СЕЙЧАС +21°С
Все новости
Все новости

Рохус Шох, председатель федерации футбола Волгоградской области: «Репутация «Ротора» на футбольном рынке в последние годы очень сильно подпорчена»

Поделиться

Весной 2012 года Волгоград ликовал – любимая команда города, футбольный клуб «Ротор», вышла в футбольную национальную лигу. Как скоро Волгоград сможет поболеть за команду, которая будет играть в Премьер-лиге? Повторит ли «Ротор» успех лет, когда он играл в европейских кубках, и каковы шансы Волгограда на проведение матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году? На эти и другие вопросы V1.ru ответил вице-президент футбольного клуба «Ротор», председатель федерации футбола Волгоградской области Рохус Шох.

Рохус Рохусович, еще несколько лет назад казалось, что «Ротор» исчез с футбольной карты России навсегда. В 2009 году команда с таким названием фактически перестала существовать, клуб снялся с первенства во Втором дивизионе, потерял профессиональный статус… Однако сейчас «Ротор» играет в ФНЛ и на данный момент находится в числе лидеров турнира. Как произошли развал и возрождение команды?

– Действительно, в 2009 году команды «Ротор» уже в принципе не было. Все ее имущество оказалось в частных руках. Что-то осталось в собственности у бывшего президента «Ротора» Владимира Горюнова, а что-то он успел продать. В том числе им были продан сам клуб «Ротор», а также Центральный стадион и даже, кощунственным образом, клубный герб. Сейчас же, на волне возрождения «Ротора», Горюнов занялся любимым делом. Он активно пиарится и рассказывает, как любит «Ротор» и детей.

Но ведь именно при президентстве Горюнова «Ротор» добился успехов, которыми по сей день гордится весь Волгоград?

– Да, без сомнения, в свое время он много сделал для «Ротора». Но ведь и Гитлер в свое время тоже многое сделал для Германии, и чем все это закончилось? Как сейчас к нему относятся немцы? Так что если обратиться к причинам, по которым команда фактически развалилась, то считаю, что в этом виноват один человек, разрушивший то, что ему никогда не принадлежало. А все разговоры о том, что клуб был частный и существовал на деньги Горюнова – это блеф и пиар-акции, для его многочисленных избирательных кампаний. Со всей ответственностью заявляю: «Ротор» всегда жил и развивался на 100% за государственный счет. Сейчас у меня многие спрашивают, почему же я столько лет работал вместе с Горюновым, а теперь критикую его. Надо отдать ему должное, он мог заразить идеей и повести за собой людей, настоящих профессионалов своего дела. Первым, кто понял истинную натуру этого человека, был Виктор Евгеньевич Прокопенко, и во многом именно поэтому в конце 1990-х годов великий тренер покинул «Ротор». Прокопенко и нам раскрыл глаза на то, какой человек Горюнов. Люди, верой и правдой служившие клубу: Файзулин, Яркин, Марушкин, Леонов – пытались изменить неблагоприятно складывавшуюся ситуацию. Но осознав, что этот человек невменяем и ведет клуб к пропасти, с болью в сердце покинули «Ротор». Характерный пример: оставшись один, без профессиональной команды, Владимир Горюнов как менеджер оказался недееспособен и в 2006-2007 годах, продолжая получать ежегодно из областного бюджета по 150-200 миллионов рублей, не смог решить даже локальную задачу и вывести «Ротор» из Второго дивизиона в Первый. Любовь к клубу – тоже миф. Владимир Дмитриевич любил не «Ротор», а себя в «Роторе». Клуб и футбол были для него лишь инструментом для достижения политических целей и богатства. В этом он, собственно, и преуспел. Причем, это не только мое мнение. Так думают Бурлаченко, Веретенников, Нидергаус, Шмарко, Геращенко, Нечаев, Никитин, Марушкин – все, кого он обманул, за счет кого сделал себе имя.

Нынешний «Ротор» пришлось строить на руинах?

– «Ротор» возродился на базе футбольного клуба «Волгоград». Когда началось возрождение команды – не было ничего. Я имею ввиду не только отсутствие стадиона или базы, банально не было компьютеров в бухгалтерии, транспорта и даже названия «Ротор». Волгоградские футбольные болельщики, которые очень любят и понимают эту игру, после многих лет обмана и предательства тоже утратили надежду на лучшее и практически перестали ходить на стадион. В 2009 у нас были только люди, которые для клуба сделали очень многое, но труд большинства из них оставался в тени и был незаметен общественности. Эти люди были носителями того, чем наш клуб всегда был славен – командного духа. Они с огромным энтузиазмом взялись за возрождение дела всей своей жизни – «Ротора».

Название «Ротор» удалось вернуть лишь через год?

– В своем первом сезоне клуб «Волгоград» выступил довольно успешно, особенно учитывая все сложности. Благодаря отказу ряда клубов появилась возможность включить его в число участников Первого дивизиона. Тогда же было возвращено и название «Ротор». Я пытался объяснить прежнему губернатору Анатолию Бровко, который только вступил в должность и горел желанием сделать что-то, чтобы обрести популярность у волгоградцев, что команда не готова, что у нас нет инфраструктуры, материально-технической базы, но он тогда не услышал нас. В результате «Ротор» не по спортивному принципу и будучи совершенно неготовым оказался в Первом дивизионе.

Именно в этот момент руководителем клуба стал Виктор Максин?

– До старта в Первом дивизионе оставалось несколько недель. Мы в срочном порядке начали собирать команду. Тогда здесь появился чудо-чинуша, всем печально известный Виктор Максин. Человек абсолютно не разбирался в футболе и в спорте в принципе, но считал себя большим знатоком. Он влез и начал творить «чудеса». Стал выживать из «Ротора» его легенд – Олега Веретенникова и Валерия Бурлаченко. Добился того, что в коллективе произошел раскол. Чем все это закончилось – прекрасно известно. «Ротор» занял в турнире 17 место и вновь вылетел во Вторую лигу, а бюджетные деньги оказались потрачены зря.

Сложно поверить, что с того момента прошло менее двух лет. Сейчас команда снова в Первом дивизионе и играет весьма успешно.

– Когда произошло фиаско 2010 года, Анатолий Бровко нашел в себе силы, пригласил меня и признал, что я был прав. Он предложил мне возглавить команду. Я посоветовал на должность президента клуба Сергея Нечая, не чужого для команды человека. Он выигрывал с «Ротором» серебряные медали, забил гол в первом еврокубковом матче. Плюс Сергей Васильевич хороший управленец и хозяйственник, что редко для бывших футболистов. Сейчас в клубе вновь трудятся люди, которые действительно любят «Ротор» и душой переживают за команду. В первую очередь, это главный тренер Валерий Бурлаченко, Олег Веретенников, Андрей Никитин, Сергей Марушкин, Сергей Капустин, Сергей Леонов, Виталий Абрамов... Создать такой коллектив профессионалов – дорогого стоит.

Перед сезоном 2011-2012 руководителями региона была поставлена задача вернуться в Первый дивизион?

Задача действительно была обозначена, но, продекларировав помощь, администрация региона на деле поддерживать «Ротор» не сильно стремилась. По финансовым возможностям мы уступали и армавирскому «Торпедо», и «Динамо» из Ставрополя. Но за счет профессионализма управленцев, за счет любви города к команде, нам удалось решить большинство проблем и добиться повышения в классе.

Как сейчас обстоят дела с материально-технической базой?

– Это одна из главных наших проблем, которую силами клуба не решить. Стоит отметить, что с приходом к власти нового губернатора Сергея Боженова мы увидели свет в конце туннеля. В первую очередь, позитив заключался в том, что через суды удалось вернуть в собственность города и области Центральный стадион. Сейчас он передан в оперативное управление клубу. Да, объект в ужасном состоянии. Но мы его, как смогли, привели в порядок. Это уже хорошо. Несмотря на то, что у нас нет полей, нет базы, возродили детскую школу. Уже сегодня она работает. Приходится арендовать поля, но другого выхода пока нет. Дети – это будущее «Ротора», и о нем надо заботиться в первую очередь.

База, которая принадлежала клубу в 90-е, сейчас тоже в частных руках?

– Те поля, которые были построены на бюджетные деньги, даже искусственное поле, построенное на деньги УЕФА и РФС, предназначенное для развития футбола в Волгограде, сейчас принадлежат одному человеку – Владимиру Горюнову. Он сейчас говорит о своей любви к детям, а тем временем предназначенные для них поля сдает за деньги в аренду всем, кто готов платить.

А помимо базы и стадиона чем владел «Ротор»?

– Широкая общественность даже не представляет, сколько различного движимого и недвижимого имущества принадлежало клубу в 90-е годы. Это далеко не только спортивная инфраструктура. В собственности клуба была загородная база отдыха на левом берегу Волги с несколькими гектарами дубового леса, колхоз в Киквидзенском районе с большими земельными угодьями и сельхозимуществом, большое количество недвижимости в Волгограде (магазины, кафе, автостоянки, трехэтажное офисное здание в центре города, на пересечении улиц Комсомольской и Советской, и даже винный завод), акции авиакомпании «Волга», самолет ЯК-42, автогараж на 100 с лишним единиц транспорта, а также многочисленная мебель, оргтехника и тому подобное. Сразу расставлю акценты. Все вышеперечисленное либо было приобретено на бюджетные деньги, либо было безвозмездно передано клубу городом и областью. Чистой воды ложь, что у «бедного» Горюнова осталась только база, а все остальное отобрали. Все из вышеперечисленного списка было приватизировано этим человеком в свою собственность, а позже распродано, точно так же, как стадион и эмблема. Думаю, все понимают, что безбедную старость он себе обеспечил. Ну, ладно, в конце концов в 90-е годы в России «прихватизировались» и нефтескважины, и огромные заводы, что уж там имущество и инфраструктура «Ротора». Хапнул ты, заработал денег, ну и сиди себе тихо и живи с этим, если совесть позволяет. Вот только спортивная инфраструктура (учебно-тренировочная база, стадион, герб) в понимании людей, которые сейчас возрождают «Ротор», должна принадлежать клубу.

Мы очень хотим возродить интернат «Ротора», нас в этом поддерживает и активно помогает региональное правительство, министерство спорта и туризма, в особенности вице-премьер Павел Крупнов и советник губернатора Тимур Касимов.

В летнее межсезонье клуб полонили игроки, которые в свое время воспитывались в том самом спортинтернате «Ротора», который сейчас клуб пытается возродить. Ставка на своих была сделана сознательно?

– Когда команда вышла в ФНЛ, мы понимали, что ротация состава будет большая, потому что уровень здесь совершенно другой. При этом финансовые возможности клуба довольно ограничены, плюс у нас был цейтнот на усиление состава. Да и что скрывать – репутация «Ротора» на футбольном рынке в последние годы была очень серьезно подпорчена. Тем не менее, мы справились и смогли при формировании состава сохранить определенную философию. Старались подбирать ребят молодых, в возрасте от 21 до 25 лет, которые еще не сказали своего громкого слова в футболе, но у которых для этого есть все предпосылки. Одним из пунктов нашей философии был как раз возврат воспитанников волгоградского футбола, волгоградского «Ротора». Например, Андрей Васянович в свое время занимался в нашем интернате, уже успел поиграть и в Премьер-лиге, права на него принадлежат клубу ЦСКА. У парня было много предложений от других команд, но главным аргументом в пользу «Ротора» стало то, что он местный воспитанник. Кроме Андрея в команду пришли и другие выходцы из клубного спортинтерната: Артур Рылов, Александр Ставпец, Денис Пчелинцев.

Решающий матч, после которого стало ясно, что «Ротор» выходит в ФНЛ, вызвал всеобщее ликование на улицах. На игре присутствовало около 15 тысяч человек. Можно ли сказать, что частичка «Ротора» живет в сердце каждого жителя Волгограда?

– «Ротор» всегда был символом для волгоградцев. Очень радует, что мы сейчас вернули доверие болельщиков, вернули их на стадион, и это, я считаю, самая главная заслуга работников клуба, всей команды. Наша главная задача не разочаровывать болельщиков, радовать их в каждом матче.

Раз уж зашел разговор о народной любви к футболу, не могу не спросить о слухах, которые появляются после игр «Ротора» о потасовках между болельщиками, о нарушении ими общественного порядка.

– Болельщики бывают разные. Есть тихие и спокойные, а есть фан-движения. Мы гордимся тем, что наше фан-движение – одно из лучших в России. Даже в 2010 году, когда команда вылетела из Первого дивизиона, наши ультрас были лучшими по всем показателям. Болеют у нас очень хорошо. Фаны умеют поддерживать любимую команду. В принципе, я не вижу больших нарушений со стороны наших фанатов. Они прекрасно понимают, что за их поведение страдает клуб, который могут и оштрафовать, и даже записать техническое поражение. Да, во время матча с «Химками» был какой-то небольшой инцидент в фанатском секторе. Молодые ребята поссорились между собой. Никаких драк не было, и из мухи слона раздувать не надо. Другой вопрос – культура поведения болельщиков. Не стоит забывать, что на футбол приходят все: мужчины, женщины, дети. Поэтому надо с уважением относиться друг к другу, не сквернословить, вести себя достойно в общественном транспорте после матча. Ведь мы тоже стараемся, договариваемся с правительством, с мэрией города, чтобы все болельщики смогли разъехаться по домам. И власти идут нам навстречу, выделяют транспорт, чтобы болельщики могли уехать во все районы города и Волжский. Мы создаем все условия для поклонников клуба и просим, чтобы они вели себя достойно. Есть, конечно, отдельные индивиды, которые ничего не понимают, но в общей своей массе волгоградские болельщики – адекватные и воспитанные люди.

За счет каких средств сейчас существует «Ротор»?

– Надо смотреть правде в глаза. На сегодняшний день в целом в России без поддержки региональных властей большой футбол не может жить. Исключения есть, но они только подтверждают это правило. Футбол – игра, которая несет огромную социальную нагрузку во всем мире. И окупаемых клубов в мировом футболе не так уж и много, таковы реалии. Конечно же, надо думать о том, чтобы привлекать крупные инвестиции, крупных спонсоров. Сегодня в будущее мы смотрим с оптимизмом. Губернатор Сергей Анатольевич Боженов понимает социальную значимость футбола для нашей области. А когда он сам впервые пришел на стадион, то, по его словам, был по-хорошему ошарашен, какой огромной любовью пользуется «Ротор» у волгоградцев. Сергей Анатольевич обещал обязательно найти серьезных инвесторов и спонсоров для клуба и выразил желание в будущем вернуть «Ротор» в Премьер-лигу.

Попытки найти спонсоров предпринимаются?

– Конечно, мы не сидим сложа руки, активно работаем в этом направлении. Нам очень помогает компания «Радеж», которую возглавляет Юрий Сударев, производственная фирма «Волма», во главе которой стоят Александр Малашкин и Юрий Гончаров, фирма ЖБИ-6 во главе с Сергеем Крахмалевым. Эти руководители – патриоты города, сами болельщики. Они с большим желанием сегодня, как могут, поддерживают «Ротор».

Каковы шансы Волгограда на то, что в городе все же пройдет чемпионат мира по футболу?

– Прежнее руководство области, к сожалению, было пассивно в этом вопросе. Они заняли удивительную позицию – в мае 2011 года Владимир Путин во время визита в Волгоград сказал: «Как же нам побеждать без Сталинграда?» Услышав это, областные чиновники расслабились и решили, что раз Путин так сказал, значит все будет. А то, что нужно еще хоть что-то сделать самим, об этом чиновники не догадались. Над заявкой нужно было тщательно поработать. Я уж не говорю о том, чтобы улучшать инфраструктуру города. Из городов-претендентов инфраструктура Волгограда, мягко говоря, не в лидерах.

В чем же тогда плюсы проведения турнира у нас?

– Во-первых, Волгоград – один из самых футбольных городов. Приведу простой пример. Недавно был матч в Нижнем Новгороде. Играли команды Премьер-лиги – московское «Динамо» и местная «Волга». Играли практически при пустом стадионе. Пришло, по визуальной оценке, не более пяти тысяч зрителей. Для главной лиги страны это ужасный показатель. У нас на матчи Второго дивизиона, то есть третьей по статусу лиги, людей приходило в два, а то и в три раза больше. Зачем, спрашивается, проводить чемпионат в городе, населению которого футбол неинтересен? Логичней строить стадион и проводить игры там, где люди пойдут их смотреть. Второе наше преимущество – это бренд Сталинград. Все-таки Волгоград – третий среди российских городов по узнаваемости в мире после Москвы и Санкт-Петербурга.

Важный момент, что стадион возвращен в собственность области. Да, он устарел и его придется сносить и строить на этом месте новый. Но месторасположение идеальное, здесь уже подведены все необходимые коммуникации, центр города, рядом Волга, Мамаев курган, и самое главное, я люблю это повторять, это место намолено многими поколениями болельщиков.

Взять тот же Ростов – там стадион планируется строить на левом берегу Дона, на болотистых местах. Сколько денег нужно только на одно осушение! Я уже не говорю о строительстве коммуникаций, дорог и мостов.

Если говорить чисто профессионально, главные претенденты понятны уже сегодня – это Москва, Санкт-Петербург, Казань и Сочи. Екатеринбург – город хорошо развитый в плане инфраструктуры. Там новый международный аэропорт, много современных гостиниц. Его минус – это географическая удаленность от европейского центра. Саранск? Да, большая заслуга руководства Мордовии в том, что много внимания уделяют спорту. Но в этом городе проживает всего 300 тысяч человек. Строить стадион, четырех-пятизвездочные отели в этом городе – для чего? Однако это сугубо мое мнение, а что решит комиссия ФИФА, неизвестно.

Одно ясно точно, для Волгограда этот чемпионат – реальный шанс сделать скачок вперед. Не только в плане развития инфраструктуры, но и в плане качества жизни волгоградцев. Нынешнее руководство региона, и в первую очередь губернатор Сергей Боженов, это прекрасно понимают. После прихода Сергея Анатольевича многое в этом вопросе сдвинулось с мертвой точки.

Рохус Рохусович, последний вопрос – когда «Ротор» снова заиграет в высшей лиге?

– Ни у кого нет сомнений в том, что «Ротор» должен играть в Премьер-лиге, бороться за самые высокие места. С нашими волгоградскими традициями, с нашей огромной армией преданных болельщиков иначе быть не может. Об этом говорят все – футбольные функционеры, специалисты, журналисты, соперники, даже многие болельщики других клубов, в том числе таких именитых, как «Спартак» и ЦСКА. Они не скрывают, что ждут возвращения «Ротора» в элиту, признавая, что для них было за честь соперничать с волгоградцами, приезжать к нам в город на гостевые матчи. Следует помнить, в элиту нельзя возвращаться на миг, нужно приходить всерьез и надолго. Выстроить все так, чтобы не быть калифами на час. К сожалению, за последние 10 лет очень многое было упущено, очень многое развалилось. Сейчас у «Ротора» нет материально-технической базы, необходимой, чтобы достойно играть на столь высоком уровне, нет источников, готовых предоставить необходимые объемы финансирования. Нынешнюю команду мы собрали с прицелом на выход в Премьер-лигу. Но давайте не будем спешить, надо решать задачи по мере поступления. Сейчас команда только сыгрывается, формируется коллектив. Повторюсь, главная цель «Ротора» сегодня – стараться добиться победы в каждом матче, чтобы порадовать своих болельщиков.

Фото: Видео Марата ЖАМАЛДИНОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter