Вот уже несколько лет волгоградка Светлана Григорян судится с соседями из-за 36 квадратных метров земли. Женщина уверяет, что ее соседи самовольно захватили часть ее земельного участка, построив на нем туалет и сарай. Из-за появления построек на склоне оврага дом, где живет Светлана Григорян, рискует быть погребенным под слоем грунта. Но многочисленные суды приходят к одному выводу: подпорную стену, которая бы защитила строение от оползня, женщина должна строить за свой счет, а сама она уклоняется от этого, злоупотребляя правом.
— В 2003 году я купила дом на Дагестанской, 133, — рассказывает госпожа Григорян. — В 2006 году я построила там дом площадью 66,4 квадратных метра, отступив от красной линии участка пять метров. Когда начали оформлять дом, то выяснилось, что на моем участке соседи незаконно установили забор.
По словам госпожи Григорян, ее земельный участок делится на две части — большая часть находится в овраге, вторая — на возвышенности. Именно этот небольшой участок земли площадью 36 квадратных метров и стал предметом спора. Светлана Григорян утверждает, что соседи именно на этом участке построили сарай и туалет, а чуть ли не под окнами ее дома сделали колодец.
— Во время дальнейших разбирательств выяснилось, что соседям выделено 399 квадратных метров земли, а фактическая площадь, которая была занята соседями, составляет 435 квадратных метров, — продолжает Светлана Григорян. — В 2012 году соседи подали иск, чтобы я построила подпорную стену под туалет и сарай. Суд его удовлетворил. Сейчас я подала заявление о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам. Оно сейчас на рассмотрении в областном суде. А в результате та самая часть участка, которая находится выше, сползает ко мне во двор, и я боюсь, что однажды меня просто погребет под огромной кучей земли.
В базе решений Ворошиловского районного суда насчитывается аж шесть дел, связанных с земельными спорами, стороной по которым выступает Светлана Григорян. В двух случаях истцом выступала Анна Шендрикова, владелица соседнего участка. По одному иску производство прекращено, второе обжалуется. В четырех случаях истцом выступала Светлана Григорян, и по ее обращениям суд отказывал в удовлетворении иска. Последнее решение было вынесено 27 ноября 2019 года и вступило в силу 5 ноября 2020 года. Светлана Григорян требовала снести хозяйственный блок, туалет и колодец, восстановить межевой забор и выплатить 180 тысяч рублей — 150 как компенсацию морального вреда и 30 тысяч рублей на оплату судебных расходов.
Выслушав мнения представителей истца и ответчика, изучив результаты экспертиз, суд пришел к выводу, что уже имеющимся решением суда на Светлану Григорян возложена обязанность восстановить естественный уклон земельного участка, выполнив обратную засыпку грунта, уплотнив его, и возвести вдоль межи подпорную стенку, поскольку именно ею при строительстве дома был произведен выбор грунта без каких-либо защитных мероприятий. И именно это привело к проседанию и разрушению грунта, а также частичному обрушению построек во дворе у соседа. Доказательств невозможности выполнить эти требования суда госпожа Григорян также не представила.
Кроме того, отказал суд и в признании межевания недействительным. Из документов, представленных судом, следует, что границы земельного участка были установлены еще в 2009 году по заказу прежнего собственника, и спорных вопросов не возникало. Межевание было проведено тремя годами ранее.
— Отсутствие согласования границ земельного участка ответчика со смежными землепользователями само по себе не нарушает права и законные интересы истца, поскольку при наличии установленной границы смежного земельного участка согласование границ носило формальный характер и не могло привести к уменьшению площади земельного участка истца, которая была установлена позже при межевании земельного участка, — говорится в решении суда. — Доводы истца о том, что в результате кадастровых работ в 2010 году по заказу Светланы Григорян площадь земельного участка, расположенного по адресу Дагестанская, 133, составила 357 квадратных метров в результате кадастровой ошибки, не свидетельствуют о том, что площадь земельного участка, принадлежащего истцу, была уменьшена в ходе межевания земельного участка ответчика или незаконных действий ответчика.
Кроме того, суд уточнил, что действия госпожи Григорян свидетельствуют ей о злоупотреблении правом и оцениваются как недобросовестные, предпринятые для уклонения от исполнения решения суда, вынесенного в декабре 2012 года. Также суд отказал в возмещении материального вреда, поскольку Светлана Григорян не предоставила доказательств, подтверждающих причинение ей нравственных и физических страданий. Также суд отказал и во взыскании судебных расходов.
Решение было обжаловано в Волгоградском областном суде, и в окончательном виде оно выглядело следующим образом: ответчик должен снести колодец на участке госпожи Григорян и выплатить ей пять тысяч рублей в качестве компенсации судебных расходов. В остальных требованиях — отказать.
К слову, то самое дело, решение по которому было принято в 2012 году и до сих пор не вступило в законную силу, обжаловалось уже четыре раза. В трех случаях решение оставляли без изменений, в одном — дело вообще сняли с рассмотрения. 14 июля состоится пятое рассмотрение частной жалобы госпожи Григорян. В картотеке суда указано, что дело будет пересматриваться в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.