Андрей Бочаров назвал глупостью право Минкульта РФ утверждать объекты культурного наследия в регионах. По мнению губернатора Волгоградской области, принимать судьбоносные решения в отношении исторических зданий могут с легкостью и на местах. Главу региона не устраивает факт, что всю область «непонятно зачем сделали культурным наследием».
Публичными размышлениями об объектах культурного наследия Андрей Бочаров разразился сегодня, 29 января, на станции Сарепта, куда приехал открывать памятник железнодорожникам. Пост с видеозаписью к вечеру опубликовал телеграм-канал «100% Волгоград».
— Нередко бывает, что во время поездок Андрея Бочарова жители подходят к губернатору и просят найти решение, — сообщили авторы канала. — Сегодня главе региона рассказали о старом заброшенном доме, который нависает над детской площадкой и угрожает безопасности детей. Но местные власти ничего не могут сделать, потому что кто-то когда-то присвоил статус объекта культурного наследия этому и ему подобным домам.
Поводом для выступления волгоградского губернатора послужило обращение трех активных волгоградок, которые пожаловались на заброшенное здание. По словам женщин, бывшая школа на улице Арсеньева, 48 (со слов волгоградок, это, правда, обычный дом. — Прим. ред.), она же объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки поселка железнодорожной станции Сарепта» 1899 года постройки, мешает безопасности играющих на площадке детей.
— Вот такие развалины у нас. Это дом 50-х, — пожаловались волгоградки, показывая фотографии в телефоне.
Посмотрев на снимки, губернатор изумленно вскинул брови:
— Там кто-то живет, что ли?
— Нет. Там никого нет. Но тут детская площадка.
— И он является культурным наследием?
— Да.
— И снести его невозможно?
— Невозможно.
— Вся Волгоградская область почему-то, это я не знаю, еще лет 10–15 назад всё внесли в культурное наследие, которое убрать невозможно. И вот сегодня мы как раз выходим, чтобы дали нам право принимать решение, какое это наследие. Для того чтобы вывести это, необходимо сделать постановление Правительства Российской Федерации. Вы представляете? В Сарепте или еще где-то — через Правительство России! Это глупость абсолютная. Это решение должно быть наше. Нужно сделать таким образом, чтобы нам культурное наследие, которое региональное, дали нам право принимать решение. По изменению статуса. Экспертизы проведем, жителей соберем. Они сами скажут. Прекрасно сейчас показали дом. Там не восстановишь, ничего не сделаешь. Только сносить надо.
Председатель Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников склонен считать, что Андрей Бочаров отдаленно знаком с количеством объектов культурного наследия в регионе. По словам общественника, их во всем Волгограде по одному на каждые шесть квадратных километров.
— Начнем с того, что бывшая школа на улице Арсеньева — довольно хорошо сохранившееся здание. Да, там нет кровли, но стены очень хорошо сохранились, — говорит Валерий Котельников. — По поводу идеи отдать право регулировать перечень объектов культурного наследия в регионы: слава Богу, что этого не сделано. Какие эксперты в регионах этим будут заниматься? Давайте еще на региональном уровне будем решать, какой должен быть уровень образования? Таких зданий, как на Арсеньева, в Волгограде осталось всего 150 штук: вместе со Старой Сарептой, станцией Сарепта. Одно такое здание на шесть квадратных километров площади города. То есть у нас, по сравнению с другими городами, вообще нет ничего.
Слова насчет «всей Волгоградской области» губернатора Валерию Котельникову показались не менее громкими.
— Объекты культурного наследия, памятники архитектуры, у нас находятся только в Волгограде, Волжском, Дубовке и Камышине. Я не говорю о культовых, только о бытовых зданиях. В прошлом году одно здание мы выявили в станице Клетской. В Урюпинске нет ни одного памятника архитектуры, там только памятники истории.
Предложение Андрея Бочарова снести бывшую школу на Арсеньева, уверен Котельников, недальновидно. Общественник приводит в пример опыт других регионов.
— Снести — это простейшее, что можно сделать. Я так думаю, что Андрею Ивановичу просто некому подсказать, что с этим делать. Почему в других регионах таким зданиям дают вторую жизнь и делают на этом большой пиар? Посмотрите, что за последний год произошло в Нижнем Новгороде, где собирались сносить Стрелку на излучине реки. Не снесли и в итоге там проводят международные оперные фестивали. Туда валом валят туристы. Ну снесли бы они? Чтобы там построили очередной микрорайон и искали бы покупателей на пустующие квартиры? Извините, но нужно немножко прикладывать голову. Не знаете, что с этим делать? Спросите у профессионалов! Просто спросите! Они знают, что делать, они могут сослаться на примеры других городов. Тот же Нижний, тот же Томск, ту же Казань. Все можно легко восстановить.
Валерий Котельников напоминает Андрею Бочарову о его же распоряжении 2019 года, благодаря которому можно было бы возродить заброшенную школу.
— Прекраснейший пример: распоряжение, подписанное Андреем Ивановичем летом 2019 года, о льготной арендной плате для арендаторов, которые арендуют областное имущество — объекты культурного наследия. Там замечательная льгота. Там выгодно вкладывать деньги в объекты культурного наследия, чтобы потом платить меньше за аренду. Почему бы это все не применять на практике.