоя» и с тех пор практически не менялись?

– Мы не виноваты в том, что сейчас нам нечего показывать и мы уже очень много говорили про музейные экспозиции. Да, попадая в музей-панораму «Сталинградская битва», складывается ощущение, что попадаешь в 70-е года. Но есть закон, и есть определенный порядок, регламентирующий смену музейных экспозиций, и который нужно выдерживать. Что касается туристического кластера, то я полностью согласен с губернатором и не думаю, что именно губернатор виноват, что сейчас в регионе нечего показывать. Не появится здесь завтра или послезавтра город-рай. На это нужно минимум десятилетие.

Губернатор не раз говорил, что сейчас в Волгограде формируется федеральный центр «Победа». По этому поводу было много различных суждений в прессе, есть и заядлые противники центра. Но не нужно переходить в политические плоскости. Чтобы турист поехал в Волгоград, не нужно заниматься политикой. Нужно заниматься делом, нужно строить. Мы сейчас рассматриваем 10 проектов в рамках формирующегося центра. Среди них уже просчитанный проект реконструкции Царицинской сторожевой линии, который до конца года будет заложен в федеральную программу. Кроме того, будет создана современная мультимедийная экспозиция в музее-панораме «Сталинградская битва». Планируется организация ежегодного фестиваля исторических реконструкций, строительство конгрессно-выставочного центра «Мельница Гернгардта», многофункционального комплекса «Центр современного искусства», музея российских успехов и побед, музея археологии.... Уже есть проект строительства музея Тундутовых – калмыцкой усадьбы. Это уже готовые проекты, паспорта проектов на будущий год, которые сейчас согласовываются в министерстве. Я всегда говорил, что если из ста проектов «выстрелит» десять, то это уже успех. А если по одному из них подпишут договор – это победа. Не нужно сидеть на месте, нужно двигаться. Работать нужно.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter