СЕЙЧАС +14°С
Все новости
Все новости

Какой штраф остановит чиновника?

Поделиться

Минэкономразвития предложило существенно увеличить штрафы для чиновников, которые незаконно предоставляют земельные участки или задерживают сроки рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях влекут следующие санкции: за нарушение сроков штраф составит от одной до пяти тысяч рублей против 100–300 рублей, взимавшихся раньше. За незаконное предоставление участков предлагается штрафовать виновных лиц на 10–20 тысяч рублей. Эта норма появлялась в КоАП впервые.

При этом предлагается упразднить норму об ответственности должностных лиц за сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда (статья 19.9 КоАП). Дело в том, что скрывать сейчас стало нечего, ведь Росреестр ввел кадастровые карты как рабочий инструмент для любого, кто захочет уточнить все изменения в статусе земельных участков.

Меры, вводимые экономическим ведомством, а также законодательные инициативы в целом прокомментировала директор юридической компании «Ампаро» Елизавета Дягилева.

– Вопрос об ответственности чиновников в нашей стране всегда актуален, вне зависимости, кого и за что планируют наказать. Что касается законодательной инициативы Минэкономразвития, то хочется остановиться на следующем. Наше законодательство, особенно в области, регулируемой Гражданским кодексом РФ, состоит преимущественно из разрешительных норм.

Утрированно это можно представить в виде фразы: «Каждый имеет право на...» – и дальше следует, на что именно. Только вот далее присутствует другая формулировка: «В порядке, определяемом...», – с указанием конкретного органа, который должен издать те или иные правила, инструкции и так далее. В этих инструкциях и правилах предусмотрено немало пунктов, требующих всевозможных разрешений, утверждений или согласований.

С одной стороны это вовсе даже и не плохо, ведь если мы с вами, пусть даже и из благих побуждений, будем реализовывать свои права как кому в голову взбредет, то в стране начнется полная разруха. Однако с другой стороны в этих разрешениях и согласованиях как раз и кроется немалый коррупционный потенциал.

Также ни для кого не секрет, что в государственных органах у нас «трудится» достаточное количество лентяев и нерадивых чиновников, которые не всегда с должной ответственностью относятся к исполнению своих обязанностей. Видимо на борьбу с этими двумя категориями госслужащих и направлена новая законодательная инициатива Минэкономразвития.

Сразу же возникает вопрос, а почему это касается только чиновников, принимающих решения о выделении гражданам и организациям земельных участков? Они что, самые коррумпированные или выиграли конкурс «Самый нерадивый по профессии»?

Предусмотренные в настоящее время Кодексом РФ об административных правонарушениях размеры штрафов в большинстве своем настолько смешны, что эти «санкции» давно уже никого не пугают. В последнее время наметилась тенденция к резкому взвинчиванию сумм штрафов, но делается это без определенной системы, на волне очередной кампании. То ГИБДД пролоббирует ужесточение ответственности за нарушение Правил дорожного движения, то вот Минэкономразвития вспомнило о том, что при разрешении вопросов о выделении земельных участков существует масса злоупотреблений...

Хотя, введение штрафа в размере от одной до пяти тысяч рублей за нарушение установленных сроков принятия решения о выделении либо об отказе в выделении земельного участка видится мерой, реально способной подстегнуть к активным действиям чиновника, не привыкшего принимать решения в срок.

Что касается предложения штрафовать государственного или муниципального служащего за незаконное решение о выделении земельного участка, то в этом видится попытка «защитить своих». Ведь в данной ситуации чиновнику, принявшему незаконное решение, грозит всего лишь административный штраф в размере, не превышающем его месячный заработок, а не уголовное преследование. А ведь статьи Уголовного кодекса РФ №285 и №286, предусматривающие ответственность за превышение полномочий и злоупотребление оными никто не отменял!

И еще один момент. Если лицо, наделенное правом принятия решения о выделении либо об отказе в выделении земельного участка, приняло такое решение незаконно, то это незаконное решение вполне можно признать таковым в порядке гражданского судопроизводства. В этом случае гражданин или организация, пострадавшие от действий нерадивого госслужащего, вправе потребовать от органа, в котором «трудился» этот служащий, возмещения причиненного вреда и понесенных в связи с этим убытков. При этом факт незаконных действий чиновника уже доказывать не надо – имеется решение суда, установившего, что чиновник нарушил закон, необходимо лишь обосновать размер причиненного вреда и убытков.

Долго ли после такого судебного решения проработает в своей должности служащий, принявший незаконное решение? Скорее всего, нет, причем уволен он будет не «по собственному желанию», а по так называемым «не реабилитирующим» основаниям. Кстати, государство взыщет с него те деньги, которые будут присуждены в компенсацию пострадавшим от его действий.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что правовые нормы для борьбы с коррупционерами в нашем законодательстве имеются в достаточном количестве. Не все они идеальны, многие нуждаются в совершенствовании и обновлении, но и имеющиеся далеко не всегда используются в должной мере. Так, может быть, не стоит заниматься созданием сомнительных законодательных новелл, а более активно использовать те, что уже имеются?

Фото: Фото из архива сайта

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter