Жизнь молодой волгоградки в один момент разделилась на «до» и «после». «До» — счастливая жизнь, планы на будущее, учеба, работа, замужество, дети… «После» — страшный диагноз: «Опухоль мозга. Неоперабельная». И ежедневная борьба. Не столько за жизнь, сколько с системой, в том числе — системой здравоохранения Волгоградской области, добиться от которой жизненно важного лечения или обследования можно лишь чудом.
— В один далеко не прекрасный день врачи мне озвучили приговор — неоперабельная опухоль мозга, — рассказывает волгоградка Татьяна (имя изменено по просьбе героини публикации. — Прим. ред.). — Три раза мне делали лучевую терапию в столичных клиниках. Первое вмешательство с помощью гамма-ножа было в НИИ нейрохирургии имени Бурденко еще в 2009 году. Тогда это еще не входило в квоты, выделяемые на высокотехнологичное лечение. Но что делать? Или деньги, или жизнь. Оббегали все в Волгограде, никто мне помочь здесь не смог, оформили кредит и поехали в Бурденко.
Прошло время. Татьяна научилась жить со своей болезнью, дважды в год делая контрольные снимки, чтобы отслеживать любые изменения опухоли. Но, как оказалось, сделать это в Волгограде не так просто.
— По заключению НИИ имени Бурденко, мне нужно делать снимки головы два раза в год, наблюдать за развитием опухоли в динамике, — продолжает женщина. — С этим МРТ — особые трудности. Процедура занимает порядка 40 минут, а врачи института Бурденко, зная, как в регионе делают МРТ, пишут рекомендации — в каких проекциях, с каким количеством срезов нужны снимки. Да и сами аппараты нужны высокой мощности, позволяющие делать самые тонкие срезы. В Волгограде таких всего два — в центре МИБС ЛДЦ, который остался только в Красноармейском районе, и в областной больнице. Снимки должны делаться бесплатно. По полису ОМС. За все время болезни бесплатное направление я получала только дважды. Остальное — за деньги. Порядка 10 тысяч рублей. Порядок обычно такой — прихожу заранее, где-то за месяц, прошу поставить на очередь, снимки записываю на диск и отправляю по электронной почте лечащему врачу. Если надо — еду сама. Он уже сам делает заключение. Потому что волгоградским врачам нет никакого доверия. Они просто не могут прочитать снимки — копируют старое заключение, мол, все без изменений. И счастливо, не болейте.
Осенью 2020 года подошел срок очередного обследования. В этот раз Татьяна пришла в больницу за месяц, записалась, как положено. В ответ — тишина. Позвонила в поликлинику, мол, когда ехать и куда? Хотя бы примерно. То, что она услышала в регистратуре, ее шокировало:
— Понимаете, у нас коронавирус, люди своей очереди ждут по 3–4 месяца… Так что… — вспоминает женщина. — Я поехала в свою привычную клинику, где всегда делала исследование, в Ворошиловский район, на Елецкую. Меня записали без проблем. Но тут же огорошили — оплата только наличкой. Вернуть налоговый вычет в таком случае будет проблематично, ну да ладно. Готовлю деньги. Звонок: «Извините, ваш прием переносится на две недели». Потом еще звонок — опять перенос. Мол, вас таких много, а нас мало. Клиника, кстати, до сих пор не работает. По слухам, у них какая-то война с конкурентами. По сути, томографов необходимой мне мощности осталось два — в Красноармейском районе в частной клинике, и в областной больнице.
А потом я увидела публикацию, что в Волгоградской области резко улучшилось качество онкологической помощи. И тут меня, что называется, «бомбануло». Я позвонила в свою страховую компанию, объяснила им ситуацию. Там пообещали разобраться, в итоге позвонили и сказали, что найти «концы» моей очереди в поликлинике им удалось с большим трудом, что меня поставили в очередь на КТ, но в связи с эпидобстановкой ситуация очень сложная, придется подождать, как очередь подойдет — сообщим. Я. Которой нужно МРТ. Стою в очереди на КТ, которое в случае с моим заболеванием малоинформативно. Но самое что интересное — когда я попросила письменный ответ, мне отказали на основании, внимание, закона «О персональных данных». Моих же! Мне!
В региональном комитете здравоохранения тем временем заявили, что порядок назначения процедур не изменился, а вот время ожидания действительно выросло:
— В Волгоградской области как в государственных, так и в частных медицинских организациях установлены современные аппараты КТ и МРТ, позволяющие проводить исследования головного мозга надлежащего качества, — заявили в облздраве. — Специалисты, работающие по данному направлению, прошли необходимую подготовку, курсы повышения квалификации и в полной мере владеют методикой проведения исследований и анализа полученных данных. Порядок назначения этого вида исследований не изменился. К увеличению сроков ожидания для пациентов, проходящих плановое обследование головного мозга, привело значительное увеличение числа обследований органов дыхания, выделение ряда аппаратов только на больных с подозрением на COVID-19.
История закончилась более-менее хорошо. Женщине дали направление в областную больницу, обещали поставить на нормальную очередь. На следующий день она без всяких проблем получила направление на МРТ.
— Нейрохирург долго не понимал, в чем проблема и почему мне не могли дать направление, — подытожила Татьяна. — Видимо, просто не хотели. Я прекрасно понимаю людей, которые бьются за своих детей с привлечением всех возможных ресурсов. Мне, можно сказать, повезло. Но так везет, к сожалению, далеко не всем.