При этом слове многие представляют себе полуголых девушек, танцующих с помпонами, но профессионалы против таких узких представлений. Речь о чирлидинге — молодом, но стремительно развивающемся виде спорта. В нашем городе им занимаются несколько сотен человек, причём некоторые начинают в возрасте трёх–четырёх лет. V1.RU побывал на тренировке волгоградских чирлидеров и узнал о всех тонкостях этого, несомненно, прекрасного вида спорта.
Не женский спорт
Девушки, девушки и ещё раз девушки. Примерно такая картина предстаёт перед вашими глазами, когда вы заходите на тренировку команд по чирлидингу. Но среди десятков представительниц прекрасного пола находится и несколько подтянутых парней. Для тех, кто считает чирлидинг занятием сугубо женским, это может стать шоком.
— Удивляться нечему, — говорит тренер и руководитель волгоградского отделения федерации чирлидинга Юлия Голдова. — Мальчики к нам тоже приходят, и это здорово, когда они есть в команде. С ними удаётся выполнять куда более сложные элементы, чем в сугубо женских коллективах. А нравится им в нашем спорте командный дух и... красивые девушки, разумеется. И, кстати, чирлидинг — это только одно из направлений чир-спорта — именно под таким названием аккредитован наш вид. Есть ещё вторая дисциплина — перфоманс, танцевальное направление.
Сами молодые люди не скрывают, что прекрасный пол может стать стимулом пойти в чирлидинг.
— Да, бывает, что сначала девушки приводят вас в зал, потому что им в команду нужен парень, — говорит спортсмен и тренер команды PARADOX Александр Саенко. — Сначала все ребята думают, что это танцульки, но со временем понимают, что мы тут и тяжёлую физическую работу делаем, поднимая и подбрасывая друг друга. В итоге, как правило, люди влюбляются в чирлидинг. Когда мы только начинали, было тяжело, нас занималось всего четверо парней. Сейчас уровень вырос, отношение людей к чирлидингу изменилось, люди начинают понимать, что это не сугубо женский вид спорта.
Александр в чирлидинге даже нашёл свою любовь — его супруга Наталья тоже тренирует команду PARADOX.
— Он сделал мне предложение на последних соревнованиях, — говорит Наталья Саенко. — У нас была чир-свадьба, мы даже в свадебных нарядах выполняли некоторые элементы чирлидинга. А что касается парней в нашем виде спорта, то они в основном приходят из других дисциплин. Акробатики, гимнастики, но были даже ребята, которые занимались футболом и дзюдо. Парни участвуют даже в перфомансе, где девочки танцуют с помпонами. Разумеется, мужчины помпонами не крутят — они просто держат кулаки.
От групп поддержки мы сильно отличаемся
В чирлидерской команде 24 человека и как минимум несколько запасных. Если в команде есть мужчины, то она выступает в дисциплине «чир-микс», в которой соревнуются смешанные составы.
— Вполне логично, что мужчины при построении «пирамиды» всегда находятся в нижнем ряду, — говорит Юлия Голдова. — Они являются опорой, на которых держатся девушки. Но был у нас один парень небольших габаритов, который оказывался на верхушке «пирамиды». Сейчас у него не получается тренироваться из-за работы, но он обещал вернуться, как только получится.
Слово «чирлидинг» для многих является синонимом выражения «группа поддержки» — такой образ создали, в первую очередь, американские фильмы о спортивных командах. Но профессионалы чир-спорта уверяют, что общего между этими двумя явлениями не так много.
— В основном у спортивных клубов есть танцевальные группы поддержки, которые к чирлидингу никакого отношения не имеют, — говорит Юлия Голдова. — Это обычные девочки-танцовщицы с помпонами, они не делают никаких сложных элементов. Как правило, в коротких юбках и лифчиках — это все не наше. У нас строго прописано, какой должна быть форма. Всё должно быть прикрыто. Например, шорты должны полностью прикрывать ягодичные мышцы. Если девочки в купальниках, то под ними обязательно должно быть спортивное трико, чтобы никакие части тела или белье не вылазили наружу.
За неприличный вид и плохие песни штрафуют
За нарушение дресс-кода на соревнованиях чирлидерам сбавляют баллы, в некоторых случаях дело может дойти до дисквалификации.
— Даже на чемпионатах России случались дисквалификации за несоответствие костюмов правилам, — отмечает Юлия Голдова. — Наказать могут также за недопустимые приемы, их огромное количество. Например, запрещены пирамиды в три роста, разрешено только два с половиной. То есть нельзя, чтобы три человека были друг на друге в полный рост. Верхний должен либо сидеть на плечах второго, либо быть только на полкорпуса над ним. Это делается, чтобы снизить травмоопасность. У акробатов можно становиться в три роста, но там людей намного меньше, им проще контролировать друг друга.
Недопустимо в чирлидинге также выступать под песни, в которых содержится ненормативная лексика.
— Даже несмотря на то, что мы выступаем под музыку зарубежных исполнителей, — подчёркивает Юлия Голдова. — У нас все судьи, как правило, проходят семинары за рубежом, поэтому иностранными языками владеют, и любые плохие слова в песнях замечают. Не должно быть мата, расистских высказываний и всего подобного. Поэтому прежде, чем взять песню, мы её сначала переводим. Иногда приходится вырезать кусок песни, накладывать что-то.
Без короны на голове
Как мы видим, ограничений в чир-спорте немало. А вот требований, по словам специалистов, не так уж и много.
— Мы не так сильно обращаем внимание на фигуру, в отличие от тех же гимнастов, — говорит Алина Тихановская. — В нашем виде спорта можно выступать с разными пропорциями, не обязательно быть тоненькими, как струнка.
Зал в Ворошиловском районе, в котором мы находимся, разделен на две части. В одной занимаются девушки 12–15 лет, в другой — старшая группа. С обеих сторон всё начинается с разминки, но девушки и юноши быстро переходят от простых движений к самым сложным. Девушки, которых подбрасывают, взлетают почти до потолка.
— В команде у нас всегда полное доверие, поэтому страха никто не испытывает — говорит Ангелина Валуева из команды «Фаворит». — Я пришла в чирлидинг из эстетической гимнастики, там как раз не было настоящей команды. Даже внутри одного коллектива гимнасток есть дух соперничества. Здесь же мы все друг за друга горой, любим друг друга.
— Каждый человек в команде — это твоя семья, и не доверять ему ты не можешь, — подхватывает Анна Игнатенко. — Если кто-то и боится высоты, со временем это проходит.
Поддерживать командный дух тренеру команды должен помогать капитан. Его, как правило, выбирают методом тайного голосования.
— С короной на голове капитаном быть нельзя, — говорит Алина Тихановская. — Бывали такие случаи, когда девочку выбирали капитаном, и она начинала себя не очень хорошо вести. Говорить: «Я капитан, вы должны слушать только меня!». В команде такое недопустимо — капитан должен учитывать мнение других и приходить к общему решению.
Адиль Зодоров