За несколько месяцев до чемпионата мира по боксу волгоградец Максим Бабанин едва не попрощался со спортивной карьерой. О том, как 30-летний боец вернулся к тренировкам, забрал бронзу престижных соревнований и решился на участие в Олимпиаде в Токио, читайте в нашем материале.
В спортивном зале Красноармейского района выстраивается очередь из гостей, которые рассчитывают на фотографию с Максимом Бабаниным. Мальчишки, которые лишь начинают занятия боксом, достают новенькие красные перчатки и бегут за автографом к призеру чемпионата мира.
— Свой первый бой я вспоминаю с трудом, — улыбается Максим Бабанин. — Но знаю, что выходил на ринг с соперником, который был старше меня. Спарринг- партнеров моей комплекции — тогда я весил 80 килограммов — и возраста просто не было. Я приезжал на соревнования, взвешивался — и становился победителем. (Смеется.) Потому что никого другого не было. Такая история повторялась года два-три. В это время тренер ставил меня со старшими ребятами. Естественно, было тяжело. Наверное, первый бой я проиграл... Хотя точно не помню.
Мысль о финальном бое и спокойной тренерской работе не выходила из головы волгоградского тяжеловеса последние пять лет. О прощании со спортом Максим Бабанин думал и перед чемпионатом мира.
— Я завязываю с боксом последние лет пять-семь. Хочется поставить точку, а потом все начинается снова, — рассказывает спортсмен. — Наверное, это уже привычка. И в первую очередь, работа. В прошлом году после чемпионата России, который проходил в Якутске, мы с тренером немного не поняли друг друга, и три с половиной месяца я тренировался в своем зале. Тогда я оставил бокс... Хотел оставить любительский спорт и попробовать себя в роли профессионала.
Даже вернувшись на ринг, спортсмен с 19-летним «стажем» все еще искал ответ на главный вопрос: «Зачем мне это нужно?» Мужчина не скрывает, что каждый спарринг становился для него боем с самим собой.
— Мой тренер заболел, я и приехал навестить его в больницу: поговорили с ним по душам, но некоторые сомнения все же остались в душе, — вспоминает Максим Бабанин. — На следующий день мы созвонились, и он сказал: «Сейчас я выхожу из больницы, и мы начинаем работу». Сначала я тренировался с одной мыслью в голове: «Зачем мне это нужно?» Мне уже не нравился бокс — я просто заставлял себя. На сборах в Сочи я стоял в парах и думал о том же самом: «Для чего мне это нужно? Сидел бы дома с детьми. Тренировался для себя и занимался бы с мальчишками».
«Тренер всегда настраивал меня на первое место»
Мотиватором для спортсмена, решавшего судьбу своей боксерской карьеры, стал его друг из Самары.
— Сейчас мне 30 лет, а 7 октября будет уже 31. В мире есть очень много спортсменов, которые боксируют до этого возраста. И также много ребят, которые ставят точку в 23–24 года. Либо травмы, либо семейные трудности, — рассуждает волгоградец. — Когда я оказался в шаге от завершения карьеры, меня очень выручил друг из Самары Антон Григорьев. Он помогал мне и финансово, и морально, и физически. Звонил все время, поддерживал и говорил: «Максим, ты же патриот своего города!» Наверное, именно из-за этого я стал пробовать снова.
Всего за месяц вернувшись в хорошую физическую форму, Максим Бабанин бросил вызов и самому себе, и всем соперникам — вернуться с чемпионата мира, который проходил в Екатеринбурге, мужчина рассчитывал лишь с золотой медалью.
— Мы — максималисты: и я, и мой тренер. Он всегда говорил мне: «Только первое место!», — вспоминает бронзовый призер чемпионата. — И я настраивался на первое место. Но видите как... Получается, как получается. Конечно, на соревнованиях нам выстроили очень плотный график. Бывало такое, что перерыв между поединками был меньше суток. Допустим, я боксировал в 22:00, спустя пару часов засыпал, а вставал в 2–3 ночи.
«Первым после боя меня встретил допинг-контроль»
Самой серьезной «подножкой» на чемпионате мира Максим Бабанин называет пересмотр итогов боя с британцем Фрейзером Кларком.
— Перед каждым поединком я серьезно настраивал себя. Если я встречался с боксером раньше и уже проигрывал ему, мне, конечно, было тяжело. Я перебарывал свои эмоции и готовился психологически, — объясняет волгоградец. — Когда выигрывал, собирался на ринг еще тщательнее. Ты ведь думаешь, что сейчас ты увидишь соперника и тут же разберешь его. У меня были такие ситуации, когда я выигрывал у оппонента и думал: «Ну, и сейчас разберусь. Даже переживать не стоит». А потом выходил на ринг и с большим трудом забирал вторую победу. Пересмотр итогов боя меня сильно подкосил. Я, может быть, тогда этого не понимал. Но сейчас осознаю, что после такого очень тяжело восстановиться и прийти в себя. Понять, что ты снова в строю и идешь дальше.
С ощущением недосказанности после финального боя волгоградский тяжеловес не простился и после чемпионата мира.
— В этот раз моя жена и тесть приезжали в Екатеринбург. На трибунах собрались друзья, ребята из родного для меня Красноармейского района. Они понимали, что для меня это очень серьезное событие — чемпионат мира, который проходит в России, для меня, наверное, последний, — вспоминает Максим Бабанин. — Это вроде бодрило: «Как я при них могу проиграть?», но и накладывало большой отпечаток. Первый, кого я встретил после поединка с боксером из Узбекистана, стал... допинг-контроль. (Смеется.) «Здравствуйте, распишитесь». Я уже говорил и сейчас повторюсь. Последний бой не скрасил впечатлений. Он лишь все испортил. Но, думаю, у меня еще будет шанс взять реванш. Всю свою энергию я выплескиваю только на ринге — никакие уличные драки меня не интересуют. Пока вы не в боксерских перчатках, я даже серьезного и строгого лица сделать не могу.
«Что-то меня держит в Волгограде»
После чемпионата мира по боксу Максим Бабанин окончательно расставил все точки над «и». Спортсмен дождется Олимпиады-2020 в Токио и уже не поменяет волгоградскую прописку.
— До Олимпиады осталось не так много времени, чтобы бросать бокс. Хочу попробовать, — делится планами тяжеловес. — Что касается Волгограда. Кто-то жалуется на жизнь в городе... плохая, мол. А меня что-то останавливает. В первую очередь семья и родители — я не могу их бросить. Со своим загруженным графиком и так редко их вижу. Если бы хотел, я бы уже перебрался либо в Германию, либо в Америку. Мне уже много раз предлагали переехать и в более крупные города России. Но, наверное, я и впрямь патриот Волгограда.
Десять дней на отдых с российской сборной и возвращение к тренировкам — такое расписание закаленный спортивной жизнью боксер готовит себе на ближайшие месяцы.
— С 1 по 10 октября сборную России повезут отдыхать. А потом опять в работу, — улыбается спортсмен. — Меня порой спрашивают, хотел бы, чтобы сын повторил мой спортивный путь. Необязательно. Я просто хочу, чтобы он нашел себя в каком-то деле. Если он станет победителем олимпиады по математике или заберет золото на соревнованиях по плаванию, я буду очень рад!