СЕЙЧАС +16°С
Все новости
Все новости

Город, спроектированный в окопах

Очередную, 422-ю годовщину со дня основания города сотрудники музея-заповедника «Сталинградская битва» отметили открытием выставки проектов восстановления Сталинграда

Поделиться

Очередную, 422-ю годовщину со дня основания города сотрудники музея-заповедника «Сталинградская битва» отметили открытием выставки проектов восстановления Сталинграда, выполненных в военные годы. За всю историю существования музея эти проекты экспонировались лишь частично. В одну тематическую экспозицию они собраны впервые.

Продолжая воевать уже на других фронтах, защитники Сталинграда мечтали о возрождении города-героя и создавали эскизы его будущего. Многие из них выглядели совершенно фантазийными и невозможными для реализации. Ныне они стали предметом исследования факта реального творчества, представляющего собой идеи, сформировавшие художественный образ мышления военного времени.

Время собирать камни

Как только фронт отодвинулся от Сталинграда, в город стали возвращаться жители. В январе 1943 года оставалось всего 32 тысячи жителей, в марте было уже 56 тысяч, в мае 1943-го – 107 тысяч (не считая пленных и расквартированных частей).

В сентябре 1944 года главным архитектором города был назначен Василий Николаевич Симбирцев. И тогда же Комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР Союза советских архитекторов объявил открытый конкурс на эскизный проект центральной площади Сталинграда с монументом героическим защитникам города. Газеты «Правда» и «Известия» опубликовали о нем сообщение ТАСС.

Ознакомление с набросками, эскизами помогает проследить рождение замыслов, уяснить логику их развития, понять авторские идеи, хотя в условиях военного времени авторы не всегда претендовали на их исполнение, сознавая, что часто эти проекты оставались незаконченными. Они лишь стремились выразить свои идеи.

«Пусть ни один из тех проектов не осуществился полностью, но многие принципы, сформировавшиеся на этом конкурсе, нашли свое отражение в возрожденном городе, – рассказала 34metra.ru заместитель заведующего экспозиционно-выставочного отдела музея заповедника «Сталинградская битва» Татьяна Кузьмина. – Это величественные пропилеи набережной, великолепные портики, красивые колонны, бульвары и площади центральной части города, созданные в 50-60-е годы, прямое следствие желания противопоставить ужасы смертельной зимы 42-43 годов, та особая помпезность и роскошь, которая до недавнего времени рассматривалась только как излишество».

Окопные фэнтези

Авторские идеи шли далеко впереди своего времени. В частности, посетитель выставки может увидеть проект города-памятника, заключенного в пирамиду. В ее основании должен был лежать узел транспортных путей выше ГЭС, которая обеспечивает электроэнергией заводы и здания. Внутренняя часть города занята производственно-хозяйственными сооружениями, внешняя часть – жилищно-культурными сооружениями. На вершине пирамиды в виде земного шара размещается аэропорт. Из земного шара поднят мощной рукой вертикально стоящий меч, вершина которого увенчана пятиконечной звездой.

Такие проекты трудно назвать архитектурными, поскольку они выходили за рамки чистой архитектуры. Это, скорее, некая фантасмагория, в которой выдвигались идеи дальнейшего преобразования общества.

Но пока бойцы Красной армии изобретали и отражали на бумаге свой город мечты, сидя в окопах, благословленные высшим партийным руководством архитекторы Алексей Викторович Щусев и Каро Сергеевич Алабян спорили о путях и способах восстановления города. В результате творческих дискуссий и споров победила позиция Алабяна, которую он изложил в газете «Труд» 3 марта 1943 года: «Мы надеемся увидеть наши возрожденные города еще лучшими, чем они были раньше, использовав все традиции данного города».

Отцы продольных магистралей

«Слова Алабяна о восстановлении Сталинграда с учетом его традиций были во многом популистскими. Возродить город-герой в таком виде, в каком он был до войны, предлагал как раз Алексей Щусев, но его планам не суждено было сбыться. А дальнейшая деятельность Каро Алабяна вместе с Василием Симбирцевым полностью противоречила идее возрождения прежнего города. От старого Царицына, следуя их градостроительным идеям, оставались лишь небольшие фрагменты. Плюс, было сохранено несколько десятков зданий 30-х годов, да более парадной предстала центральная набережная, возникшая еще до революции, и не более того, – расcказал 34metra.ru руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по Южному федеральному округу Сергей Сена. – Планировочная же структура центра города из радиально-дуговой превратилась в линейную. В таких случаях о преемственности традиций говорить не приходится».

Тем не менее Каро Алабян и Василий Симбирцев внимательно осматривали чертежи и рисунки фронтовиков. И многие из окопных фантазий фрагментарно были воплощены в заново отстроенном Сталинграде.

«Окопных проектов было великое множество. Для этой мини-выставки авторы отобрали наиболее яркие работы. Однако мы владеем куда большим количеством ценных экспонатов. И если бы была возможность выделить для этого достаточно просторный выставочный зал, то волгоградцы и гости города смогли бы познакомиться с массой идей, рисунков, проектов, вложенных в обычные фронтовые письма, – рассказал 34metra.ru первый заместитель генерального директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Борис Усик. – И отражение многого из увиденного вы бы нашли в нашем городе. Но пока возможность для устроения большой, полной выставки, посвященной окопному творчеству защитников Сталинграда, не найдена».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter