Волгоградское депо прощается с единственным во всей России вагоном, ровно 35 лет назад выехавшим с чешского завода. После непростого путешествия до столицы уникального «пациента» тут же отправят на реанимационные процедуры.
Длинный вагон КТ8D5 с выгоревшей на солнце табличкой «Монолит — Ельшанка» не похож ни на одного своего «коллегу», списанного со счетов и получившего «пенсионный билет». Строгие формы вместо покатых боков, большие панорамные окна и, конечно же, две кабины для машиниста.
— Этот вагон с двусторонним расположением дверей и двумя кабинами для движения в реверсном режиме был разработан специально для работы на линиях скоростного трамвая, — рассказывает первый заместитель генерального директора МУП «Метроэлектротранс» Константин Шостак. — Как экспериментальный образец его построили в 1984 году: сначала он работал в Праге, потом проходил испытания в Москве, а уже через год приехал в Волгоград.
В просторном салоне кажется, что отправленный на покой «ветеран» вот-вот проводил своего последнего пассажира, только что закрыл двери и еще не попрощался с той неповторимой атмосферой старого трамвая. Все те же миниатюрные сиденья в коричнево-чёрной обшивке, те же граффити на стеклах и даже запылившаяся рекламная листовка, призывающая родителей тратить деньги на своих маленьких гениев.
— Вагон КТ8D5 пятнадцать лет работал на линии скоростного трамвая — притом что срок амортизации не превышает 12 лет, — уточнил Константин Шостак. — Несколько лет он стоит в депо на консервации: сейчас не представляет никакой технической ценности. Затраты на поддержание его в нормальном состоянии были бы колоссальными. Тем более у него давно есть более современные и более энергоэффективные «коллеги».
Ностальгия после прогулки по уютному салону сменяется сочувствием к состарившемуся «ветерану» со старческой «паутиной» на обшивке.
— Изначально чешский вагон был бежево-красным (родной цвет был не белым и не желтым), — уточняет представитель МУП «Метроэлектротранс». — Но после определенного пробега любая транспортная компания должна провести или текущий, или капитальный ремонт. Во время реконструкции мы и поменяли схему окраски под питерские вагоны. Конечно, сотрудники ГУП «Мосгостранс» проведут колоссальные работы: избавятся от старой краски, перешьют металл и поменяют все ржавые участки. У них простая задача — покрасить один раз и больше к этому вопросу не возвращаться. После реставрации вагон должен выглядеть как в 1984 году.
После своего переезда уникальный вагон, который может встретить «родных братьев» только в Чехии, Словакии и Корее, будет готовиться к выходу на столичный парад.
— До этого мы никогда не отправляли в Москву свои вагоны, поэтому этот случай беспрецедентный. Надо сказать, что для богатейшей коллекции ГУП «Мосгостранс» это очень значимое приобретение, — уверен Константин Шостак. — Экспериментальный чешский вагон (предприятие успело выпустить всего 205 его «собратьев». — Прим. авт.) ждал своего часа. Как только мы решим непростой вопрос с его перевозкой на трале, то за счет принимающей стороны отвезем в столицу: сейчас как раз проходит конкурс на его транспортировку. После масштабной реконструкции наш вагон выйдет на большой парад, посвященный 120-летию московского трамвая. По Бульварному кольцу «побегут» и трамваи на конной тяге, и современные трехсекционные вагоны «Витязь». Отлично выглядят и те, и другие.
Прощаясь с вагоном-легендой, сотрудники волгоградского «Метроэлектротранса» уверяют: если бы модель с чешского завода не получила московскую «прописку», ее бы отвезли в местный музей.
— Чтобы сказать о суммах, которые бы потребовались нам на восстановление, мне нужны расчеты, — говорит Константин Шостак. — Пока этот вариант не рассматривали, потому что мы получили современный состав. Но разговоры о том, что вагон мог попасть в музей «Метроэлектротранса», у нас, конечно, были.
На прошлой неделе волгоградские депутаты решили распрощаться с удивительным вагоном, родственники которого остались лишь в Чехии, Словакии и Корее.
— Вагон КТ8Д5 выехал с предприятия «ЧКД Прага» еще в 1984 году, — рассказали в пресс-службе Волгоградской городской думы. — До 1989 года под номером 18 он работал в Чехословакии, а потом еще три года проходил «тест-драйв» в московском трамвайном депо имени Апакова. Только после этого единственный во всем СССР вагон вышел на линию только что открывшегося в Волгограде скоростного трамвая.
Виктория Рындина