Большинство жителей Волгограда разрешают детям надевать ювелирные украшения в школу. Кто-то отдает старые драгоценности своим чадам, а кто-то покупает новые, но не дороже 10 000 рублей. Мы поговорили с учителями, насколько уместно ходить в школу в золоте, а также с психологом — зачем родители покупают детям дорогие украшения.
Не дороже 10 000 рублей
Аналитики ювелирного бренда Sokolov пришли к выводу, что треть жителей Волгограда готовы потратить на украшение для ребенка от 1000 до 3000 рублей, еще треть считают, что самая оптимальная сумма — до 5000 рублей. Только пятая часть готова потратить до 10 000 рублей, чтобы купить что-то драгоценное своему чаду. Однако средний чек составляет лишь 2143 рубля.
Больше половины опрошенных родителей из Волгограда покупают новые украшения, а 21% отдают свои старые. Драгоценности дарят на праздники, дни рождения и крестины. Серебро и золото остаются популярными металлами. Если говорить о самых популярных видах украшений, то здесь лидируют серьги, крестики и браслеты. Чаще покупают серебряные детские серьги в форме кошек и из позолоченного серебра в форме цветика-семицветика. В топе продаж изделия с фианитом или эмалью.
Половина жительниц Волгограда помнят момент, когда им прокололи уши, или покупку первого ювелирного украшения, а каждая третья из них уточняет, что это было в детстве. Еще 23% опрошенных женщин признались, что начали регулярно носить серьги, кольца и подвески уже в дошкольном возрасте, с 4 до 7 лет.
Более чем у половины респондентов не было дорогих аксессуаров в детстве. Треть волгоградцев не разрешают детям носить их. При этом большинство родителей отметили, что всё-таки разрешают носить украшения в школу — правда здесь всё зависит от того, насколько дорогая это драгоценность. Инициатива ношения исходит как от родителей, так и от самого ребенка: более четверти опрошенных начали носить ювелирку только по собственному желанию в возрасте с 7 до 12 лет, а треть согласились с предложением родителей с 3 до 7 лет.
Главное — опрятный внешний вид, а не золото
Учителя же не видят никакой проблемы в том, что школьники носят золото. Особенно в школах с периферии.
— Не замечала, чтобы ученики ходили в ювелирных украшениях, только бижутерия, — рассказывает учитель Яна Петрова. — Поэтому конфликтов, тем более краж у нас не было. Может быть, в каких-то центральных школах — да. Мы больше боремся за внешний опрятный вид, чтобы не ярко и не вызывающие красились и одевались.
В элитных же школах учителя не отрицают, что дети хотят в золоте и бриллиантах. Но, как в школах на окраинах, проблем с дорогими украшениями ни у учеников, ни у учителей нет.
— У нас в школе есть положение, прописывающее внешний вид ребенка, в котором написано, что у ученика должен быть деловой внешний вид, поэтому массивные украшения не предполагаются, только незаметные, — рассказывает преподаватель начальных классов лицея № 5 Нина Петрова. — Учитель физкультуры каждый год инструктирует, что ношение цепочек, сережек, колец на уроке физкультуры запрещено по технике безопасности. Дети ломали украшения, но сами свои. На уроке физкультуры переодевались, зацепили застежку и сломали. Родители, когда приобретают ювелирные украшения, предполагают, что покупают ребенку.
Учителя не делают акцент на том, что именно на ребенке — бижутерия или что-то дорогое:
— У нас лицей, поэтому есть определенный социальный статус учащихся и семей, так что краж в начальной школе не было, — объясняет Нина Петрова. — Ученики носят серебро и золото, но на этом не акцентируется внимание, что это предмет роскоши. Если родители считают нужным, что ребенок носит цепочку с крестиком золотые или серебряные, то это личное дело каждой семьи. Или если девочка носит сережки-гвоздики с бриллиантами — это личное дело, главное, чтобы они незаметные и не вызывающе.
Самоутверждение родителей
Можно ли детям покупать дорогие украшения и с какого возраста — вопросы открытые, и на них нет однозначного ответа. С одной стороны, ребенок может потерять дорогую вещь. С другой стороны, родители хотят показать с помощью ребенка свой социальный статус.
— Покупать или не покупать что бы то ни было детям — решают родители в соответствии с воспитанием, системой ценностей и здравым смыслом, — объясняет психолог Эвелина Гаевская. — Часто родители стараются дать ребенку лучшее. Иногда «лучшее» означает «дорогое». Если семейный бюджет позволяет, то никто не может запретить или разрешить взрослым дееспособным людям тратить свои деньги так, как они считают нужным. Решает не достаток семьи и не амбиции родителей, а здравый смысл. Дорогостоящие украшения у ребенка — это риск не только потери, но и риск для безопасности ребенка.
Психолог предлагает учитывать риски для ребенка, которые связаны с ношением дорогих украшений. Чем старше ребенок, тем больше у него шансов эти риски снизить самостоятельно, постоять за себя в случае чего и быть внимательным к вещам.
Обойтись бижутерией нельзя
Одежда и аксессуары — это способ коммуникации между людьми. Стиль, логотипы — это возможность обозначить принадлежность к той или иной социальной страте.
— Ювелирные украшения — это демонстрация социального статуса. Бижутерия демонстрирует стиль, интеллект, и то не всегда, — рассказывает Эвелина Гаевская. — Но в детском и подростковом возрасте стиль только формируется. А социальный статус так или иначе уже есть.
Кроме цели обозначить социальный и финансовый статус родители покупают детям дорогие украшения по другим причинам. Психолог приводит как минимум еще три:
Это проекция чувств родителей. Покупая детям подарки, родители реализуют то, что не получили сами. Мама, когда была ребенком, хотела сережки, но по какой-то причине не получила их, и годы спустя она дарит сережки дочке. Мама испытывает те чувства, которые в детстве хотела пережить.
Это самоутверждение и способ повышения самооценки — прежде всего родителей, а дети копируют поведение. Нужно показать другим людям, кто важнее и главнее, у кого жемчуг крупнее. Самоутверждение подобного рода снижает тревожность через чувство контроля.
Это воспитание ребенка, формирование у ребенка чувства вкуса, стиля и привычки выбирать лучшее. Здесь работает идея «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
С детьми нужно разговаривать
Перед тем как дарить ребенку дорогую вещь, психолог предлагает провести воспитательную беседу.
— Диалоги с детьми на тему «как устроен мир» вообще полезны, — настаивает Эвелина Гаевская. — Разъяснение ребенку ценности и цены, по сути, стоит в одном ряду с объяснениями, например, как правильно переходить улицу или как вести себя в общественном месте. Лучше это говорить спокойно, без упреков и запугиваний ребенка, информируя о рисках, связанных с украшениями, и о выгодах и удовольствии от ношения.
Дорогие вещи часто становятся причиной конфликтов не только между учениками, но и учителями. Но не само по себе ношение украшений вызывает конфликты, а то, зачем их носят.
— Если украшения для самоутверждения за счет других людей, то конфликт возникнет — как между учениками, так и между учителем и учеником. Если украшения естественны для той социальной среды, в которой находится ребенок, то конфликтов может не возникнуть, — говорит специалист. — Урегулирование конфликта возможно, если уважаются условия места, в данном случае правила школы. Легче всего соблюдаются правила, когда они работают для всех.
Учителя традиционно против ношения аксессуаров школьниками. Школа — это сообщество с определенной атрибутикой, символами принадлежности сообществу. Одним из символов принадлежности сообществу является школьная форма. Сейчас в школах нет жестких требований носить именно школьную форму, но определенный дресс-код существует.
— Ношение ювелирных украшений, по сути, нарушает нормы школьного сообщества, школьный дресс-код, ослабляет дисциплину, — объясняет психолог Эвелина Гаевская. — Негативное отношение учителей к ученикам, которые носят украшения, объясняется стрессом учителя от вероятности потерять контроль и управление. Человеческий фактор, конечно, исключать тоже нельзя. У учителей, как и у родителей, тоже есть чувства, в том числе и из детства.