СЕЙЧАС +21°С
Все новости
Все новости

Жилье на воде: дорого, но перспективно?

Поделиться

В Волгограде есть огромное количество неосвоенных территорий. Речь идет о Волге, вдоль которой город-герой вытянулся более чем на 100 километров, вдоль которой можно было бы разместить плавучее жилье на дебаркадерах. Однако эксперты уверены, что такая идея заранее обречена на провал из-за неразвитости инфраструктуры для обслуживания подобных судов, излишней дороговизны строительства, а также массы необходимых процедур согласования и получения различных разрешений.

По словам главного архитектора Волгограда Александра Моложавенко, осваивать речные просторы мешает всего лишь один фактор – отсутствие каких-либо градостроительных нормативов, регламентирующих размещение жилья на воде.

«Откровенно говоря, единственное, что более-менее подходит под эту тему, – это проработка вопроса с размещением гостей, которые приедут в Волгоград на чемпионат мира по футболу, – говорит господин Моложавенко. – Предполагалось, что часть гостей будет размещена на теплоходах, ошвартованных у причалов речпорта. Если же говорить о жилье на воде, то у нас нет никаких документов, регламентирующих строительство подобного жилья. В Европе этот вопрос развит куда более сильно, но там и климат другой, и условия созданы. А вообще лучше всего с этим вопросом обратиться к речникам. Мне кажется, эти вопросы находятся в их ведении».

Речники же считают, что жить в дебаркадере на Волге невозможно хотя бы потому, что это судно будет невозможно подключить к городским коммуникациям.

«Во-первых, это судно нужно как-то подключить к электричеству, воде, канализации, – размышляет заместитель генерального директора ОАО «Волгоградский речной порт» по связям с общественностью Юрий Митасов. – Как и где это делать? Вопрос. Еще один вопрос: где его швартовать и что делать, если дебаркадер сорвет со швартовов?

Приведу простой пример. В прошлом году под мостом во льдах стояла плавучая баня. Ее просто сорвало, и наши ребята думали, что с ней делать дальше и куда она потом поплывет. Не бросать же ее посреди реки. Кроме того, насколько я знаю, для того чтобы поставить эту баню на Волге, ее владелец получил целую кипу различных разрешений. И у нее был решен вопрос с подключением к электроэнергии. Она стоит рядом с паромной переправой и подключена к уже существующему трансформатору. Да, в этом вопросе можно кивать на опыт западных стран, той же Франции, где живут в дебаркадерах, стоящих на Сене. Но там, во-первых, созданы необходимые для этого условия, а во-вторых, климат там значительно мягче. Там не бывает 15-сантиметровых льдов, которых корпус дебаркадера может просто не выдержать. И тогда будет очередной звонок в МЧС, которое с риском для жизни будет спасать обитателей терпящего бедствие судна.

Еще один момент – паводок. Неслучайно это время – одно из самых горячих для нас, речников, когда капитаны несут вахту круглосуточно и готовы в любой момент сняться с якоря и переставить судно. Представьте, что будет, если начнет подниматься вода, а корабль будет стоять на якоре? Его просто перевернет. При спаде воды он может просто обсохнуть, то есть оказаться на берегу. И наконец самое главное – причальные стенки у нас не рассчитаны на прием дебаркадеров. Они предназначены только для судов. Так что в этом вопросе столько нюансов, что вряд ли найдется человек, у которого хватит сил, времени и желания построить дом на воде. А вообще проблему жилья нужно решать немного по-другому: нарезать участки на суше, провести туда коммуникации и отдать людям. Пусть строятся».

Схожего мнения придерживаются в компании «Тион-Стройинвест», занимающейся реконструкцией дебаркадеров и строительством на них различных надстроек.

«Тема жилья на воде в России не развита потому, что это попросту не востребовано в силу дороговизны подобного строительства, – пояснили Dom.V1.ru в компании. – Если заказчик и решается на подобное, то он пытается по максимуму использовать каждый сантиметр полезной площади. В результате появляются шикарные рестораны или четырехэтажные офисы на воде. Что же касается жилья, то у нас был в разработке один проект, который при всем желании нельзя назвать маленьким, поскольку жилая площадь судна составляла пять тысяч квадратных метров.

Поделиться

Второй вопрос – место стоянки дебаркадера. К примеру, если говорить о центре Москвы, то для того чтобы установить судно там, нужно получить лицензию на водопользование. При этом лицензий на новые места не выдается, разрешается установка судна только на старое место, и только до 2020 года. При этом разрешение на водопользование стоит около полутора миллионов долларов. Естественно, никто не будет его покупать, зная, что эти деньги не отобьются. Но если мы говорим о водохранилище или озере, где у вас есть земля, то поставить судно там вполне можно. Важно при этом понимать, что даже по самым скромным прикидкам строительство дебаркадера займет около полутора лет и обойдется человеку в несколько раз дороже строительства аналогичного по площади дома на суше. Потому, что это – судно. Следовательно, все строительство подчиняется правилам российского речного регистра, все оборудование и инженерия, которым оснащается дебаркадер, также подлежат сертификации речного регистра.

Назвать цену даже самого маленького дебаркадера будет весьма и весьма проблематично. Потому что нужно знать целый ряд нюансов: состояние корпуса и тип материала, из которого он сделан, и прочее, и прочее. Откровенно говоря, проще и намного дешевле будет купить дом на суше».

Однако, если тратить миллионы долларов не хочется, а лавры капитана Немо не дают покоя, можно попробовать присмотреться к так называемым хаусботам – суднам, которые спроектированы для использования в качестве жилого дома. Некоторые хаусботы не имеют мотора, так как обычно пришвартованы, закреплены в определенном месте или подведены к берегу для подключения судна к электросети и водопроводу. Вместе с тем большинство моделей подобных судов оснащены современными лодочными моторами, автономной системой энергоснабжения и способны совершать продолжительные круизы.

«На хаусботах стоят автономные системы жизнеобеспечения, – говорит заместитель директора компании «Фрам», производящей хаусботы в Волгограде, Игорь Крапивин. – Эти генераторы, как правило, топливные. Плюс накопительные аккумуляторы, подпитывающиеся энергией как во время работы двигателей, так и на стоянке от обычной розетки. Благо, электричеством оборудованы практически все региональные яхт-клубы.

Автономность такого судна ограничивается лишь запасом питьевой воды и топлива, поскольку вода для хозяйственных нужд может браться прямо из реки и после соответствующей очистки подаваться в краны. Канализация может быть выполнена как замкнутой, так и незамкнутой, но с обязательной установкой систем очистки. Отопление судна также осуществляется отдельными системами. Самый главный плюс наших хаусботов – они идут с подвесными моторами, соответственно, нужна всего лишь регистрация в инспекции по маломерным судам и лодочные «права». Управляется судно так же, как и обычный катер, и хранить его можно в любом яхт-клубе».

Поделиться

Впрочем, несмотря на все претензии скептиков, архитекторы утверждают, что сделать обитаемые дебаркадеры на Волге вполне возможно. Правда, это жилье будет носить сезонный характер.

«Дебаркадер нельзя будет назвать недвижимостью просто потому, что это все же движимое имущество, – считает архитектор Александр Буров. – С технической точки зрения сделать жилой дебаркадер вполне возможно. Эта тема вполне живая, фигурировала в нескольких конкурсных проектах обустройства набережной, активно обсуждалась и поддерживалась архитектурным сообществом. Смысл был в том, чтобы уйти от возведения на набережной капитальных объектов, заменив здания причальными дебаркадерами с кафе и прочими культурно-развлекательными заведениями.

Перед нами вставало всего две проблемы. Первая – сезонность этих сооружений. На зиму их оставлять у причалов нельзя, они могут быть либо разрушены, либо унесены течением. Не зря же все дебаркадеры на зиму перегоняют в затоны, где нет течений. Второй вопрос – коммуникации. Должно быть подключение к инженерным сетям города. Не в Волгу же, в конце концов, сбрасывать коммуникации. Нужна городская инфраструктура, подведенная к причальным стенкам. Подошел, ошвартовался, подключился к свету, воде, теплу – и пользуйся. Кстати, Волга сейчас начинает потихоньку осваиваться. Достаточно вспомнить то же кафе «Плес», бани на Волге, яхт-клубы. Конечно, это пока все неорганизованно, но тем не менее процесс уже запущен. Правда, это все же не недвижимость, но все же собственность. Хотя это проблема носит сугубо юридический характер».

Фото: Фото компании «Фрам» и из открытых источников

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter