В начале января вступает в силу закон об ответственности чиновников за оскорбление граждан. Документ опубликован на официальном портале правовой информации 30 декабря и вступает в силу через 15 дней с момента опубликования.
Как следует из текста документа, статья 5.61 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает весьма серьезный размер штрафов для чиновников, которые допустили «оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей)».
Предполагается, что если чиновник сделает так, что посетитель оскорбится, то на первый раз государственный или муниципальный служащий получит штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей, или же будет дисквалифицирован на срок до одного года. В случае же, если будет допущено повторное правонарушение, то чиновнику грозит уже штраф от 100 до 150 тысяч рублей и дисквалификация на срок до двух лет.
Скандалов с чиновниками в Волгограде в недавнем прошлом не было, однако отличился теперь уже бывший депутат Волгоградской областной думы — экс-руководитель ООО «Газпром трансгаз Волгоград» Гасан Набиев имел неосторожность назвать волгоградцев, получающих пенсию в восемь тысяч рублей, тунеядцами и алкоголиками.
К столь резким заявлениям депутата, миллионера и единоросса подтолкнули высказывания его коллеги Михаила Таранцова, сообщившего, что реальный прожиточный минимум в регионе уже достигает 20 тысяч рублей. При этом власти Волгоградской области установили этот уровень всего в 8,5 тысяч рублей. Сразу после этого депутат-единоросс Набиев и разразился своей скандальной тирадой.
— Ихние пенсии [сварщиков, слесарей], которые созданы были с тех годов [советских], получают тунеядцы и алкаши, — заявил народный избранник. — Я из вас самым крупным руководителем был, у которого на предприятии работали около шести тысяч человек. Спросите у сотрудников, которые работали у нас. У них ведь пенсия не семь и не восемь тысяч. Гораздо выше. Это, как мы говорим, минималка. А у них 16, 17 тысяч. У некоторых и 20 тысяч рублей — у рабочих, которые трудились на станках, были сварщиками и слесарями.
Скандальное высказывание в итоге стоило депутату мандата. Гасан Набиев добровольно подал заявление о сложении полномочий. Оно было удовлетворено.
А в 2004 году еще один экс-депутат Волгоградской областной думы Ангар Полицимако обрушил на голову главы администрации Светлоярского района Александра Караулова увесистый том Гражданского кодекса в твердом переплете.
Впрочем, действующие депутаты уверены, что закон в том виде, в котором его задумали авторы, работать не будет. Наоборот, вызовет лишь волну злоупотреблений со стороны не совсем честных на руку волгоградцев.
— Закон, на самом деле, опасный, — считает депутат Волгоградской областной думы Александр Осипов. — Судебной практики по нему нет. И часто бывают случаи, когда представляют какое-то видео с выдернутыми из контекста фразами, не позволяющими оценить ситуацию в комплексе. И из-за этого кажется, что чиновник, допустим, кого-то оскорбил. Очень часто ко мне на прием граждан приходят люди, уже «заточенные» на скандал. С вопросом, который невозможно однозначно решить здесь и сейчас. Например, человек залез в долги и создал сам себе проблему. Он уже в контексте ситуации неадекватен, но пришел с записывающим устройством и начинает провоцировать депутата, чиновника на конфликт. Естественно, разговор происходит на повышенных тонах, и это может быть представлено в качестве доказательства в пользу гражданина. Но на самом деле при оценке обстоятельств можно убедиться, что чиновник, скажем, был спровоцирован. Зачастую муниципальные или государственные служащие, выезжающие на территории, депутаты, работающие на округах, работают в силу обстоятельств с неопределенным количеством граждан. В это время может возникнуть любая ситуация. Например, люди начинают чего-то требовать. У меня был случай, когда на собрание, я его проводил вместе с главой администрации, пришли 200 человек. Люди начали между собой спорить, спор перерос в скандал. Потом он был погашен, но длилось это всё час. Если представить из этого двухминутное видео, то может показаться, что идет какая-то схватка.
Депутат уверен, что закон будет играть на руку юристам и профессиональным сутяжникам, которые будут провоцировать чиновника на скандал.
— Доказать оскорбление, боюсь, не всегда получится, — продолжает депутат. — Закон должен пройти серьезную обкатку на правоприменение. Лично мне непонятно, как будет доказываться оскорбление. Показаниями свидетелей? Например, группа телевизионщиков ворвалась к мэру какого-нибудь маленького городка и начинает его провоцировать на скандал. Он отталкивает камеру. На мой взгляд, это провокация и виноваты в ней телевизионщики. Та же ситуация с Набиевым. Он говорил вообще о другом. Он не хотел никого оскорблять, я вас уверяю. Речь шла о том, что те люди, которые пьянствовали, не должны получать пенсию и пособия такие же, как те, кто честно и добросовестно трудился всю жизнь. Это было воспринято как какое-то оскорбление. Нужно разбираться, что человек имел в виду, каким образом он это произнес, в каком контексте. Это достаточно сложно. На этом будут играть определенные люди, которые на этом зарабатывают. Будет создаваться огромное количество организаций, как в свое время было — по защите прав потребителей, которые будут просто ходить и вымогать деньги. А, сейчас спровоцируем чиновника, он попадает под штраф, давайте его кошмарить. Я бы не стал сейчас радоваться этому закону, потому что у нас и так проблемы с кадрами, особенно в муниципальной службе. Люди в поселениях, селах, зарабатывают 11–12 тысяч рублей, при этом на них лежит огромная нагрузка. И не всегда они могут решить проблему человека. Просто потому что на это у чиновника из поселения нет полномочий. Поэтому я бы очень хотел, чтобы мы этот закон применяли не в ущерб государственной и муниципальной службе. А то сейчас всех пересажаем, а кто работать будет? Гражданин думает, что если чиновника сейчас накажем, это будет очень хорошо. Но, по моим оценочным суждениям, вороватых чиновников процентов 10 от силы. Остальные — добросовестные клерки среднего звена, которые звезд с неба не хватают, получают очень скромную зарплату и выполняют огромный объем работ. Нужно публичное обсуждение этого закона и особенно — его правоприменения. Иначе вместе с водой можно выплеснуть и ребенка.
Экс-первый заместитель губернатора Волгоградской области, а ныне — спикер Волгоградской областной думы Александр Блошкин согласился пообщаться с корреспондентом V1.RU по поводу закона о наказании чиновников и его перспектив, но лишь после Нового года.
Фермер из Иловлинского района Андрей Прошаков уверен, что людям нужен не этот закон, а отсутствие социального расслоения в обществе в первую очередь.
— Этот закон работать не будет, иначе после его опубликования мы останемся без чиновников, — считает Андрей Прошаков. — Что, если не унижение — отсутствие на сельской территории аптек и медицинского обслуживания? Я могу сразу, экспромтом, привести еще пяток аналогичных примеров. Можно ли считать оскорблением приоритет детей сотрудников силовых структур при поступлении в специализированные учебные заведения? Почему наших детей, не сотрудников органов, считают недостойными этих вузов? Закон, получается, какой-то популистский, который хочет показать, что чиновники о нас заботятся. Так мы же их должны с утра пересажать всех или оштрафовать! Не нужно нам его, дайте равные условия жизни. В медицине, в социальной сфере и так далее. А закон этот — очередная профанация и популизм в стремлении показать заботу о населении.