СЕЙЧАС +14°С
Все новости
Все новости

Волгоградскую коммуналку переведут на пластик?

Волгоградскую коммуналку ожидает серьезная реконструкция. Одним из ее основных направлений реформ станет замена привычного металла труб в системах водо- и теплоснабжения на пластик. Обсуждая новацию на заседании комплексной комиссии...

Поделиться

Волгоградскую коммуналку ожидает серьезная реконструкция. Одним из ее основных направлений реформ станет замена привычного металла труб в системах водо- и теплоснабжения на пластик.

Обсуждая новацию на заседании комплексной комиссии по развитию инженерной инфраструктуры города, специалисты отметили плюсы технологии – абсолютная устойчивость к коррозийным процессам, высокая пропускная способность и гибкость. Эксперты-проектировщики полагают, что пластиковые трубы могут быть альтернативой металлическим, но далеко не во всех случаях. Однако коммунальщики спутника Волгограда – Волжского – отмечают, что за пять лет эксплуатации труб из пластика, в том числе на трассах магистральных трубопроводов, произошло всего два порыва, один из которых произошел по причине заводского брака.

Между тем эксперты-проектировщики полагают, что пластиковые трубы смогут послужить достойной альтернативой металлическим, однако далеко не везде.

«Нет совершенно ничего криминального в том, чтобы менять металлические трубы полимерными, – считает директор ООО «Универсалпроект» Эльвира Бондаренко. – Наоборот, мы сейчас при проектировании стараемся отойти от привычных металлических труб, предпочитая им пластик как более дешевый и надежный материал. Полимерные трубы не требуют дополнительной защиты, не подвержены коррозии. Единственное, что они требуют другого соединения, нежели сварной шов у металлической трубы. Но вместе с тем и внутридомовые сети, и уличные трубопроводы диаметром до 400 миллиметров вполне можно делать из пластика».

Однако магистральные трубопроводы большего диаметра, по словам Бондаренко, все же придется делать из металла. Во-первых, потому что пластиковых труб такого диаметра нет, во-вторых, следует сделать поправку на высокое давление в магистральных трубопроводах, которое пластиковые трубы могут просто не выдержать.

Металлурги также считают, что пластик составит достойную альтернативу металлу, однако при условии, что для магистральных трубопроводов будут применяться пластиковые трубы, с инженерными решениями, повышающими их прочность.

«Физические нагрузки, которые может испытывать пластиковая труба, ниже, чем у металлических, – считает заслуженный металлург России, директор департамента реконструкции и инвестиций управляющей компании «Эстар» Анатолий Столбов. – Однако в плане защиты, в том числе коррозионной, пластиковые трубы вне конкуренции, а следовательно в содержимом труб не будет ржавчины. В жилых домах, а также строениях, где нагрузка на трубы минимальна, пластиковые трубы обосновались давно и прочно. Однако что же касается уличных магистралей, то и там пластик тоже вполне допустим. Но при условии, что будет уложен в рубашке, с защитой от насыпных нагрузок. В противном же случае нужны будут какие-то технические решения, повышающие прочность пластиковой трубы. Также возникают вопросы при прокладке пластиковых труб на опорах. В данном случае тоже необходимо будет каким-то образом их усиливать».

«Водоканал города Волжского уже давно предпочитает пластиковые трубы металлическим, – говорит председатель совета общественной экологической организации «Зеленая Орбита» Сергей Шавлак. – Они считают, что пластиковые трубы гораздо более удобны. Порывы на них устраняются гораздо быстрее, а по эксплуатационным качествам и коррозийной стойкости они намного превосходят металлические. С точки зрения экологической безопасности, то здесь следует учитывать очень много факторов, в том числе какой пластик применяется и как эксплуатируется».

Между тем в городе-спутнике Волгограда уже пять лет эксплуатируются пластиковые трубопроводы различного диаметра – от 63 миллиметров до 630. За все это время было всего два отказа магистралей.

«Плюсов у пластиковой трубы очень много, начиная от простоты ее монтажа и легкости (трубу длиной 11 метров могут поднять всего два человека), заканчивая тем, что труба не подвержена никакой коррозии, ее не надо дополнительно обрабатывать защитными составами, в ней не образуется никаких отложений, свойственных металлическим трубам,– говорит главный инженер МУП «Водоканал» Волжского Геннадий Маслиев. – Минус же у нее только один – низкая, по сравнению с металлической трубой, прочность, и при варварских раскопках трубу легко можно повредить тем же экскаватором. Разница же в стоимости труб зависит от диаметра. Чем он меньше, тем больше разница в стоимости между пластиковой трубой и металлической».

Также господин Маслиев отметил, что замена металлических труб на пластиковые в Волжском началась в 2004 году. В год менялось около 15 километров сетей, в том числе магистральных трубопроводов. За все это время произошло всего два отказа – один по вине заводского брака сварной муфты, соединяющей куски трубы, второй – из-за не до конца на тот момент отработанной технологии прокладки трубопровода.

Сама по себе идея замены существующих трубопроводов на изделия из полимера – это требование времени, – считает генеральный директор ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков. – Данная технология действительно более эффективна и надежна. Тем более для таких видов труб сегодня существуют бестраншейные способы прокладки, без разрытия пресловутых котлованов. Но препятствует этому извечная российская проблема. Как правило, при монтаже идет отступление от допусков и грубое нарушение технологических процессов. Замечательные идеи зачастую дискредитируются качеством исполнения. Волгоград в этом смысле не исключение. Специалистов и необходимой техники для применения данного вида технологий в Волгограде нет.

Более того, сам принцип прокладки городских коммуникаций был сформирован в середине прошлого века. По этому принципу строились многокилометровые тепловые сети. Главный минус такой системы отопления – большая потеря энергоресурсов при транспортировке. Поэтому менять нужно сам подход к проектированию городских инженерных коммуникаций. Применять новые технологии при существующей системе – это все равно что попробовать на старый отечественный автомобиль поставить современный немецкий двигатель. Сами понимаете, к чему это приведет.

Необходимо сокращать длину тепломагистралей. В последнее время все более востребованными становятся локальные системы отопления и энергообеспечения. При таком подходе можно применять новые технологии. Но это повлечет за собой колоссальные затраты. Таких денег в городском бюджете нет и не будет никогда. Поэтому в данную сферу, в первую очередь, нужно привлекать частных инвесторов. И главным критерием конкурсов должно быть не возвращение долгов предыдущих операторов, а инвестирование средств на модернизацию волгоградских коммунальных систем.

Фото: Фото с сайта Рipesystem.ru

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter