200 км по бездорожью: волгоградцы вывезли тяжелый маршрут, на который не решились бы и профессионалы

В награду они получили несколько удивительных дней на соленых озерах

Поделиться

Волгоградские туристы водрузили победный флаг на озере Баскунчак

Фото: Павел Мирошкин

Как мы вам уже рассказывали, четверо наших земляков рискнули отправиться в двухдневный автотрип по бескрайним степям и устроить себе невероятное приключение. Анна, Павел, Вячеслав и Петр не просто проехали добрую половину Волгоградской и Астраханской областей, но и попытались разгадать главную загадку трех солёных озер.

— Совершить столь захватывающее путешествие выходного дня — мечта многих. Мы счастливы, что нам выпал шанс совершить такой автопробег и увидеть своими глазами красоту природы нашего края. Мы прошли больше 700 километров по бездорожью, мчались по бескрайней волжской степи, наблюдали за жизнью местной флоры и фауны и посетили места, в которых не бывал ни один путешественник. 

Озера пустили нас к себе в гости, раскрывшись всей своей неземной красотой. Признаться, мы бы вряд ли «выжили» в этой пустыне без надежного товарища — ГАЗ Соболь 4х4, которого мы целым и невредимым смогли вернуть официальному дилеру ГАЗ — автоцентру ГАЗ АГАТ. На нашем «Соболе» мы смогли безболезненно пройти все песчаные долины Приэльтонья, выбраться из соляного плена на берегу озера Булухта и найти путь в бескрайней и очень коварной волжской степи по дороге на Баскунчак.

Видео: Петр Лукашин

Когда мы только собирались в наше путешествие, механики автоцентра ГАЗ АГАТ говорили, что это не машина — а просто зверь, даст фору любой иномарке. Дизельный двигатель, 120 лошадиных сил и полный привод. Наша машина буквально творила чудеса — не глохла даже на высоких оборотах в песках и с легкостью перепрыгивала распаханные борозды в степи. Автосалон ГАЗ АГАТ отлично позаботился о полной боевой готовности нашего транспорта.

Еще в городе проложив маршрут к финальной точке — озеру Баскунчак, мы были в легком ужасе — нам предстояло пройти около 200 километров по абсолютному бездорожью. Слева Казахстан, справа — уже знакомый космический полигон Капустин Яр, а впереди — только степь и неизвестность. Кое-где на карте вырисовывалась вполне приличная грунтовка, но ненадолго. Вряд ли даже самый новомодный внедорожник был бы способен принять такой вызов.

Добравшись до поселка Нижний Баскунчак, мы были буквально по уши в пыли. При виде нас местные жители оглядывались и даже показывали пальцем, мол, откуда они такие. Сил у нас оставалось очень мало, сказывалось влияние соленых озер и жуткая жара. Не повторяйте наших ошибок, берите как можно больше пресной воды — даже если вам покажется, что вы взяли слишком много, положите в багажник еще пару бутылок, а лучше баклажек. Купить их по дороге будет просто негде.

На Баскунчак нам удалось попасть только в сопровождении сотрудников природного парка. Пытаться проехать на озеро самостоятельно — бесполезно, территория считается заповедной, и путь сюда для машин закрыт шлагбаумом. Но вокруг есть много стоянок, где можно оставить автомобиль и прогуляться пару километров по солончаку к местам для купания. Здесь же за пределами озера установлены душевые кабины, где можно смыть с себя соль, правда, не бесплатно — за 25 рублей. Вокруг много кафе и предложений остановиться на ночлег — в общем место даже слишком туристическое. Летом Нижний Баскунчак превращается в маленький курорт, и хозяева квартир в пятиэтажках сдают свое жилье приезжим, получая неплохую прибавку к зарплатам и пенсиям. Но хребет местной экономики — не лечебные процедуры и не отдых на пляжах соленого озера. Главное в этих краях — добыча соли.

За все время нашего путешествия по озерам Баскунчак предстал пред нами как самое большое, белое и бескрайнее соленое «море» — более десяти километров в ширину и почти двадцать в длину. Озеро похоже на огромное промышленное предприятие — по берегам процветает туристический бизнес, а на самом солончаке повсюду ведется соледобыча. На каждом шагу встречаются деревянные столбы, отмеряющие сектора разработки.

Как рассказал наш гид, поверхность озера Баскунчак — это, по сути, вершина многокилометровой подземной соляной горы. Этакая огромная солонка, которая щедро осыпает своими запасами всю страну. Этим астраханским соляным бизнесом управляет оренбургская компания «Руссоль», объединяющая три самых крупных российских месторождения — в Нижнем Баскунчаке, Соль-Илецке под Оренбургом и городе Усолье-Сибирское Иркутской области.

Соль с Баскунчака выбирают тысячами тонн в день

Соль с Баскунчака выбирают тысячами тонн в день

— Баскунчак сильно отличается от всех увиденных озер. Здесь есть места, где можно искупаться, а местная соль — это почти стопроцентный хлорид натрия. Ощущения потрясающие — лежишь на воде и не тонешь благодаря высокой концентрации минерала. В этой воде — примерно 300 граммов соли на литр. Не вода, а рассол. Его называют «рапа». В ней нет никакой живности — ни рыбы, ни рачков. Даже водорослей здесь нет. Через несколько минут после того, как выйдешь из воды, раздраженная солью кожа начинает неприятно зудеть. Поэтому нужно брать с собой воду в бутылках, чтобы сразу смыть с себя соляной налет.

На Баскунчаке куда ни посмотри — везде промышленный сектор. Вот, на горизонте виднеется еще один карьер — гипсовый — немецкой компании КНАУФ. Посреди него находится красивейшее «Мраморное озеро», возникшее на месте бывшей разработки. Сюда раз в год пускали купаться туристов. Но нам попасть на него так и не удалось. По словам охранников, озеро и вся территория предприятия закрыты для посторонних глаз уже два года и даже туристов сюда больше не пускают.

Куда ни глянь, на Баскунчаке везде соледобыча

Куда ни глянь, на Баскунчаке везде соледобыча

От посещения Баскунчака мы остались в легком недоумении. С одной стороны, территория здесь заповедная — даже на машине не проедешь, а с другой — процветает промышленная разработка соли, проложены рельсы для солекомбайна и вагонов прямо по озеру. Так здесь было и сто лет назад. И пока тысячи источников несут наверх соль земли и баскунчакское месторождение богато гипсом, видимо, мало что изменится.

Местная соль тверже камня

Местная соль тверже камня

Венчает этот промышленный пейзаж местная достопримечательность — гора Большое Богдо. Она удивляет не только своим существованием — ведь это единственная гора в Астраханской области и самая высокая точка Прикаспийской низменности, но и своей необыкновенной окраской — одна сторона отливает на солнце багряным цветом. Этот необычный оттенок связывают с высокой концентрацией металлов. Но у буддистов есть на этот счет своя легенда, и они считают это место священным. Они верят, что Богдо освящена Далай Ламой, и приходят ей поклоняться.

— Соленые озера имеют свое влияние на людей. Они как живые организмы, с собственным характером и обликом. При встрече с ними сначала захватывает дух от окружающей тебя красоты и необычности пейзажей, но немногим позже эйфория может в считанные часы перейти в глубокую депрессию и, как нам рассказывали местные жители, даже панические атаки. Объяснить этот эффект до сих пор никто не может. В этом, наверное, еще одна загадка этих краев.

Покидая Баскунчак, волгоградцы жалели, что не увидели всех красот озера — легендарные пещеры, родники, туристические маршруты заповедника, а главное — вершину горы Большое Богдо. Местные жители уверены, что именно с нее открывается незабываемый вид на всю Прикаспийскую низменность.

— Обратную дорогу мы проложили прямиком в Волгоград по трассе через Ахтубинск. 400 км — и на месте. Перед таким финальным броском заправились на АЗС «СГ-Трейдинг» — верим качеству их топлива, к тому же эти заправки часто встречаются не только по Волгоградской области, но и в соседних регионах. Решили не рисковать (наслышаны о контрафактном топливе на приграничных с Казахстаном территориях), заправились и подкрепились свежей выпечкой и горячим кофе, о котором мечтали последние два дня — дорога предстояла неблизкая, — говорит Анна.

Заправились на дорожку на АЗС «СГ-Трейдинг»

Заправились на дорожку на АЗС «СГ-Трейдинг»

По клиентской карте, которую выдают на АЗС каждому клиенту, нам удалось даже ощутимо сэкономить — скидка 4%, а если заправляться здесь постоянно, то можно получить премиум-карту на 6%. Удобно, учитывая что «СГ-Трейдинг» — это одна из немногих компаний, где можно заправиться не только дизелем, но также бензином и газом. Большинство АЗС этого бренда уже прошли переход на «голубое топливо».

Пока заправляли нашего «Соболя», я поймала Wi-Fi сигнал и наконец-то поделилась первыми фото с друзьями<i class="_">&nbsp;</i>

Пока заправляли нашего «Соболя», я поймала Wi-Fi сигнал и наконец-то поделилась первыми фото с друзьями 

Дальше ехали без остановок. За окном была глубокая ночь, когда мы увидели огни Волгограда. Это значило, что мы это сделали — ровно за два дня посетили все соленые озера, узнали несколько десятков местных легенд, познакомились с культурой и достопримечательностями этого края и даже раскрыли пару его загадок. Возможно, наше приключение вдохновит всех повторить его своими силами уже в ближайшие летние выходные. 

А мы планируем новые приключения — делитесь в комментариях, о каких местах нашего края вам было бы интересно узнать!

Партнерский проект

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
гость
17 июл 2019 в 23:35

по этому маршруту прошёл исследователь Паллас , поэтому и Палласовский район

Гость
18 июл 2019 в 12:26

На ютубе есть видео? А когда будет?

Гость
18 июл 2019 в 12:08

Спасибо огромнейшее за материалы. В Эльтоне мы были, надо теперь в Нижний Баскунчак. Это поменьше денег.