СЕЙЧАС +17°С
Все новости
Все новости

Псевдоготическая башня Сарепты

Сегодня наша городская история посвящена одному из удивительных зданий Царицына – псевдоготической водонапорной башне, построенной на рубеже XIX-XX веков в поселке Сарепта...

Поделиться

Поделиться

Сегоднянаша городская история посвящена одному из удивительных зданий Царицына –псевдоготической водонапорной башне, построенной на рубеже XIX-XX веков впоселке Сарепта.

СловоСарепта у волгоградцев чаще ассоциируется с музеем-заповедником «Старая Сарепта».Однако здесь, на юге Волгограда, есть еще одно место, которое принято называтьпоселком Сарепта или железнодорожным поселком Сарепта. Возникновение этогопоселка связано со строительством Тихорецкой ветки Владикавказской железнойдороги. Решение о строительстве этой ветки было принято в 1889 году.

Основныестроительные работы развернулись в 1895-99 годах. К этому четырехлетнемупериоду относится появление большей части построек, которые помиможелезнодорожного вокзала сохранились в поселке. Изначально место застраивалоськак достаточно самостоятельный, самодостаточный поселение. Строения имели нетолько железнодорожную функцию. Это были не только вокзал и сопутствующие емусооружения, но и жилой поселок, в котором различные типы жилья достаточнограмотно и интересно сочетались друг с другом. Дома для поездных бригад, длякондукторов, для путевых обходчиков и, конечно, для специалистов. И все онибыли выстроены в определенной системе иерархии, которая великолепнопрочитывается в их архитектурном облике по сегодняшний день. Кроме того, былипостроены больница и школа. Таким образом, это был небольшой городок.

Посуществу, на рубеже XIX-XX веков здесь, на южной окраине Царицына,сосуществовали два поселка: широко известная немецкая колония Сарепта и русскоепоселение при железнодорожной станции «Сарепта».

Центромжелезнодорожного поселка, помимо здания вокзала, был и Свято-Никольский храм,сохранившийся по сей день. Сегодня это действующая православная церковь,относящаяся к Волгоградской епархии. Сохранились и другие здания, возведенные вте годы.

Средимножества сохранившихся зданий в железнодорожном поселке Сарепта выделяетсязамечательная водонапорная башня. Зрители «Городских историй» имеют уникальнуювозможность побывать внутри этой великолепной «псевдоготической» водонапорнойбашни вместе с архитектором-реставраторомСергеем Сена. И первое, на что обращает внимание Сергей Сена, – то,что в отличие от многих своих собратьев, которые были построены во второйполовине XIX века, эта водонапорная башня состоит как бы из двух объемов:основного цилиндра большого диаметра и пристроенного к нему – меньшегодиаметра. Во втором находится потрясающая винтовая лестница, которая как улитказавивается вокруг стержня, на который нанизаны чугунные ступени, изготовленныетогда же и сохранившиеся до сегодняшнего дня. И продолжающие выполнять ту жефункцию, что и сто лет назад.

ССергеем мы поднялисьна последний внутренний ярус водонапорной башни и оказались точно под ееглавной емкостью. Взору открылась потрясающей красоты конструкция конца XIXвека, состоящая из склепанных друг с другом сегментов. И таких элементов,которые прожили более ста лет и дошли до сегодняшнего дня, здесь множество: мывстречаем их на каждом шагу. Это и всяческие металлические детали, предназначениякоторых мы порой даже не можем сегодня себе представить. Это и столярныезаполнения: двери, великолепные стрельчатые окна, которые придают зданиюготическое своеобразие. Сохранились вторые внутренние рамы окон, которые налето снимались. Они сохранили даже калевки (тонкий профиль), столь характерныедля работы столяров конца XIX – начала XX века.

Посуществу, эта башня – памятник инженерного искусства, который впитал в себяэлементы промышленной и гражданской архитектуры.

Арядом, на берегу Сарептского затона в конце XIX века был речной порт. Сейчас наэтом месте Волгоградский судостроительный завод. Но здесь, на берегу затона, всередине 1890-х годов была сооружена насосная станция первого подъема, откоторой шли трубопроводы к «псевдоготической» водонапорной башне, снабжавшейводой не только железнодорожное хозяйство, но и весь поселок прижелезнодорожной станции Сарепта.

Фото: Видео предоставлено ведущим передачи Сергеем СЕНА

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter