СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Александр Дорждеев, экс-руководитель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области: «Нам необходимо вдвое больше средств, чем мы сейчас получаем»

Поделиться

Поделиться

Может ли одна компания лишить Волгоградскую область девяти миллиардов рублей? Стоит ли сокращать число чиновников и затраты на их содержание? Обделен ли Волгоград финансистами региона? Что даст Волгограду участие в Чемпионате мира по футболу? Выйдет ли экс-руководитель комитета бюджетно-финансовой политики региона на митинг протеста вслед за экс-министром финансов России Алексеем Кудриным? На эти вопросы в интервью V1.ru отвечает экс-руководитель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области Александр Дорждеев.

– Александр Владимирович, чего, по вашему мнению, наиболее существенного удалось добиться за время работы на посту главного финансиста региона?

– Работать в Волгоградской области меня пригласил губернатор Николай Максюта. Тогда было необходимо срочно навести порядок и фактически восстановить бюджетную систему региона. Задача непростая. В те годы, с 2003 по 2005, Волгоградская область даже не сдавала финансовых отчетов в Министерство финансов. Их попросту не принимали. С такой разбалансировкой пришлось напряженно работать около двух недель, а результатом стала сдача отчетов за все три года.

Очень большой перекос был в региональной бюджетной политике. Поэтому нашей главной задачей было добиться, чтобы люди не по десять раз ходили к нам, выбивая деньги, а сразу получали то, что им положено. Мы, комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства, сделали это. Проработали теоретическое, методическое, методологическое направления работы над бюджетом. Сломали прежнюю, ранее существующую систему межбюджетных отношений. В результате нам удалось изменить не только систему, но и налоговый потенциал региона.

Конечным итогом реформ стало то, что в муниципалитетах наконец появились деньги. Огромный профицит средств. Приведу один простой пример – только в Камышинском районе капитальные вложения увеличились на 95 миллионов рублей. На эти деньги было газифицировано два населенных пункта, отремонтировано три школы, к ним пристроены спортзалы. В других районах остатки получались от 60 до 80 миллионов рублей. При прежней системе такое было бы невозможно. При новой, разработанной нами, такой профицит образовывался лишь потому, что главы муниципальных образований просто получили то, что им положено.

– Каким образом вам удалось этого добиться?

– Мы, в отличие от федеральных финансистов, учли порядка 20 различных коэффициентов, применяемых при расчетах бюджетов муниципальных образований. Учли даже возраст и плотность населения, наличие и состояние дорог и прочее, и прочее. Еще одним плюсом от такого реформирования стало существенное сокращение внутреннего госдолга с 40 до 20 с небольшим процентов. С 1 декабря 2011 года мы стали, пожалуй, единственным после Москвы регионом, где повысили заработную плату бюджетникам на 30 процентов. Богатый Краснодар поднял зарплаты бюджетникам на 20 процентов. Не менее богатый Татарстан – всего на 10. Плюс мы увеличили социальную поддержку населения, сделали дотации для малоимущих, предприняли множество мер социальной поддержки, в том числе и для военнослужащих. В итоге Волгоградская область и сам Волгоград получили финансовую устойчивость. Впрочем, несмотря на это, нам необходимо средств вдвое больше, чем мы получаем сейчас.

– А у региона есть шансы получить вдвое больше из федерального центра?

– Сегодня идет мощнейшая бюджетная реформа. Изменяются расходные части всех консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, и это связано с тем, что федеральный центр передал регионам целый ряд полномочий, ранее финансировавшихся за счет государства. Нам пришлось решать еще одну связанную с этим задачу – на федеральном уровне были подняты экспортные пошлины и акцизы. В результате Волгоградская область, где представлены крупнейшие вертикально интегрированные компании, получила серьезный недостаток средств. Но регион привлек кредитные ресурсы и начал активную реализацию 83-го федерального закона. В итоге все бюджетные отношения станут максимально прозрачными для людей. Сейчас каждое сельское поселение, каждое районное муниципальное образование становится открытым. Любой человек посредством сети Интернет может зайти на специальный сайт и посмотреть, кто и куда направляет бюджетные средства, кто и как их расходует. Ведь согласно изменениям в законодательстве, в настоящее время по смете работают только казенные учреждения. Все остальные находятся на самоокупаемости, зарабатывая на свое существование оказанием качественных услуг. Сегодня выстроена та инфраструктура, которая позволяет любому человеку посмотреть, как формируется бюджет, и даже поучаствовать в этом процессе. Регулярно проходят публичные слушания, и на них всегда приглашается население.

Но не всегда простое решение лежит на поверхности, и приходится долго и кропотливо вести изыскание средств. К примеру, мы трижды повышали заработную плату работникам бюджетной сферы. В 2011 году на эти цели нужно было найти один миллиард 894 миллиона рублей. Мы изыскали эти средства за счет внутреннего перераспределения ресурсов. В 2012 году на эти цели будет необходимо уже четыре миллиарда рублей. Мы их также нашли. Все это дает основания говорить, что в Волгоградской области выстроена бюджетная система, которая впрочем вскоре подвергнется очередным изменениям. Это связано с тем, что с 1 марта 2012 года на 4,4% повышаются экспортные пошлины. Для бюджета это хорошо, поскольку будет большая наполняемость. А вот для крупных компаний это будет означать снижение налоговой прибыли. В настоящее время идет формирование этих структур. Выясняется, кто будет менять систему налоговых отчислений, кто не будет, какие риски возможны для объектов социальной сферы и так далее. Если же такую аналитическую работу не проводить, то это может быть чревато провалом всей бюджетной системы. Необходимо постоянно учитывать риски и постоянно оптимизировать все существующие на сегодняшний день расходы.

– Неоднократно утверждалось, что как в Волгоградской области, так и непосредственно в Волгограде непомерно завышены и давно нуждаются в серьезной оптимизации расходы именно на аппарат управления. Вы согласны с этим?

– Отчасти. Когда в стране начал реализовываться знаменитый федеральный закон №131, у нас каждый населенный пункт стал муниципальным образованием. В итоге у нас на территории региона муниципальных образований стало 452. Взять тот же Краснодар – там их чуть больше 300, несмотря на то, что на Кубани живет в два раза больше населения. Кубань пошла по пути укрупнения городских образований, и я считаю, что то же самое можно сделать и у нас. Объединить, к примеру, Камышин и Камышинский район, Фролово и Фроловский район... Ведь в каждое поселение, пусть даже самое небольшое, нужен глава администрации, бухгалтер, финансист, паспортист. Это уже минимум четыре-пять человек. Аналогичная ситуация и в Волгограде. Сейчас в городе насчитывается восемь районов. Но, может быть, сделать пять районов? Сделать определенную централизацию? Уже будет экономия.

Я согласен, необходима оптимизация управляющих структур как на федеральном, так и на муниципальном уровнях. Но, с другой стороны, федеральный закон дал еще и целый ряд полномочий, которые нужно кому-то исполнять. Если максимально оптимизировать штат управленцев, то оставшиеся попросту не будут справляться со своей работой, даже если заставить их находиться на месте 24 часа в сутки. Справедливости ради отметим, что Волгоград предпринимает определенные шаги в этом направлении, создавая многофункциональные центры. В результате у граждан появляется возможность максимально быстро решить свои вопросы. А это ведь тоже инструмент по сокращению числа муниципальных служащих. Аналогично можно сделать и на региональном уровне. Мы уже пытались сократить определенное количество чиновников, сэкономили на этом 130 миллионов рублей. Но главного вопроса – кто будет исполнять их полномочия – не решили.

– Губернатор Сергей Боженов заявил, что намерен сократить расходы на госаппарат на 500 миллионов и перенаправить высвободившиеся средства на агропромышленный сектор. Удастся ли, по вашему мнению, такое сокращение?

– Я знаю, что губернатор создал комиссию, куда вошли депутаты и работники администрации. Они соберутся, посидят, подумают, откуда можно взять денег. Где-то сожмутся в приобретениях, где-то в капитальных вложениях. Я думаю, коллегиально они найдут то решение, которое устроит всех. Механизм реализации этих сокращений, думается, пройдет в рабочем порядке. Аналогичные действия происходят и в федеральном центре, когда, ликвидируя последствия кризисных явлений, правительство перенаправляет финансовые потоки. Вообще же, эта задача – сокращение расходов на госаппарат, на мой взгляд, совершенно реальная мера, которая позволяет органам власти определять приоритеты и возможности для экономии финансовых средств.

– При принятии бюджета Волгограда в очередной раз было серьезно обрезано финансирование целого ряда программ – восстановления городского освещения, ЖКХ, одним словом, все те программы, финансирование которых сокращается из года в год. Аналогичная ситуация в Волжском. Вами как финансистом регионального уровня принимались какие-то меры по недопущению подобных обрезаний?

– Обрезания проводят немного в другом месте. Мы же формируем бюджет на основании прогноза социально-экономического развития области. У нас есть более 40 социальных соглашений с крупнейшими предприятиями и организациями. Именно они практически полностью формируют экономику региона, определяют валовый региональный продукт, фонд оплаты труда, прибыльность или убыточность. Таких показателей насчитывается несколько десятков. Все это просчитывается, и ежегодно выводится определенная сумма. К примеру, в 2010 году прибыль от организаций, работающих на территории Волгоградской области, составила 80 миллиардов рублей. В 2011 – 71 миллиард. Разница возникла только потому, что произошла перерегистрация ОАО «Ритек» из Волгограда в Москву. В Москве есть специальная инспекция, занимающаяся крупнейшими налогоплательщиками. Какие там крутятся суммы – не знаем ни мы, ни региональные налоговые службы. Поэтому, когда вы говорите про «обрезание», мне хочется отметить два направления. Первое – это создание в 2012 году дорожного фонда. А это ни много ни мало, а 6,5 миллиарда рублей. Еще 2,3 миллиарда пойдет в село. Волгоград также получит определенную сумму из этих денег. Кроме того, на четыре миллиарда мы увеличили фонд оплаты труда работникам бюджетной сферы. Но также нужно заложить расходы на меры социальной поддержки, питание детей, питание в больницах и интернатах, и коммунальные услуги, и оплата медтехники, медикаментов... Приведу две простых цифры. Бюджет региона на сегодняшний день составляет около 90 миллиардов рублей. А нам необходимо около 150 миллиардов. При этом все, что способна выдать на-гора наша экономика, – это 130 миллиардов. При этом 50-55 процентов этих средств уходит в федеральный бюджет. Остальное остается у нас. Куда в основном уходят эти деньги? На зарплаты и меры социальной поддержки.

– Но ранее неоднократно утверждалось, что регион недодает денег Волгограду. Это так?

– Вот вы говорите, Волгограду не достается денег. Но посмотрите, в городе появился перинатальный центр. Добились, построили на условиях софинансирования, закупили самое современное оборудование, позволяющее выхаживать малышей, родившихся с весом 300-500 граммов. Кто в основном пользуется этим центром? Жители Волгограда. Как оценить, получает город необходимые деньги или не получает? Это ведь серьезные деньги, но выделяемые из регионального бюджета. Аналогичная ситуация и с социальной защитой. У города на сегодняшний день осталась только сфера ЖКХ, благоустройства, проще говоря – обеспечения инфраструктуры плюс поддержка муниципальных предприятий. Следовательно, деньги из муниципальных бюджетов идут на коммунальные услуги и другие траты в рамках осуществления полномочий. Поэтому любой регион, в первую очередь, выстраивает приоритеты. Сегодня в Волгоградской области приоритетное направление – это дорожное хозяйство, на которое выделяется 6,5 миллиарда рублей. Это огромная сумма. Плюс к этому нужно выплачивать людям зарплату, сохранить меры социальной поддержки. Для этого нужно исходить из экономики, создавать новые предприятия, дополнительные рабочие места. Сейчас администрация Волгоградской области борется с банкротством завода «Красный октябрь», вновь запустили производство на ликеро-водочном заводе, обеспечив работой сотни человек. А ведь за всеми ними стоят еще и семьи. Местная продукция вообще пользуется спросом. Я, например, с удовольствием покупаю местные конфеты, да и все мои друзья, приезжая ко мне в гости, хвалят продукцию волгоградского «Конфила». Или же наша минеральная вода «Себряковская», великолепный трикотаж, который шьют на наших же фабриках. У нас есть предприниматели, которые вышли уже далеко за пределы даже российского рынка со своей поистине уникальной продукцией. Да, рынок товаров широкого потребления заполонили товары из Китая. Но уже сейчас мы их потихоньку выдавливаем с этого рынка. Китай давит массой, но ситуация изменится. Это вопрос времени. Россия все же европейская страна. И если страна будет развиваться так же, как развивается сейчас, то уже через 5-10 лет мы сделаем мощнейший скачок вперед. Конечно, если не будет какого-нибудь серьезного военного конфликта.

– На ваш взгляд, проведение в Волгограде части Чемпионата мира по футболу в 2018 году – экономически выгодное мероприятие?

– Конечно. А вы думаете, зачем целые страны бьются за проведение олимпиад и чемпионатов мира? Кто заберет эту инфраструктуру? Дороги, стадионы, гостиницы. Когда все это делается, то меняется вся инфраструктура, канализация, вода, электричество, создаются новые мощности. Кто может убрать новые трассы в Сочи после Олимпиады? Кто может убрать новые подстанции, дополнительные мощности, в результате чего в Сочи сейчас практически нет перебоев со светом? Подобного рода соревнования дают любому государству колоссальный социальный и экономический эффекты. Потому что построенные объекты никуда уже не денутся. Возьмите, к примеру, Гремячинское месторождение в Котельниковском районе. С началом разработки месторождения бюджет Котельниковского района резко «располнел». Там вырос целый город, туда уже ходит электричка. И волгоградцы готовы ездить туда на работу, потому что среднемесячная зарплата на том предприятии – 45-60 тысяч. А теперь представьте, что будет в Волгограде, если в городе будет проводиться чемпионат мира! Сейчас у нас нет ни одной четырехзвездочной гостиницы, в то время как в курортном Геленджике, где живет всего около 20 тысяч человек, стоит отель «Хилтон», и кроме него там еще очень много гостиниц. Все они заполнены, потому что там планомерно работают на перспективу. Ведь в том же Египте или Турции тоже не сразу все построилось. А Краснодарский край за счет Олимпиады в Сочи, резко пополнил свой бюджет. Это делается на десятилетия. То же самое ждет и Волгоград, если он все же войдет в число городов, где будут проходить матчи чемпионата мира в 2018 году.

– В Волгоградской области вас считают «человеком Кудрина», ушедшего сейчас в оппозицию и принимавшего участие в митинге на проспекте Сахарова. Вас стоит ждать на митингах «За честные выборы»?

– Я занимаюсь финансами уже более 20 лет. Примерно столько же я знаком с Алексеем Кудриным – он в то время руководил комитетом финансов Ленинграда, а я был министром финансов Калмыкии. Он несколько раз приезжал в Волгоград, в том числе на встречи с главами сельских поселений и депутатами, выслушал их и главное – услышал. У нас с ним сложились хорошие человеческие отношения. И сегодня с Минфином выстроены хорошие рабочие отношения. Конечно, у меня было много еще планов, но пришел новый губернатор. Так принято, что когда приходит новый губернатор, он приводит с собой и новую команду. Поэтому я принял известие об увольнении совершенно спокойно, и желаю своим коллегам, чтобы их работа приносила пользу региону, а финансовой системе Волгоградской области была обеспечена безопасность и устойчивость. Сейчас я хочу просто отдохнуть, подумать, осмыслить все предложения, которых мне поступило очень много буквально с самого момента отставки. Но вот политикой я заниматься совершенно не собираюсь.

Андрей СИДОРОВ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter