Верховный суд России признал законными действия администрации Волжского, закрывшей десяток популярных муниципальных маршрутов. Тем самым поставлена точка в почти двухлетнем споре между администрацией города-спутника Волгограда и УФАС по Волгоградской области.
— Фактически было рассмотрено два заявления, поданных администрацией Волжского, — пояснили V1.RU в пресс-службе Арбитражного суда Волгоградской области. — Оспаривалось выданное УФАС предупреждение о прекращении действий, препятствовавших предпринимателям заниматься в Волжском регулярными перевозками пассажиров. И обжаловалось решение УФАС, что документ планирования регулярных перевозок администрации Волжского нарушает закон о защите конкуренции, так как в нем предусматривалась отмена сразу десяти муниципальных маршрутов.
В начале 2017 года в УФАС на администрацию Волжского пожаловались индивидуальные предприниматели Валентина Абрамян и Андрей Музыкантов, которых документ планирования регулярных перевозок пассажиров попросту лишал бизнеса. УФАС встало на сторону предпринимателей и вынесло муниципалитету предупреждение, потребовав до 15 мая 2017 года снять запрет на десять муниципальных маршрутов: № 1 «Железнодорожный вокзал — 32 мкр.», № 14 «37 мкр. — площадь Строителей», № 24 «37 мкр. — Железнодорожный вокзал», № 27 «улица Медведева — площадь Строителей», № 406 «27 мкр. — ЛПК», № 42 «30 мкр. — СНТ «Цветущий сад» и несколько других.
— Администрация Волжского исполнять предупреждение антимонопольщиков не стала, а обжаловала его в суде, — рассказали в арбитраже. — Уже вовсю шло разбирательство, когда 16 ноября 2017 года УФАС признало администрацию нарушившей закон о конкуренции. В вину чиновникам ставилось закрытие все тех же десяти маршрутов. Как и следовало ожидать, муниципалитет Волжского обратился в суд с новым заявлением к УФАС. И, как ни старались представители антимонопольного органа доказать, что администрация не права, — отстоять интересы перевозчиков ни по одному из исков не удалось.
Разбирательство в судах нескольких инстанций показало: закрываемые маршруты частных перевозчиков дублировались муниципальным транспортом и другими коммерческими перевозчиками. В то же время часть закрываемых маршрутов совпадала с коммерческими маршрутами, которые не планировалось закрывать. Таким образом, администрация в документах учла возможность для пассажиров проехать до нужной остановки. УФАС же не смогло доказать, что закрытие десяти маршрутов с нерегулируемыми тарифами устранит конкуренцию на рынке автотранспортных перевозок пассажиров в Волжском.
— В результате, судьи волгоградского арбитража и вышестоящих инстанций вплоть до Верховного суда России признали предупреждение УФАС «не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя», то есть администрации Волжского, — сообщили в волгоградском арбитраже, — Как отметил Верховный суд России, спорный документ планирования не ущемляет бизнес, а напротив — «может и должен регулировать порядок отмены маршрутов регулярных перевозок». Жесткую оценку дали суды и решению УФАС. Оно, по их мнению, также «нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности», поскольку действия администрации Волжского по отмене маршрутов были направлены на повышение качества транспортного обслуживания населения.
Ранее аналогичные страсти, связанные с отменой 87 маршруток, 14 автобусов и двух троллейбусов, бушевали и в Волгограде. УФАС тогда тоже заступилось за перевозчиков, выдав мэрии предупреждение об отмене пункта о закрытии в документе планирования регулярных перевозок пассажиров на 2016–2020 годы в связи с нарушением закона о конкуренции. В 2017 году администрация Волгограда обжаловала его в арбитражном суде и доказала, что довод антимонопольного ведомства о незаконности ее действий противоречит и фактам, и закону. Пройдя все судебные инстанции, оставившие решение волгоградского арбитража в силе, УФАС региона вынуждено было смириться с таким финалом.
Марина Афанасьева