СЕЙЧАС +20°С
Все новости
Все новости

Центральная набережная: выбираем проект реконструкции

В Волгограде продолжается конкурс проектов комплексного развития территории набережной имени 62-й Армии. Выбор лучшей концепции еще впереди: жюри вынесет решение, учитывая мнение горожан и специально созданного экспертного совета. А пока 34Metra.ru предлагает читателям подробно ознакомиться с каждым из видений «набережной будущего» и узнать, что думают о проектах волгоградские специалисты.

Проект №1: увеличить притягательность

Поделиться


Первым проектным предложением, как, впрочем, и другими проектами, предусмотрено благоустройство территории набережной в границах реки Волги, улицы имени Маршала Чуйкова, створа улицы Краснознаменской и мостового перехода через Волгу. В своем варианте реконструкции разработчики обещают учитывать сложившийся ансамбль города-мемориала.

Для максимального сохранения открытых видов на реку и с реки на набережную основные объекты нового строительства расположены на нижней террасе. Так, предлагаются к размещению двухэтажный торгово-развлекательный центр с двухзальным кинотеатром, рестораном и кафе в створах улиц Комсомольской и Порт-Саида; трехэтажная гостиница с выставочно-демонстрационным залом, рестораном и кафе на первом этаже в створах улиц Порт-Саида и Гагарина; светомузыкальный фонтан с прогулочной зоной и сквером с площадкой для проведения культурно-массовых мероприятий на продолжении улицы Гагарина; яхт-клуб в створах улиц 13-й Гвардейской и Пражской.

Поделиться

Также предполагается размещение комплекса жилых домов с объектами социальной инфраструктуры и парковкой на свободной территории юго-восточнее пересечения улиц 7-й Гвардейской и 62-й Армии. В парковой зоне перед мостовым переходом через Волгу по проекту появится кафе с площадкой отдыха. На газонах с двух сторон от существующей эстрады предлагается установить трансформируемые экраны для видеотрансляций. На откосах с двух сторон центральной лестницы волгоградцам предлагаются амфитеатры с использованием природного камня и дерева для размещения зрителей. Территория нижней террасы по проекту будет освобождена от стихийно возникших объектов обслуживания, а размещение построек, пристроек и других элементов речного вокзала будет упорядочено.

Территорию, занятую под аттракционы, планируется освободит, и предусмотреть на нижнем ярусе набережной прогулочную эстакаду. Не обошлось и без скульптурной композиции, посвященной странам-участникам антигитлеровской коалиции? – памятник собираются разместить в прогулочной зоне в районе памятника героям Волжской военной флотилии.

От верхней террасы к объектам, расположенным на нижнем уровне набережной, предусмотрены пешеходные эстакады со спусками в районе улиц Порт-Саида и Гагарина. В районе зданий управления водоканала и водокачки расположена парковка на 152 автомобиля, а к востоку от яхт-клуба размещена парковка на 99 автомобилей. Предусмотрены также дорожки для велосипедистов, места катания на роликовых коньках, скейтбордах, дорожки для занятий бегом.

Поделиться

«Проект сохраняет территорию набережной от застройки, – говорит исполняющий обязанности начальника главного управления архитектуры и градостроительства Волгоградской области Анатолий Еськин. – Несмотря на частичную реконструкцию лестницы и расширение места для проведения общегородских мероприятий капитальную застройку заводить сюда не планируется. Предложение, которое вызвало много различных мнений, – это размещение в районе стенки Родимцева яхт-клуба. Не знаю, чем авторы в данном случае руководствовались, но проектом предлагается именно это. К сожалению, концепцией не проработана прилегающая к мостовому переходу, там все оставлено так, как есть сегодня».

Экперты-архитекторы обнаружили в проекте множество недостатков.

«В моем личном рейтинге этот проект занимает последнее место, по нему возникает много технических вопросов, – поделился мнением известный волгоградский архитектор, член экспертной комиссии Александр Буров. – Так, на участке между 7-й Гвардейской и мостом зачем-то изогнули рокадную дорогу, а в зоне Комсомольского спуска размещены очень крупные объекты, по размеру сравнимые с зданием речного вокзала, что приведет к загромождению территории. Вызывают сомнение амфитеатры справа и слева от лестницы, а предусмотренное количество парковок не обеспечит нужное количество машиномест, учитывая количество объектов. Кроме того, я считаю, что ниже улицы Чуйкова жилья быть не должно, однако в проекте оно есть. Думаю, что проект очень сырой, хотя сыростью в той или иной степени грешит большинство представленных проектов».

Проект №2: разделение по функциям

Поделиться

Вторым проектом всю линию набережной от верхней до нижней террасы предложено разделить на несколько линий-террас, каждая из которых будет иметь свой статус и станет коридором для определенного маршрута. Проектируемая территория структуируется вдоль берега и перпендикулярно ему.

Продольная полоса разграничивается на несколько функциональных зон-полос: верхняя терраса (зеленые партеры, аллеи, летние кафе), склоны верхней террасы (зеленые рощи, тропы, кафе, крытые парковки и спортивно-зрелищный центр у мостового перехода), транспортный коридор (рокада, дублеры, парковки), различные здания с крышами-террасами, пешеходная эспланада и нижние береговые террасы, вмещающие зоны прогулок, кафе, велосипедных и роллер-маршрутов.

Поделиться

Поперечно проектируемая территория разделяется на четыре зоны. Первая – это ансамбль центральной лестницы, вторая расположится в районе улицы Комсомольской, третья зона – ансамбль панорамы «Сталинградская битва», а четвертая разместится между улицами Пражской и Землянского. При этом первую и третью зону авторы проекта относят к зонам минимального градостроительного вмешательства, а на второй и четвертой предполагают реконструкцию. Вторую зону займут объекты торговли и досуга, конгресс-центр и гостиничный комплекс с ресторанами, кафе, кинозалами, бизнес и фитнес-центрами, спортивными площадками и прочим.

В четвертной зоне предполагается построить комплекс кафе, трехуровневую парковку, музей водного транспорта, специализированные магазины, крупный спортивно-зрелищный центр, разместить озелененную террасу с трибунами и навесами.

Ориентировочная общая стоимость строительства – три милиарда 954,5 миллиона рублей.

Поделиться

«Важно, что сохраняется парадная часть, пропилеи и лестницы. Проект не предусматривает здесь никаких мероприятий, кроме восстановления, – говорит господин Еськин. – Предлагается довольно корректная застройка нижней террасы с минимальным количеством объектов, а основная застройка расположена между музеем-панорамой и насосной станцией. Авторы достаточно подробно проработали транспортную структуру, предложили сделать пересечение транспортных и пешеходных потоков в разных уровнях, а нулевую дорогу заглубили».

Поделиться

Эта концепция уже участвовала в более раннем конкурсе на реконструкцию набережной и с этого момента была изменена только в лучшую сторону.

«Это единственный проект, который выставлялся и в предыдущем конкурсе, а сегодня он представлен с минимальными исправлениями, – рассказал господин Буров. – Думаю, что это самый проработанный проект, в котором можно увидеть немало положительных моментов, для меня он – один из лучших среди представленных. Авторы распределили функции набережной по всей длине, а не сосредоточили их в центральной части. Не мешает восприятию набережной предусмотренное появление маленьких павильонов в зоне лестницы. Задумано организовать большое количество пешеходных переходов, что, конечно же, весьма удобно. А вот рокадную дорогу, на мой взгляд, можно было опустить раньше, еще до пешеходного моста и речпорта, полностью убрав из центральноый части набережной транспорт и оставив ее пешеходам. Минус, который хотелось бы отметить, это расположение многоэтажных корпусов между Комсомольским спуском и панорамой, причем функция зданий – закрытая».

Проект №3: освоение нового

Среди основных задач третьего проекта есть не только сохранение существующих функций набережной, но и активное освоение свободных ее территорий. Впрочем, разработчики проекта намереваются реконструировать и уже привычную для волгоградцев обстановку.

Поделиться

В частности, чтобы сделать подход к реке более удобным, предлагается реконструировать часть пропилей, а на прилегающей территории организовать автопарковку в нескольких уровнях с верхней прогулочной зоной. От речного вокзала до музея-панорамы «Сталинградская битва» обустоят парковую зону для прогулок, здесь возможно и размещение кафе, аттракционов и зон активного отдыха детей. Блоки кафе, закусочных и аттракционов также предлагается расположить на нижней террасе. Выход к воде планируется оборудовать декоративными тентами в виде парусов, которые летом будут создавать дополнительную тень.

Поделиться

«Участок набережной в границах улиц 7-й Гвардейской и моста через Волгу не обустроен, – уверены разработчики. – Однако ярко выраженный рельеф участка и интересный панорамный вид являются критериями привлекательности для инвесторов. На данной территории предлагается разместить многофункциональный комплекс, состоящий из двух частей. Первая часть – Инновационный центр, ориентированный на подрастающее поколение. Лекционные классы, лаборатории, множественные детские секции должны стать неотъемлемой частью комплекса. В верхней части свободного участка сложились все необходимые предпосылки для образования жилого комплекса».

Некоторые эксперты называют этот проект одним из худших на конкурсе.

Поделиться

«Для меня этот проект – на предпоследнем месте, – заявил Александр Буров. – В нем, конечно, есть и красивые вещи, но недочетов также немало. Территория, которая должна быть хоть как-то застроена, не проработата вообще, а некоторые участки, напротив, слишком загромождены – например, я считаю, что тентовые навесы такого размера совершенно не нужны. Идея парковки между склоном и речным вокзалом выглядит сомнительно, а предусмотренный проектом променад может «убить» очень красивый речной вокзал, который, кстати говоря, нужно привести в порядок. Пожалуй, единственный участок, не вызывающий особых нареканий – это часть от 7-й Гвардейской до моста. Но, по моему мнению, по верхней бровке лучше размещать какие-либо общественные объекты, а не жилье или объекты других приватных функций, ведь набережная – это достояние всего города».

Проект №4: единение с природой

Четвертый проект под названием «Живая параллель. Первая линия» позиционируется как уникальный проект создания первого в Волгограде пространства, созданного для человека. Идея проекта звучит как «Симбиоз города и реки, прошлого и настоящего, природы и человека» – создание экологически чистой, комфортной, современной, социально насыщенной и безопасной архитектурно-рекреационной среды, которая подчиняется природной доминанте, которой выступает река Волга.

По задумке авторов, вдоль нулевой продольной магистрали появится трамвайная линия, которую в перспективе планируется продолжить по всей набережной города. Планируется также и размещение двух пешеходных променадов с велосипедными дорожками – первый появится вдоль трамвайной линии и будет защищен от нее озеленением, а второй идет вдоль Волги, причем его ширина в случае ЧС позволит обеспечить проезд пожарных машин и спецтранспорта.

Поделиться

Среди объектов, которые появятся на набережной согласно четвертому проекту – кафе, ресторан, выставочный зал, павильоны, яхт-клуб и дебаркадеры. Одним из принципов концепции проекта является и создание жилой зоны, поэтому строительство домов на территории набережной также предусмотрено. Неподалеку расположится и спортивная зона с футбольным стадионом, баскетбольной и волейбольной площадками, теннисным кортом и скейт-парком. Все площадки планируется огородить защитным озеленением. Авторы проекта не оставили не замеченным потенциальное проведение ЧМ-2018 в нашем городе, запроектировав фан-зону вместимостью до 10 тысяч человек. Речной порт, отмеченный в проекте как ценный градостроительный объект, было решено сохранить.

Поделиться

«Основной акцент здесь делается на максимальном озеленении территории, увеличении парковых и прогулочных территорий, – говорит Анатолий Еськин. – Интересна и идея размещения плавающих объектов – дебаркадеров, которые могут расположиться в различных местах набережной, при этом, по сути, не занимая ее территории».

По словам специалистов, недостатки у проекта имеются, но работа над ним велась более тщательно.

Поделиться

«Проект сделан, на мой взгляд, более добротно, чем некоторые другие, – рассуждает господин Буров. – Но, конечно, без ряда вопросов не обходится и тут. В первую очередь бросаются в глаза проблемы с движением транспорта. На спуске с Краснознаменской движение будет совершенно невозможным без светофоров, нет и поворота в сторону речного вокзала. Не очень понятны парковочные карманы – да, сейчас рокада используется не столь активно, но в долгосрочной перспективе, когда дорога будет идти от Красноармейского района, она будет весьма нагружена, и парковочные карманы будут совсем не уместны. Представьте, что на большой скорости будут двигаться автомобили, а в это время из кармана будет выруливать другие авто. Помимо этого, смущает опять-таки появление громоздких объектов между водокачкой и панорамой, здесь должен быть более мелкий масштаб. Этот проект – в середине моего рейтинга».

Проект №5: два якоря

1

Поделиться

Концепция, представленная под номером пять, предполагает собой создание протяженной двухуровневой набережной от Центрального спуска до музея-панорамы «Сталинградкая битва» с организацией двух общественных пространств, функция которых завяжет на себе движение горожан и туристов на набережной.

Первым «якорем» является амфитеатр, представляющий собой городское многофункциональное пространство, предназначенное для проведения концертов и различных общественных мероприятий. Со ступеней амфитеатра, в центре которого расположена плоскостная светомузыкальная композиция, раскрываются виды на Волгу и набережную. Вторым «якорем», по замыслу авторов, является скульптурная композиция, посвященная странам-участницам антигитлеровской коалиции.

Поделиться

Между двумя центрами притяжения горожан и туристов вдоль Волги протянется набережная, образованная двумя дугами. На всем протяжении движения пешеходов набережная насыщена кафе, ресторанами, магазина­ми и различными многофункциональными круглогодичными объектами обслуживания населения. Пешеходная зона насыщена местами активного отдыха, велосипедными и роллерными дорожками, площадками для скейтбординга, местами для паблик-арта и молодежных субкультур. Ближе к мосту располагается зона общественно-деловой функции, которая включает в себя здание четырехзвездочной гостиницы и различные объекты делового назначения.

В долгосрочной перспективе концепция предполагает реконструкцию территории, расположен­ной в пойме реки Царица с последующим насыщением ее развлекательной функцией. Там разместятся аквапарк, колесо обозрения, детский парк развлечений, детская железная дорога, спа-центры и прочее.

Поделиться

Один из самых обсуждаемых проектов вызвал множество откликов со стороны экспертов.

«В районе речного вокзала – «пожеванная» транспортная схема, в районе Краснознаменской дорога виляет, что может негативно сказаться на безопасности движения, – уверен Александр Буров. – Далее: мощную ось, пропилеи, лестницы заткнули непонятными диагональными формами, парадный спуск зажали. Сама по себе представленная проектом эстакада, конечно, красива и эффектна, но центральная часть набережной должна быть максимально сохранена и улучшена. Впрочем, с мемориальной зоной авторы обошлись очень тактично, и это несомненный плюс проекта. Верхняя же терраса и откосы почему-то никак не используются, хотя тут можно было подумать о наполнении. Авторы вообще увлеклись зоной от центральной лестницы до панорамы, а про остальное подзабыли. Однако зона вдоль нулевой дороге застраивается очень плотно. Я думаю, что это не совсем правильно – при передвижении по набережной близость реки все равно должна ощущаться хотя бы фрагментарно. Неприемлемо и малое количество зелени и, напротив, большое количество мощений, что предусматривается в проекте. Однако, несмотря на это, для меня эта концепция находится на первых местах».

Проект №6: чистые идеи

Поделиться

Концепция шестого конкурсного проекта заключается в сохранении, преемственности и развитии решений по созданию облика центральной набережной.

«Конкурсным проектом предлагается градостроительное развитие территории набережной с учетом сложившейся застройки по улице Маршала Чуйкова, существующей схемы транспортного и пешеходного движения по набережной и прилегающей территории, выполненного инженерного благоустройства, – поясняют разработчики. – Участок от улицы Краснознаменной до Аллеи Героев в целом сохраняет свое градостроительное решение, с частичным изменение транспортной схемы».

Площадь перед центральной лестницей предлагается сделать пешеходной, с устройством под ней транспортных тоннелей. С двух сторон площади устраиваются аллеи с цветниками и фонтанами. Эта территория, включая центральную лестницу, сможет служить для размещения фан-зоны болельщиков на время проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Участок от Аллеи Героев до улицы 13-й гвардейской дивизии предлагается для размещения парка, главный вход в который располагается с пешеходной площади перед центральной лестницей по Аллее Героев. Участок перед музеем-панорамой «Сталинградская битва» в основном сохраняется с проведением необходимых работ по благоустройству территории.

«Местом для размещения на территории набережной скульптурной композиции глав государств, участников антигитлеровской коалиции уместнее всего было бы выбрать территорию музея-панорамы, – полагают авторы проекта. – Участок от музея-панорамы до мостового перехода предлагается превратить в пешеходный бульвар с устройством озеленения, благоустройства и размещением зданий кафе. Все расположенные на этой территории яхт-клубы предлагается вынести на участок перед Центральным парком культуры и отдыха, это позволит сделать этот участок центральной набережной доступной для горожан».

Поделиться

Застройка набережной различными зданиями предусмотрена только в существующих откосах верхней террасы, а все имеющиеся на сегодня заведения общепита на верхней террасе предлагается убрать, восстановив прежний исторический облик парковой зоны по улице Маршала Чуйкова.

Таким образом авторы проекта предлагают максимальное сохранение пространства набережной, ее благоустройство с учетом выполненных инженерных сооружений берегоукрепления, исключение строительства зданий на территории набережной от магистрали до берега Волги, возвращение первоначального облика зданию речного вокзала, создание непрерывной прогулочной аллеи вдоль берега Волги, а также оптимизацию движения транспорта на участке с устройством пересечений транспорта и пешеходов в разных уровнях.

«Интересная идея, которая здесь предлагается, это продление городских поперечных улиц объектами капитального строительства, которые будут выходить на набережную консолями, – рассказал господин Еськин. – Вся общественно-деловая функция набережной концентрируется именно на этих объектах, при этом сама набережная практически остается свободной. Имеющиеся объекты сохраняются, а озеленения становится больше».

Архитекторы причисляют шестой проект к лучшим среди представленных.

«Несмотря на то, что этот проект также грешит недоработанностью, как и другие, в нем есть решения, которые действительно могут иметь место, – уверен господин Буров. – Сильная сторона – решение транспортной структуры, развязки движения транспорта и пешеходов, рокадная дорога уходит под платформу. Хороша и идея размещения смотровых площадок, хотя объекты и весьма крупные. Здесь есть чистые идеи, о которых можно и поговорить, и поспорить, но главное, что они есть. Этот проект также находится на первых местах моего рейтинга».

Конкурс продолжается

«Ни один из проектов не учел тот факт, что набережная является объектом культурного наследия, – замечает руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по Южному федеральному округу Сергей Сена. – В каждом из них что-то да не учитывается. Ни в одном не предлагается восстановление Успенского и Троицкого храмов. Нет и намека на воссоздание хотя бы средствами малых архитектурных форм стен Царицынской крепости, ее башен, бастионов и ворот. Я не вижу смысла говорить о каждом проекте в отдельности. Все проекты плохи по важным параметрам. Все проекты относятся к набережной практически как к несуществующему объекту. Оптимальное же решение, на мой взгляд, это благоустройство нижней террасы и склонов, причем решать все нужно не грубым вмешательством, а средствами озеленения, мощения и тому подобным».

Между тем, на официальном сайте главного управления архитектуры и градостроительства Волгоградской области продолжается онлайн-голосование за лучшего участника конкурса среди жителей, начавшееся 19 июля этого года. На данном этапе за первый проект отдано четыре процента голосов, второй проект понравился лишь одному проценту голосующих, 17 процентов проголосовали за третий проект, четвертый проект получил один процент голосов, больше всего голосов – 44 процента – отдано за пятый проект, а шестой проект занимает второе место – он набрал 32 процента голосов.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter