17 октября воскресенье
СЕЙЧАС +12°С

«Коварство в том, что нарушения проявляются не сразу»: профессор рассказала, как спасти мозг от дегенерации в Волгограде

Ольга Курушина предостерегает — нейродегенеративные заболевания неизлечимы и готовиться к ним надо с молодости

Поделиться

Профессор Ольга Курушина

Профессор Ольга Курушина

Поделиться

Если трудно сконцентрироваться, если не получается сказать то, что хочется, вы столкнулись с первыми признаками болезни Альцгеймера. Именно это заболевание влияет на когнитивные способности человека и приводит его к полной беспомощности. Как заставить свой мозг работать? Можно ли остановить процесс разрушения нейронов? В каком возрасте следует задуматься о профилактике старческого слабоумия? Об этом в очередной серии проекта «Позовите профессора!» рассказывает заведующая кафедрой неврологии, нейрохирургии, медицинской генетики ВолгГМУ, доктор медицинских наук Ольга Курушина.

Наши возможности по общению с окружающим миром и с окружающими людьми — это наши когнитивные способности. То есть это наше мышление, это наша память, это наша речь и это наша способность анализировать то, что мы видим и слышим. Вот эти самые когнитивные способности — это наша самая большая ценность как человека, как Homo sapiens, как человека разумного.

Но с годами в головном мозге начинаются атрофические процессы. И очень часто они становятся такими распространенными, что это начинает сказываться именно на наших способностях помнить. Человек, потерявший память, постепенно теряет способность быть человеком. Болезнь Альцгеймера — так звучит этот страшный диагноз.

Болезнь Альцгеймера относится к нейродегенеративным заболеваниям, которое начинается постепенно. Но скорость гибели нейронов в головном мозге растет. И из «большого» головного мозга у нас получается «маленький» головной мозг. Что сразу выходит на первый план? На первый план выходит нарушение памяти.

Если мы говорим о нарушениях памяти то, в первую очередь, это способность не только запоминать новую информацию, но и воспроизводить ту, что уже была получена. Наш мозг умеет многое. Наш мозг умеет находить обходные пути. Но именно возможности сложить в память ценные воспоминания, а потом извлечь их тогда, когда надо, — одна из ключевых особенностей мозга. При болезни Альцгеймера пациент постепенно начинает терять возможность вынуть из памяти то, что ему нужно. Эти нарушения памяти являются постоянными. И они, что самое страшное, появляются не в один день. Они начинаются подспудно, потихонечку. В этом и заключается коварство нейродегенеративного заболевания.

Если появились проблемы с памятью, если появились проблемы со способностью сконцентрироваться, если начали выпадать слова, которые хочется сказать, то это значит, что начался постепенный нейродегенеративный процесс. В основе болезни Альцгеймера лежат деменции — когда сначала у человека были хорошие когнитивные способности, а потом он их начал терять.

И начинается «спуск c горки». Он идет сначала постепенно, а потом, на фоне какого-то процесса или просто без всякой причины, начинается падение. В этом и есть коварство нейродегенеративного заболевания. Очень важна высота вот этой «горочки», с которой спускается пациент. Человек, который знает очень многое и постоянно использует свои способности к мышлению, постоянно чему-то учится и употребляет какую-то новую информацию, он всегда будет спускаться с этой «горки» чуть дольше, чем человек, который не напрягает свой мозг. Это называется «гипотеза когнитивного резерва».

Вот этот самый когнитивный резерв, вот эта самая «горка», с которой спускается человек, очень-очень важны. Причем закладывается этот когнитивный резерв еще в молодости. Британские ученые установили, что те люди, которые писали школьные сочинения по английской литературе на отлично, в старости гораздо реже, практически на 50%, страдают болезнью Альцгеймера. Тогда был сделан вывод, что изучение английской литературы в молодости положительно влияет на когнитивные способности.

Когда мы говорим о том, как нам удержать свои способности, что надо сделать, чтобы этот «спуск» не был таким резким или хотя бы растянулся на многие-многие годы, очень важно помнить: чем больше наш мозг тренируется, тем лучше человек живет. Мозг надо беречь не ограничением от избыточной нагрузки, а постоянным изучением чего-то нового. Это помогает мозгу вырабатывать новые нейронные связи и служит лучшим защитником от всех когнитивных проблем. Человек даже в старости способен жить активно, полноценно и с полноценной памятью.

Надо понимать что мозг, как и мышцы, точно так же можно натренировать. И точно так же он расслабится, если его не трогать. Когда мы ходим в спортзал и занимаемся там спортом, то наши мышцы находятся в тонусе. Но попробуйте не позаниматься месяц-два. Мышцы теряют тонус, тело теряет спортивные очертания, и всё идет насмарку. То же самое с мозгом. Тот мозг, который постоянно работает и включается в какую-то новую деятельность, живет лучше, дольше и полноценнее.

Что можно посоветовать из когнитивных тренировок? Это, конечно, изучение языков. Если человек по профессии не связан с изучением языков, то это может быть игра на музыкальных инструментах. И не надо думать, что уже совсем поздно учиться. Вспомните, что Сократ за четыре дня до казни начал учиться играть на флейте. Его спрашивали: «Зачем ты это делаешь? Ты же не достигнешь больших успехов!» Он отвечал — зато эти дни я проживу хорошо и полноценно.

Изучение какого-то нового направления, новые занятия — танцами, музыкой, историей искусства — это то, что включает не только формирование новых нейронных связей, но и затрагивает эмоции. Абсолютно бессмысленно просто учить стихи, тем более которые могут категорически не нравиться, или пытаться запомнить какие-то номера.

А если пожилой человек учит эти стихи вместе с внуком и получает удовольствие от общения, тогда это принесет пользу. А если он просто зазубривает строчки, которые ему самому в общем-то не очень по душе, или запоминает механически ряды цифр, то на мозг никакого положительного впечатления это не произведет.

И, конечно, фармакотерапия. В настоящее время, к сожалению, нет ни одного препарата, который мог бы остановить это прогрессирующие нейродегенеративное заболевание. Но у нас есть определенные фармакологические средства, которые могут задержать развитие процесса и которые могут улучшить когнитивные способности на этапе, где нам еще есть что спасать. Поэтому очень важно вовремя обратиться к неврологу. Очень важно правильно поставить диагноз. И очень важно как можно раньше начать и немедикаментозную терапию, и фармакологическую поддержку.

С деменцией, болезнью Альцгеймера или, как, часто упрощая, говорят, «старческим слабоумием» во всем мире сталкиваются миллионы людей. Волгоград не исключение. Коварство этой болезни в том, что люди в одночасье перестают узнавать своих детей, внуков и даже супругов или забывают путь домой. Корреспонденты V1.RU рассказывали историю трех волгоградских семей, в которых сейчас живут дементные больные.

По теме (13)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК7
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Нравится смотреть видеолекции о здоровье и борьбе с болезнями? Подпишись на статьи по этой теме и получай их по почте
Загрузка...
Загрузка...