СЕЙЧАС +14°С
Все новости
Все новости

Утилитарная красота Краснооктябрьского ансамбля

Сегодня героем нашей «Городской истории» станет Краснооктябрьский район Волгограда, точнее та его часть, что примыкает к проспекту Ленина. Волгоградцы, как и гости нашего города, проносясь по первой продольной магистрали, практически не замечают ту велик

Поделиться

Поделиться

Сегодня героем нашей «Городской истории» станет Краснооктябрьский район Волгограда, точнее та его часть, что примыкает к проспекту Ленина.

Волгоградцы, как и гости нашего города, проносясь по первой продольной магистрали, практически не замечают ту великолепную застройку, которая сформировала проспект Ленина на протяжении полутора-двух километров от улицы 39-ой Гвардейской до «Больницы Ильича». Это неудивительно. Не забывайте, что, собственно, жизнь району дали два завода – «Красный октябрь» и «Баррикады». Казалось бы, замечательный городской сквер, отделяющий жилую застройку от проспекта Ленина, на самом деле имеет достаточно утилитарное значение – это санитарно-защитная зона от предприятий. В результате застройка отодвинулась от проспекта Ленина примерно на сто метров за эту санитарно-защитную зону, и поэтому она практически не воспринимается из скоростного трамвая и машин, проносящихся по первой продольной.

За этой санитарно-защитной зоной, за парком имеется проезд, который волгоградцы уже давно нарекли малым проспектом. Сегодня наш рассказ будет о том, каким образом эта застройка сформировалась, и чем она интересна.

В начале 50-х годов эту протяженную ленту вдоль проспекта Ленина, состоявшую из множества жилых и нескольких общественных зданий, создавали несколько архитекторов: Николай Хохряков, Александр Куровский, Яков Корнфельд и Федор Лысов. Архитекторы применили все свои знания, полученные в ленинградских и московских вузах, причем применили их в городе, в котором по существу до этого момента не было ни одного подобного классицистического ансамбля. Тем не менее, ансамбль сформировался на протяжении практически полутора километров, и сегодня мы видим не только великолепные классицистические фасады с такой непременной ордерной атрибутикой, колоннами, пилястрами, великолепными кронштейнами, эркерами.... Кстати, эркеры – очень нетрадиционный для Царицына и Сталинграда архитектурный элемент, который встречается по существу только здесь, на проспекте Ленина и на улице Советская. И, конечно, среди общественных зданий выделяется своим величием огромное здание Дворца культуры имени Ленина, построенное по проекту архитектора Якова Корнфельда. Но при этом, к сожалению, оно не является уникальным – это типовой проект, который в частности был применен и в городе Пермь.

«Рассмотрим в качестве примера одно из зданий по проспекту Ленина, чтобы проиллюстрировать архитектурные приемы, общие для данной застройки, – рассказывает руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по Южному федеральному округу Сергей Сена. – Казалось бы, протяженный и должный быть скучным фасад. Нет, он расчленен лоджиями на много частей и разбит на правое и левое крыло. Центральная часть здания акцентирована высоким семиэтажным объемом, завершенным вроде бы простым рядом окон. Центральное из окон выделено орнаментом, который несет в себе черты не только классической, но и барочной архитектуры. Замечательные волюты орнамента – типичная принадлежность именно барочной архитектуры. Кроме того, центральный объем подчеркнут тремя очень крупными эркерами, и я хочу обратить внимание еще на два интересных элемента – справа и слева от центрального объема небольшие башенки – бельведеры.

Вообще бельведеры всегда были принадлежностью дворцово-парковых ансамблей в пригородах Санкт-Петербурга. Это были беседки, которыми завершались обычно какие-то протяженные аллеи, они стояли на возвышенностях. В данном случае скорее всего эти волгоградские башенки, построенные в начале 50-ых годов, носили весьма утилитарную функцию.

Поделиться

Дело в том, что к моменту строительства домов война закончилась не так давно, а в городе, как и по всей стране, были очень развиты и система противовоздушной обороны, и система наблюдения за пожарами за происшествиями. Гражданская оборона была одной из важнейших составляющих нашей жизни. Поэтому было поставлено задание построить наблюдательные пункты на крышах и на высотных доминантах.

Соответственно, башенки несут в себе функцию наблюдательных постов. Мы видим, как творчески подошли архитекторы к решению этой утилитарной государственной задачи – разместить на крышах посты наблюдения. Они оформили их в классицистических традициях. Даже ограждение там сделано в виде красивых балясин достаточно крупных форм, которые легко будут восприниматься снизу. Конечно, уже давно нет постов противовоздушной обороны, но эти башни остаются, как живые напоминания того времени.

Кстати, великолепное здание с башней, которое стоит на пересечении проспекта Металлургов и проспекта Ленина, также возникло там неслучайно. Ведь проспект Ленина только кажется прямым, но на самом деле имеет массу изломов. Для того чтобы здание воспринималось не только из ближайшего окружения, а с далеких перспектив, было найдено оптимальное место на пересечении двух проспектов, и башня поставлена на изломе, воспринимаемом за много километров от этого места.

Нельзя не обратить внимание на еще один пример замечательного архитектурного приема, который применен в данной застройке – это размещение домов с отступом. Мы уже говорили, что вся застройка и так отступила от проспекта Ленина и расположилась вдоль малого проспекта. Но этого оказалось мало, и в некоторых местах она отступила еще и от малого проспекта, образовывая так называемые курдонеры, напоминающие нам о старых городах, Москве и Санкт-Петербурге и Европе.

Есть еще один интересный момент, о котором нельзя не упомянуть. На проспект Ленина выходит несколько магистралей: 39-ая Гвардейская, проспект Металлургов, улица Титова. Между ними практически нет улиц. Даже в прежнем, довоенном Сталинграде здесь были лишь многочисленные улицы частной застройки, но новые дома эту застройку как бы отсекли. Чтобы нарушить скуку протяженных фасадов, архитекторы разбили их целой системой маленьких переулочков. Кстати, практически ни один из десятка этих переулочков не имеет названия. Это потрясающее поле для деятельности топонимической комиссии, которая очень часто встает перед проблемой наименования той или иной улицы в честь того или иного события или той или иной исторической личности. И сейчас, как и 60 лет назад, Краснооктябрьский район сохраняет множество настоящих городских переулков, которые могли бы получить свои имена».

Фото: Видео предоставлено ведущим передачи Сергеем СЕНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter